🔴 ИЗ ИСТОРИИ НОВОРОССИИ

И ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ⚓📜
22 ноября 1801 года родился этнограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль, в 1819 -1824 годах - мичман Черноморского флота в Николаеве.
«...К особенностям его любви к Руси принадлежит то, что он любит ее в корне, в самом ее стержне, основании её, ибо он любит русского человека, на обиходном языке нашем называемом крестьянином и мужиком...» (В. Белинский 1846 г.)
-------------------------------------------
Владимир Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в посёлке Луганский завод (ныне Луганск) Екатеринославского наместничества Российской империи в семье лекаря горного ведомства Ивана Матвеевича Даля и его жены Юлии Христофоровны, урождённой Фрейтаг.
Его отец, обрусевший датчанин Йохан (Иоганн) Кристиан Даль принял российское подданство вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль в 1799 году. Он знал немецкий, английский, французский, русский, идиш, латынь, греческий и древнееврейский язык, был богословом и медиком.
Известность его как лингвиста достигла императрицы Екатерины II, которая вызвала его в Петербург на должность придворного библиотекаря. Иоганн Даль позднее уехал в Йену, прошёл там курс врачебного факультета и возвратился в Россию с дипломом доктора медицины. Российская медицинская лицензия гласит: «Иван Матвеев сын Даль 1792 года марта 8 числа удостоен при экзамене в Российской империи медицинскую практику управлять».
Иван Даль в Петербурге женился на Юлии Христофоровне Фрейтаг, у них родились две дочери (Паулина и Александра) и четверо сыновей. Братьями Владимира были:
Карл (1802—1828), до конца жизни прослужил на флоте, проживал и похоронен в Николаеве, детей не имел.
Лев (1807—1831), убит польскими повстанцами.
Павел (1813—19.10.1836), был болен чахоткой и по состоянию здоровья часто проживал вместе с матерью в Италии, где и похоронен на римском кладбище Тестаччо, детей не имел.
Когда Далю было всего четыре года, его семья переехала в Николаев, где общалась среди прочего с семейством Зонтаг. Выслужив в 1814 году дворянство, Иван Матвеевич, старший лекарь Черноморского флота, получил право на обучение своих детей в Петербургском морском кадетском корпусе за казённый счёт.
Псевдоним «Казак Луганский», под которым Владимир Даль вступил в литературный мир в 1832 году, был взят им в честь своего родного Луганска. Родиной он считал не Данию, а Россию. В 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил Данию и позже вспоминал:
«...Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков...»
--------------------------------------------------------
Великий этнограф, лингвист и писатель Владимир Иванович Даль лучшие годы своей жизни – детство и юность – провел в Николаеве.
Из всех городов России, в которых пришлось жить Далю, дольше всего он жил в Николаеве. Можно с полным основанием сказать, что именно здесь он родился духовно, как личность. Именно здесь он начал собирать пословицы и поговорки, писать басни, романсы, стихи, пьесы, рассказы, вел дневники.
Отец его, Иван Матвеевич Даль, служил здесь Главным доктором Черноморского флота и портов, умер и похоронен в Николаеве (место погребения не установлено) 5 октября 1821 г. (даты по старому стилю) на 57-м году жизни, оставив 46-летнюю вдову и 6-х детей.
Для установления точных дат пребывания и места жительства семьи Далей в Николаеве, начиная с 1980 г. мною было обследовано 22 архива и 23 крупных библиотек в 10-ти городах бывшего СССР. Для будущих исследователей жизни В.И. Даля в Николаеве сообщаю следующее.
В Пушкинском Доме ИРЛИ Российской АН сохранилась значительная по объему и содержанию ещё не изученная переписка В.И. Даля с родными. Подавляющая часть материалов находится в ЦГА Военно-Морского флота России в Санкт-Петербурге. Часть материалов, касающихся жизни В.И. Даля в Оренбурге, ряд журнальных статей, стихотворения, рассказы о посещении Пушкина, воспоминания дочери и внучки В.И. Даля находятся в отделе рукописей ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
Большая часть дневников, литературных произведений, карточек со словами для его знаменитого словаря, тексты двух пьес, написанных в Николаеве, хранятся в отделе рукописей бывшей Библиотеки им. В.И. Ленина (ныне Российская Государственная Библиотека в Москве). Несколько значительных материалов, среди которых нужно выделить альбомы семьи Далей (отца и сестры, Паулины), которые представляют собой истинные произведения искусства, хранятся в отделе рукописей Государственного литературного музея в Москве.
Благодаря архивным материалам удалось доказать, что Даль не писал пасквиля на супругу Грейга, а вынужден был защищать своих друзей Скорабелли и унтер-офицера Петрова. Подробно об этом можно прочитать в моей книге «Неизвестное о Пушкине, вып. 6. Пушкин и Даль», Николаев, 2005.
Из архивных материалов удалось установить, что семья Далей приехала в Николаев 19 мая 1805 г. С отцом, Иваном Матвеевичем Далем, в наш город прибыли: мать, Юлия Христофоровна, урожденная Фрейтаг; бабушка, Мария Фрейтаг; старшие сестры Владимира – Паулина и Александрина; младший брат – Карл.
