Пока он будет рисовать, не вмешивайся в сам процесс, но следи за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйся у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступай к анализу. - По очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе. - По составу: Если на рисунке в виде группой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься. - По размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение. - По расстоянию: Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи. - По цвету: Все, что любимо твоим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников. -По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний. Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания. Твой ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений. Если ты запуталась в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверни лист бумаги и пройди с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попроси малыша нарисовать семью его мечты, и ты увидишь, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливым и дарить любовь близким
Правильное воспитание ребенка – не только образование, здоровье, забота и любовь. С особой внимательностью нужно относиться и к психологическому здоровью своих детей. Многие психологи считают, что оптимальным решением для диагностики детей являются их собственные рисунки. Тесты и исследования утомляют, пугают, наскучивают детям, а рисовать любят все.
Методика “Рисунок семьи” заключается всего лишь в том, чтобы попросить ребенка нарисовать свою семью. Дальше – дело только за вами.
1. Обратите внимание на то, как расположены люди на рисунке. Если все члены семьи стоят вместе, тесно, возможно, держатся за руки — это значит, что в ней царит теплая атмосфера. Члены семьи, стоящие разрозненно, отвернутые друг от друга – нездоровый эмоциональный фон. Однако, если фигуры на рисунке расположены слишком тесно, это может также быть отрицательным показателем. Чрезмерная плотность изображения говорит о том, что ребенку выделено мало личного пространства, родители уделяют ему слишком много внимания.
Отсутствие одного из членов семьи, и также частичная недорисовка, расположение в профиль, нечетко, смазанно, зачеркнутым – прямое указание на конфликт ребенка с этим человеком. Также он может быть и нарисован, но расположен дальше всех от самого ребенка на картине, в углу, отстраненно. Конфликт может быть временным: дети очень эмоциональны, они слишком остро воспринимают даже сиюминутные обиды; но может означать и серьезные проблемы в общении. Особенно стоит обратить внимание, если внешне никаких отклонений незаметно.
“Оторванность” от пола, земли – несамостоятельность, зависимость.
2. Как нарисованы люди? Детализация образа позволяет, во-первых, примерно оценить своевременность развития ребенка:
4 года – люди чаще изображаются схематично, “палка-палка-огуречик”.
5 лет – прорисовывается голова, руки, ноги.
6 лет – более подробная детализация: нос, губы, пальцы, волосы.
7 лет – дети уже рисуют обычно одежду, пуговицы, шапки, шею.
Слишком много деталей в рисунках членов семьи – малышу не хватает внимания. Мало деталей (а также слабый нажим карандаша, прерывистые линии) – ребенок очень чувствительный, эмоциональный, легко утомляется.
Мелкие фигурки, смещение к краям относительно центра – ребенок не верит в себя, возможно, это связано с отсутствием положительной мотивации, завышенных требований к ребенку.
Хорошо прорисованные, большие зубы, кулаки, ногти – признак повышенной агрессии. Это может быть связано как непосредственно враждебностью, злостью ребенка, так и с тем, что на ребенка кто-то или что-то давит, с его позицией защиты.
Вообще, прорисовка рук имеет большую значимость – крупные руки ребенок рисует у самых значимых членов семьи. У самого себя – стремиться быть сильнее, доминировать, подавляет агрессию. Рисует себя без рук – выражает, что его подавляют в семье.
3. Обратите внимание на значимость фигур. Самый важный для ребенка член семьи находится рядом с ним, он часто прорисован четко, крупно. Однако это может означать и негативное доминирование над ребенком – проанализируйте, как именно нарисован персонаж: светло-темно, ярко-тускло, добро-зло и т. д.
Слишком мелкие по сравнению с остальными члены семьи – это те, кого ребенок не хочет видеть, считает лишними, стремится уменьшить их влияние. Также они могут изображаться в виде маленьких животных, птичек.
Если сам ребенок нарисован большим, чем все остальные члены семьи – эгоцентризм, стремление к доминированию, манипулятивность. Слишком маленький ребенок на рисунке означает, что в реальной жизни автору не хватает внимания родителей.
