СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ

СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103735195
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и мы постараемся рассказать о самых ярких и известных из них.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103740315
Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как "умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда". Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.
Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей.
Деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода ХХ-го века, были часто совсем небольшими. 5-10 дворов — уже деревня. При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.
В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение.

«ЦВЕТУЩИЕ» ПОДНОСЫ
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103762075
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера из Нижнего Тагила, Невьянска и Выйска стали расписывать металлические подносы. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Первую «лакерную мастерскую» открыл здесь крепостной графа Шереметьева Филипп Вишняков в начале XIX века. Сначала здесь расписывали изделия из папье-маше (кошельки, портсигары, табакерки), а к 30-м годам позапрошлого века сразу несколько местных мастерских стали выпускать металлические кованые подносы.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103772315
Их украшали особой росписью: букетами полевых и садовых цветов, словно подсвеченных изнутри, и мелким золотым орнаментом по краю. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись».
В годы Великой Отечественной войны главные силы артели бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103782299
В Музее подносов гости украшают металлические заготовки сами. После сушки в специальной печи и нанесения лака изделия можно забрать домой.

ОГНЕННАЯ, ПЛАМЕННАЯ, ЯРКАЯ
Нижегородские леса в ХVII веке служили пристанищем для старообрядцев. В их числе были мастера-иконописцы. Именно они, по преданиям, и подсказали крестьянам технику росписи, ставшей впоследствии хохломой.
Получила свое имя хохлома от названия торговой деревни, где продавали расписную посуду. Промысел возник после освобождения от татаро-монгольского ига. Захватчики опустошили земли, и жители разграбленных деревень кормились продажей расписных изделий.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103788187
Своим развитием хохлома обязана монастырям. В старину олово стоило дорого. Вот и работали по подряду в святых обителях. Лишь для Троице-Сергиевой лавры посуду делали жители 80 деревень.
По Волге отправляли хохлому в далекие страны. Расписную посуду охотно покупали в Персии, Индии, Средней Азии. На Всемирной выставке 1889 года хохломская роспись покорила Париж.
Начиная с XIX века, одним из самых узнаваемых и популярных товаров была хохломская ложка. Предприимчивые немцы пытались наладить свое производство, но качеством их изделия не вышли.
В 1912 году из Одесского порта отправилась по свету плавучая выставка хохломской посуды. Добралась до Ливана, Египта, Турции. Тогда же открылись первые международные представительства по продаже изделий русского промысла — в Париже и Варшаве.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103795867
Город Семёнов был официально признан столицей художественных промыслов, и именно там проходит Международный фестиваль народных промыслов «Золотая хохлома».
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103800475

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии.
Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103804059

УРАЛЬСКИЙ МАЛАХИТ
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103808155
Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений.
Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103811995

ГУСЕВСКОЙ ХРУСТАЛЬ


СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103819931
Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

ВАРНАВИНСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103827611
В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.
Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений, шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров. Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103833499
С помощью этой техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.
Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

ОГНЕННОЕ ПИСЬМО
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103838107
Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.
В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир Жан Тутен, он открыл секрет полупрозрачных огнеупорных красок. С тех пор процесс состоял из трех этапов: сначала мастер готовил белую эмалевую основу, затем наносил рисунок и вставлял изделие в оправу. Пластину для основы вырезали из листа металла. Использовали медь, бронзу, латунь, серебро или золото. В таком виде заготовка попадала к художнику. На выпуклой стеклянной части он изображал миниатюры и орнаменты. Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении.
Технология требовала мастерства: исправить нанесенный на эмаль рисунок нельзя, одно неверное движение кисти могло испортить всю работу. А сами пигменты в печи меняли цвет — если ошибиться с температурой и временем обжига, замысел художника мог не воплотиться. Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла.
В XVII веке производство эмалей наладили мастера из города Усолье (сегодня — Сольвычегодск), а затем ремесло пришло в Вологду. Михаил Ломоносов внес вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод, стекло использовали как основу для красок. В Академии художеств в Петербурге был основан класс «живописи по финифти», в котором учились будущие художники.
Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из Ростова Великого, в те годы — духовного центра страны. В ростовские старинные церкви и монастыри приезжали паломники из далеких уголков России, каждый из них хотел увезти с собой памятную вещь. Небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках.
Со временем Ростов стал снабжать финифтью монастыри по всей стране, яркие иконки пользовались спросом у народа.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103844251
К началу ХХ века ростовская финифть пользовалась все меньшим спросом. Новые технологии делали производство эмалей экономически невыгодным. Снова интерес к ростовской финифти появился уже при советской власти.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103849115
Рядом с традиционными орнаментами появились пятиконечная звезда, ленты, колосья с серпом и молотом, лозунги нового советского государства. В промысле наметились два основных направления: цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись. В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они расписывали в основном броши и шкатулки.
Сегодня промысел финифти в Ростове Ярославской области по-прежнему развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы.