Здесь позднее родились Лев и Павел. Где жила семья Далей в первые годы жизни точно не известно. В воспоминаниях дочери Даля отмечено, что остановились на главной улице, т. е. на ул. Адмиральской. По ряду косвенных признаков удалось установить, что это был, вероятно, дом по ул. Адмиральская, 14. Здесь находился так назывемый дом Бернатского, который не сохранился.
Хранящиеся в Гослитмузее альбомы отца и сестры Паулины, а также переписка Далей, свидетельствуют о том, что дом Далей, во всё время пребывания их в Николаеве был культурным центром города. Отец, страстный книгочей, в свое время библиотекарь Екатерины ІІ, собрал у себя в доме обширное собрание книг на разных языках. Мать, отец и бабушка владели 5-7 языками, в том числе и древнейшими. Бабушка была писательницей и переводчицей. Отец прекрасно рисовал, интересовался астрономией, историей, литературой, медициной. Мать обладала голосом европейской певицы, прекрасно играла на фортепиано, была большой рукодельницей.
Детей родители в основном учили сами. С мая 1815 г. по март 1819 г. В.И. Даль обучался в Морском кадетском корпусе, в Петербурге, а затем снова вернулся в родной дом мичманом, для продолжения службы в Черноморском флоте. Из Петербурга в Николаев он посылал свои первые стихотворные опыты матери.
По дороге в Николаев, по его собственному признанию, В.И. Даль положил начало «Толковому словарю». В «Автобиографической записке» он писал:
«3 марта 1819 г., после трех кампаний в Маркизовом море, мы были выпущены в мичмана, и я по желанию написан в Черное море в Николаев. На этой первой поездке моей по Руси я положил бессознательное основание к моему словарю, записывая каждое слово, которое дотоле не слышал.»
Архивные материалы свидетельствуют, что уже в Николаеве В.И. Даль написал и поставил две пьесы «Невеста в мешке, или билет в Казань» (1821 г.) и «Медведь в Маскараде» (1822 г.), здесь он писал стихи, начал собирать не только слова, но также народные пословицы, сказки, загадки.
В Николаеве вокруг Далей в 1820-1824 гг. образовался литературный кружок, в который входили: николаевский поэт и моряк Е.П. Зайцевский, знакомый А.С. Пушкина на Юге и долгое время поддерживавший с ним связи; А.П. Зонтаг, племянница В.А. Жуковского, первая писательница нашего города, переводчица; моряки – Скорабелли, братья Рогули, а также брат Карл, сестра Паулина и астроном К.Х. Кнорре.
После известного конфликта с адмиралом А.С. Грейгом, В.И. Даль вынужден был перевестись в Балтийский флот и уехал из Николаева 15 октября 1824 г. Еще раньше по разным причинам уехали Александрина, Паулина и Лев. I марта 1825 г. мать Даля с Павлом выехала в Дерпт. В Николаеве остался лишь Карл, который служил во флоте и вместе с К.X. Кнорре проводил первые измерения при открытии обсерватории в нашем городе.
5 апреля 1828 г. Карл внезапно умер и похоронен в Николаеве – место захоронения не установлено.
Так, волею судьбы в Николаеве навечно остались отец и брат В.И. Даля. После отъезда Даль несколько раз посещал наш город – он любил Николаев.
Вот что писала по этому поводу А.П. Зонтаг из Николаева в Кронштадт В.И. Далю 5 апреля 1825 г.:
«Егор Васильевич (муж А.П.Зонтаг – А.З.) переведен капитаном над портом в Одессе... думаю, что в конце мая мы совсем переместимся в Одесс. Что то Бог даст на новом месте. Мне знакомо чувство, с каким вы оставили Николаев и я оставляла родину, родных и друзей, а и сам Николаев оставляю не без сожаления...».
В автобиографической повести «Мичман Поцелуев» В.И. Даль рассказывает о своем возвращении в Николаев в 1819 г. Это было счастливое для него время, время долгожданной вольности и свободы после мрачных лет обучения в Морском кадетском корпусе. Вот как писал он в повести об этом:
«Душа блаженствовала и мечтала, не заботясь ни о чем, Смарагд (Поцелуев) помнил и понимал себя в одном только смысле; грудь его дышала свободно, душа купалась в каком-то блаженстве; он был счастлив, сам не зная – чем и от чего: он жил со всегдашнею улыбкою на устах, с каким-то отблеском самодовольства в голубых глазах; словом – он жил впервые».
Даль был другом А.С. Пушкина, он провел неотлучно последние сутки рядом с умирающим поэтом и оставил замечательные воспоминания о нем. Сохранился профиль В.И. Даля, зарисованный Пушкиным в 1833 г., во время пребывания поэта в Оренбурге.
Даль был одним из основателей «Русского географического общества». Как ученый, Даль оставил множество статей по лексикографии, этнографии, географии, истории, которые не потеряли своего значения и в наши дни.
