Осень для художника - как вдохновение или хандра?


Вопрос, который звучит из года в год, когда багряные листья начинают свой танец с ветром, а дни становятся короче. Однозначного ответа нет, ведь для каждого творца осень – это своя, особенная мелодия.

«Осень. Домотканово». Валентин Серов. (1892)
«Осень. Домотканово». Валентин Серов. (1892)
«Золотая осень». Василий Поленов (1893)
«Золотая осень». Василий Поленов (1893)
«Зеленя осенью». Зинаида Серебрякова (1908)
«Зеленя осенью». Зинаида Серебрякова (1908)
«Осень в Баварии». Василий Кандинский (1908)
«Осень в Баварии». Василий Кандинский (1908)
"Осень", С.Ю. Жуковский. Луганский областной художественный музей.
"Осень", С.Ю. Жуковский. Луганский областной художественный музей.

Для одних осень – это буйство красок, взрыв эмоций, выплеск энергии на холст. Багрянец кленов, золото берез, медь дубов – все это словно сама природа шепчет: "Пиши, твори, не сдерживай себя!" Вдохновение плещется в каждой капле дождя, в каждом порыве ветра, в каждом шорохе опавших листьев. Художник, охваченный этим вдохновением, с головой окунается в работу, создавая картины, полные жизни и страсти.
«Осенняя распутица». Архип Куинджи (1870)
«Осенняя распутица». Архип Куинджи (1870)
«Осень». Михаил Ларионов (1912)
«Осень». Михаил Ларионов (1912)
"«Стынет». Осень на Оке близ Тарусы", В.Д. Поленов, 1893. Киевская картинная галерея.
"«Стынет». Осень на Оке близ Тарусы", В.Д. Поленов, 1893. Киевская картинная галерея.

Для других же осень – это время увядания, период грусти и меланхолии. Серые тучи, моросящий дождь, унылые пейзажи за окном навевают тоску и печаль. Художник, подверженный осенней хандре, теряет интерес к работе, краски блекнут, холст кажется пустым и безжизненным. Творчество превращается в муку, а вдохновение сменяется апатией и безразличием.
«Опавшие листья». Исаак Бродский (1915)
«Опавшие листья». Исаак Бродский (1915)
«Очей очарованье». Владимир Дубосарский, Александр Виноградов (1996)
«Очей очарованье». Владимир Дубосарский, Александр Виноградов (1996)
«Осень. Бульвар Севастополь». Эрик Булатов (2009–2010)
«Осень. Бульвар Севастополь». Эрик Булатов (2009–2010)
"Осенний день", К.И. Горбатов. Частное собрание.
"Осенний день", К.И. Горбатов. Частное собрание.

Но даже в осенней хандре можно найти свою прелесть. Меланхолия, как это ни странно, может стать источником вдохновения, поводом для размышлений о жизни, о смерти, о вечном. Грустные осенние пейзажи могут быть невероятно трогательными и красивыми, а тихая печаль – стать основой для шедевра. Главное – не поддаваться унынию, а попытаться увидеть красоту в увядании, найти вдохновение в грусти.
«Мельница. Октябрь. Лигачёво». Константин Юон (1913)
«Мельница. Октябрь. Лигачёво». Константин Юон (1913)
"Осень", С.Ю. Жуковский, 1903. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
"Осень", С.Ю. Жуковский, 1903. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
"Осенний пейзаж", К.И. Горбатов, 1929. Частное собрание.
"Осенний пейзаж", К.И. Горбатов, 1929. Частное собрание.

Так что же такое осень для художника – вдохновение или хандра? Скорее – и то, и другое. Осень – это время перемен, время контрастов, время, когда мир вокруг нас меняется и преображается. И задача художника – увидеть эту красоту, прочувствовать ее и передать в своих работах.

Комментарии

Комментариев нет.