Комментарии
- 12 фев 15:00виктор жилинОлег вещий Рыжий был родом из народа Ван !Словенские рудные горы!Сын Утина !У него был сын Зимун !Был Ларем-Ккпцом ! стал воином!Отчим Игорю!Фактически правил Русью!Рюрик был никем его вспомнили только через 2 века !Родословную княжеского рода ведут от Игоря старого!Рюрик Олекса Игорю не отец настоящий отец Игоря Валента храбрый Перунец!Датский принц сын Стурлауга Трудолюбивого Новгородцы призвали княжить чтобы быть независимыми от Хазарии !Был потомком Атиллы Атилла был Готом!!Был убит в бою на воде с Диром Будимовичем родным дядей по матери делили престолонаследие!Мать Игоря внучка Венда Мария Будимовна Внучка царя Болгарии Крума 3 в народе Маринка!Первая жена Игоря Анида Спреванка тоже из народа Ван общий сын Рогволод!Ольга вторая жена общий сын Святослав!
- Игоpь AнaтoльeвичКомментарий удалён.
- 12 фев 16:47Игоpь AнaтoльeвичПеревод коммента "жилина" на русский язык:
!!!
!!!!
!!!!!!! на .... уй
- 14 фев 07:55Костя (Михалыч) КузнецовЕпатькопать, Жилин , ты папскую библиотеку на гоп-стоп взял и нашёл там доселе неизвестную летопись?
- 26 фев 01:32Stefan Wlasof
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
История человечества
Чешский князь Олег Русский: малоизвестное продолжение истории Вещего Олега
Все мы со школы знаем стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в котором обыграна летописная легенда о гибели древнерусского князя Олега от укуса змеи, выползшей из черепа любимого княжеского коня. Но оказывается, не всё в жизни и смерти Олега так однозначно.
Умер Олег или ушёл за море
Прозвище «Вещий», которым русские летописи наделяют Олега, указывает, вероятно, на его жреческий статус у язычников. Правда, есть версия, согласно которой этим прозвищем наградили его уже христианские монахи-летописцы, причём именно с целью посрамить язычество. Ведь «вещий» князь не смог предвидеть свою смерть!
Конечно, есть большие сомнения именно в таком характере гибели Олега, и не столько потому, что укусы гадюк, водящихся в наших северных краях, очень редко бывают фатальными, но главным образом потому, что это вообще очень расхожий сюжет средневековых легенд о правителях, повторяющийся и в Скандинавии, и в Англии. Однако речь здесь пойдёт о другом.
Основными источниками о жизни Олега служат нашим историкам древнерусские летописи. Но в них есть расхождения. Так, по «Повести временных лет» (ПВЛ), Олег умер в 912 году, вскоре после успешного похода на Константинополь и подписания выгодного договора с Византией.
Согласно же Новгородской Первой летописи (НПЛ), кончина Олега относится к 922 году, причём произошла она не в Киеве, а на севере, в Ладоге, где якобы находится его могила. При этом автор НПЛ, видимо, сам сомневался в истинности этих сведений, так как добавлял и ещё одну версию, по которой Олег ушёл куда-то за море и умер там.
Вопрос о жизни и смерти Олега тесно связан с более широкой темой точной хронологии и событий ранней русской истории. Упоминания об Олеге – том же самом или каком-то его младшем современнике, носившем то же имя, но неизвестном по русским источникам – имеются в иностранных документах.
В то же время, по обычно полным и скрупулёзным византийским источникам не прослеживаются походы и договоры Олега с Византией. Это заставляет многих историков думать, что они были сочинены русскими летописцами. Само же правление Олега могло протекать в более позднее время, чем это следует из ПВЛ или НПЛ.
Олег после ухода из Руси
Арабские и армянские средневековые историки пишут про два похода русов через Каспийское море на территорию нынешнего Азербайджана. По христианскому летосчислению они состоялись в 912 и 944 гг.