Особенно многопланово он проявил себя как писатель, им написаны повести, очерки, рассказы, сказки. Изданные в конце ХІХ века они составили 10 - ти томное полное собрание сочинений, которое, однако, как это видно из архивных материалов, является далеко неполным. Одной только переписки наберется на несколько томов, не говоря о дневниках, записных книжках и множества других материалов.
Следует отметить, что В.И. Даль создал много ценных этнографических очерков из жизни и быта народов России, Казахстана, Молдавии, Турции и Польши. Все его произведения буквально пропитаны любовью к простому народу.
Отмечая это качество творчества Даля, В. Белинский писал в 1846 г.:
«К особенностям его любви к Руси принадлежит то, что он любит ее в корне, в самом ее стержне, основании её, ибо он любит русского человека, на обиходном языке нашем называемом крестьянином и мужиком...».
Это дало основание Белинскому назвать его истинным продолжателем традиций Гоголя. По существу своему эта сторона его творчества была ни чем иным, как исполнением гражданского долга и вкладом в решение крестьянской реформы 1861 г.
Сам Даль по этому поводу писал:
«Во всю свою жизнь я искал случая поездить по Руси, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень, а высшее сословие – за цвет и плесень... и почти с детства смесь нижегородского с французским мне была ненавистна... при недостатке книжной учености и познаний, самая жизнь, на деле знакомила, дружила меня всесторонне с языком... я не пропускал дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов. Греч и Пушкин горячо поддерживали это направление мое, а также Гоголь, Хомяков, Киреевские, Погодин. Жуковский был как бы равнодушен к этому и боялся «мужичества».
В конце концов, эта страсть к собиранию народной мудрости позволила ему создать «Толковый словарь, живого великорусского языка», который в ряду всех его заслуг высится подлинным памятником.
Более полувeка своей жизни отдал словарю В.И. Даль. Первые слова им были записаны по пути в Николаев в 1819 г., а последние – перед смертью в Москве в 1872 г. За его создание он был избран почетным членом Академии Наук с присуждением Ломоносовской премии и Географическим обществом – Константиновской премии.
Далем было собрано более 200000 слов, из них более 80000 не отмечено ни в одном из существующих словарей!
Ни одна страна Европы не имела подобного словаря. Значение этого труда еще не оценено в полной мере. Язык любого народа – всегда хранитель его истории, даже в отсутствии письменности. Отсюда нетрудно понять какие глубины истории содержатся в языке, но если он сохраняется в народе.
В наш век урбанизации и телевидения идет стремительное вырождение литературного языка и постепенная утрата его народности. «Толковый словарь» Даля как бы законсервировал для будущих поколений язык русского народа в его первозданном виде. Думаю, что роль словаря Даля как путеводителя в древнейшую историю нашего народа, со временем будет нарастать.
Семь лет потрачены мною на поиск домов, в которых В.И. Даль жил в Николаеве. Поиски осложнялись тем, что до 1835 г. улицы города ещё не имели названий, до этого дома на планах города и в казенных ведомостях указывались по именам их первых владельцев.
Архивные материалы свидетельствовали о том, что у семьи Далей в Николаеве не было собственного дома. Наконец, в ЦГА ВМФ (г. Ленинград) удалось найти указания сразу на три казенных дома, в которых проживали Дали в Николаеве.
В справке № 490 от 25.06.1987 г. на мое имя ЦГА ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1823 г. и 1824 г. отмечено:
«Дом Ходыкина» в городе, «занимаемый вдовою доктора Даля». На плане нашего города, примерно 1828 г., подписанного Инженер Полковником Критшмаром, под № 48 указан дом «Ходыкина».
Из трех домов два дома не сохранилось до наших дней. Это «дом каменный Обертасовский», в котором В. И. Даль жил в 1809 году. Он находился на углу четной стороны нынешней ул. Свердлова и нечетной – ул. Наваринской там. На месте этого дома в 2001 г. по моей исторческой справке установлена мемориальная доска.
Второй Дом, именуемый «7-м штаб-офицерским», находился по ул. Володарского № 1, в нем семья Далей жила в 1819 г.
Третий – «дом Ходыкина», в котором в 1823 г. жили «вдова и семейство умершего доктора Даля», часть этого дома сохранилась и находится по ул. Потемкинской, № 115. Возможно именно в этом доме и умер отец В.И. Даля в 1820 г. Во всяком случае, в своей повести «Мичман Поцелуев», Даль, описывая 1819 год после возвращения из обучения в Санкт-Петербурга указывает положение своего дома вблизи площади у Адмиралтейства. Поэтому можно считать, что в этом доме В.И. Даль прожил с 1820 по 1824 гг. В ЦГА ВМФ найден и план этого дома того времени. Сравнение размеров показало, что левое крыло здания разрушено (видны следы разрушения), имеются также дополнительные пристройки с улицы и со двора.
В заключение необходимо отметить, что город Николаев вполне может гордиться тем, что здесь Владимир Иванович Даль родился духовно, как выдающаяся личность XIX в.
( По материалам Анатолия Золотухина,
председателя Пушкинского клуба. Опубликовано в газете "Южная правда" 24 ноября 2011 г.)

Комментарии

Комментариев нет.