ОТ ИКОНЫ — К ШКАТУЛКЕ
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103855259
Палех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились, основав на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии село. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103859355
В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь».
После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.
Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103866523
В том же 1924 году при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль. Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.
В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.
Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста.

ГЖЕЛЬ
Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжельский куст – подмосковный район из 27 деревень, который славится своими глинами. Ныне город Гжель находится на территории Раменского района Московской области.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103876251
Уже с XVII века Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. В XIX веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ ШАЛИ
В середине XIX века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103881371
До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

ЗАСТЫВШИЕ ПЕСНИ КРУЖЕВ
Русское кружево не шьют и не вяжут — его плетут коклюшками. Кружевницы обычно работали под песню. Задушевная мелодия, ритмичный перезвон коклюшек звучали как бы в унисон рождающемуся узору.
Историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103886491
Ученицы Мариинской школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства — постоянной статьёй экспорта.

НЕТАЮЩИЙ ИНЕЙ ВОЛОГОДСКОГО КРУЖЕВА
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103904411
Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Ремесло недорогое. Валик, коклюшки и станок стоили дореволюционные 1 рубль 50 копеек. Зарабатывали кружевницы до 20 рублей в год, но проводили за коклюшками по 16 часов в день.
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103912347

ВЯТСКОЕ КРУЖЕВО
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103925403
Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.
В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только в 2012 году в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», возрождающий традиции старинного ремесла.

МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103933595
В старину Михайловские мастерицы делали только «численное» кружево. Это значит, что плели его не по заранее заготовленным рисункам — сколкам, а по памяти — считая число переплетений. На давнюю традицию указывает и отсутствие чересчур сложных узоров. Орнамент геометрический: сочетание прямоугольников, полосок, треугольных «мысов» и веерообразных «бубенцов». Нити брали всего трех цветов — белые, красные и синие, однако так умело сочетали их, что каждое произведение смотрелось по-своему. Для современного Михайловского кружева характерны более сложные по сравнению со старинным кружевом орнаменты, а также новые цвета – жёлтый, зелёный, чёрный.
Михайловское кружево органично вписывалось в красочный крестьянский костюм. Не только рязанцы — жители почти всей срединной России украшали ими свою одежду Например, рубахи — и мужские и женские. Обшивали также полотенца, простыни, подзоры.

В древности кружева ценили на вес золота: один грамм золота приравнивали к одному грамму кружева. В наше время художники и мастера по-прежнему создают шедевры, которые являются «золотым запасом» современной русской культуры.

ШЕМОГОДСКАЯ ПРОРЕЗНАЯ БЕРЕСТА
Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103947931
Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди.
Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».
В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал). Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по двум параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103958683
В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103969947

КОРОВИНСКАЯ ПОСУДА
Мастера гончарного промысла из села Коровино (Владимирская область) использовали для работы местную глину — белую и красную. Керамику особым образом обжигали, а потом покрывали цветной контрастной глазурью.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103979675
По старинным технологиям изготавливают здесь керамику и сегодня. Мастера сами заготавливают глину. Сначала она хранится в специальных ямах и «дозревает» на солнце. Потом в нее добавляют воду и готовят «глиняное тесто». Вылепленную посуду мастера сушат, потом обжигают и украшают цветной или прозрачной глазурью. Мастера могут покрыть все изделие целиком, расписать его или декорировать «под мрамор», смешивая несколько цветов.

ФИЛИГРАНЬ
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918103991707
Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные углубления. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.
Центрами сканного дела сегодня являются:
Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка.
Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА
(или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии. Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка. Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок.
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918104001435

СВИСТУЛЬКИ ДЛЯ «СВИСТОПЛЯСКИ»
Больше 400 лет назад в слободе Дымково (сегодня — микрорайон города Кирова) появились первые обрядовые игрушки — свистульки. Их изготавливали из красной глины и речного песка к весеннему празднику «свистопляски». Так в Дымково зародился один из самых старинных художественных промыслов России. 
СТАРИННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ - 918104007835

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное — предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Источники
https://www.culture.ru
https://fishki.net
https://www.livemaster.ru
https://ruvera.ru
http://palekh.narod.ru

#библиотекаПсебай2 #изобразительное_искусство #история #культура_для_школьников #традиции #Ночь_искусств

Комментарии