При этом арабский историк Аль-Масуди упоминает и двух правителей славян, следовавших один за другим, первого из которых, по созвучию, можно отождествить с Диром (по русским летописям, Олег убил в Киеве соправителей Аскольда и Дира и занял их место в 882 году), а второго – с Олегом. Правда, Аль-Масуди не утверждает, что его гипотетический Олег (Аль-Ольванг) возглавлял поход русов через Каспийское море.
Зато в так называемом «Кембриджском документе», представляющем письмо некоего высокопоставленного еврея при дворе хазарского кагана к своему соплеменнику при дворе кордовского халифа, рассказывается о таком эпизоде.
Некий предводитель русов Hlwg, что обычно отождествляется со скандинавской формой имени Олега (Хельг), завоевал для Византии у Хазарии Керченский пролив, однако был разбит хазарским военачальником Песахом, после чего уже по заданию Хазарии отправился на Константинополь. Византийцы сожгли суда русов греческим огнём, и тогда Олег отправился через Каспийское море в Персию, где и погиб вместе с войском.
Описание неудачного похода русов на Каспий может относиться как к 912, так и к 944 году. Учитывая, что ему предшествовал разгром русов у Константинополя (по русским и греческим известиям, это был поход князя Игоря в 941 году), речь, скорее, о походе 944 года. Напомним при этом, что НПЛ называет Олега не князем, а лишь воеводой при Игоре, сыне Рюрика.
Для объяснения столь долгой активной жизни Олега (он участвовал в событиях, разделённых более чем шестьюдесятью годами) выдвинуто немало версий. Они сводятся к двум основным положениям: 1) Это были разные Олеги; 2) Ранние события биографии Олега (начало правления, захват Киева) необоснованно удревнены, а на самом деле случились позже. По принципу «лезвия Оккама», предпочтительнее для науки второе объяснение.
Олег – предок князей Жеротинских
Не вдаваясь во все версии биографии вещего Олега, отметим только, что многие историки не исключают, таким образом, продолжения его активной жизни и деятельности после исчезновения с горизонта древнерусских летописей в 922 году, по меньшей мере до 940-х годов.
Теперь перенесёмся в Чехию той эпохи. Точнее, в Моравию, остаток Великоморавского государства, где в конце IX века проповедовали братья Кирилл и Мефодий, и которое в начале Х века было разгромлено венграми и немцами.
Согласно одному из чешских источников, в 940-949 гг. в Моравии правил князь Олег русского происхождения. Его потомками ещё в XVII веке являлись князья Жеротинские (или Жеротины). В начале Тридцатилетней войны, в 1618-1620 гг., Жеротины возглавили неудачное движение за независимость Чехии от Габсбургов, после чего бежали из страны.
При этом некоторые их потомки, возможно, обосновались в России: во всяком случае, в XIX веке на родство с Жеротинскими претендовали дворяне Блудовы, один из которых – Дмитрий Николаевич Блудов – в 1842 году, при Николае I, получил графский титул за свою долгую службу министром внутренних дел.
Был или не был Олег Моравский
Правда, чешские источники об Олеге Моравском, во-первых, написаны не раньше конца XVI века; во-вторых, полны противоречий и анахронизмов. Жизнь Олега Моравского как исторического персонажа относится в них то к середине Х века, то к концу IX столетия.
При этом он называется племянником князя Ярополка Святославича и, в одном из источников, сыном Олега Святославича (погибшего от рук Ярополка), но, одновременно, братом Ольги, жены князя Игоря! Между тем Олег и Ярополк Святославичи были, по русским летописям, внуками Игоря и Ольги!
Сведения поздних чешских историков об Олеге Моравском не согласуются также с известными данными об истории Моравии. Поэтому большинство нынешних историков считает сказания об Олеге Моравском, выходце из Руси, легендой, сочинённой в конце XVI-XVII вв. в угоду сильным в то время князьям Жеротинским.
Но это не исключает вероятности присутствия в истории Чехии и Моравии Х века некоего князя варяжского происхождения с характерным скандинавским именем Олег, даже если он не был идентичен вещему Олегу русских летописей (хотя и это нельзя исключать). Ибо проблема установления подлинных событий биографии вещего Олега и их точного датирования остаётся нерешённой.