4. Один из самых плохих признаков – когда нарисован только один ребенок, или же нарисованы все члены семьи, а самого ребенка нет. Это означает, что ребенок себя абсолютно не идентифицирует с семьей, чувствует себя отверженным, покинутым.
5. Нарисованы несуществующие члены семьи – потребность в общении, друге.
6. Стирания, зачеркивания, исправления – чаще всего указывают на проблемы. Но могут быть связаны и с большой любовью ребенка к персонажу – если после исправления рисунок действительно стал лучше, этот как раз тот случай.
7. Глаза – особенно важная часть рисунка. Огромные означают тревожность, зачеркнутые – страх.
8. Также имеет значение выбор цветов – чем их больше, тем лучше эмоциональный фон ребенка. Красный часто означает агрессию, синий – уход в себя, тревожность; коричневый – дискомфорт, черный – депрессия, подавленность, серый – безразличие. “Хорошие” цвета – это желтый, зеленый, фиолетовый.
Конечно, при анализе детских рисунков многое могут рассказать комментарии самого ребенка – как во время рисования, так и рассказ о готовой картинке.
Больше о технике анализа детских рисунков можно найти у А. И. Захарова, В. Хьюлса, В. С. Мухиной, Р. Бернса, С. Кауфмана, В. Вульфа.
Усть-Лабинск
РЕБЕНОК РИСУЕТ СЕМЬЮ-АНАЛИЗ РИСУНКА
Пока он будет рисовать, не вмешивайся в сам процесс, но следи за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйся у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступай к анализу.
- По очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе.
- По составу: Если на рисунке в виде группой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься.
- По размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение.
- По расстоянию: Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.
- По цвету: Все, что любимо твоим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников.
-По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний.
Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.
Твой ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений.
Если ты запуталась в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверни лист бумаги и пройди с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попроси малыша нарисовать семью его мечты, и ты увидишь, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливым и дарить любовь близким
Методика “Рисунок семьи” заключается всего лишь в том, чтобы попросить ребенка нарисовать свою семью. Дальше – дело только за вами.
1. Обратите внимание на то, как расположены люди на рисунке. Если все члены семьи стоят вместе, тесно, возможно, держатся за руки — это значит, что в ней царит теплая атмосфера. Члены семьи, стоящие разрозненно, отвернутые друг от друга – нездоровый эмоциональный фон. Однако, если фигуры на рисунке расположены слишком тесно, это может также быть отрицательным показателем. Чрезмерная плотность изображения говорит о том, что ребенку выделено мало личного пространства, родители уделяют ему слишком много внимания.
Отсутствие одного из членов семьи, и также частичная недорисовка, расположение в профиль, нечетко, смазанно, зачеркнутым – прямое указание на конфликт ребенка с этим человеком. Также он может быть и нарисован, но расположен дальше всех от самого ребенка на картине, в углу, отстраненно. Конфликт может быть временным: дети очень эмоциональны, они слишком остро воспринимают даже сиюминутные обиды; но может означать и серьезные проблемы в общении. Особенно стоит обратить внимание, если внешне никаких отклонений незаметно.
“Оторванность” от пола, земли – несамостоятельность, зависимость.
2. Как нарисованы люди? Детализация образа позволяет, во-первых, примерно оценить своевременность развития ребенка:
4 года – люди чаще изображаются схематично, “палка-палка-огуречик”.
5 лет – прорисовывается голова, руки, ноги.
6 лет – более подробная детализация: нос, губы, пальцы, волосы.
7 лет – дети уже рисуют обычно одежду, пуговицы, шапки, шею.
Слишком много деталей в рисунках членов семьи – малышу не хватает внимания. Мало деталей (а также слабый нажим карандаша, прерывистые линии) – ребенок очень чувствительный, эмоциональный, легко утомляется.
Мелкие фигурки, смещение к краям относительно центра – ребенок не верит в себя, возможно, это связано с отсутствием положительной мотивации, завышенных требований к ребенку.
Хорошо прорисованные, большие зубы, кулаки, ногти – признак повышенной агрессии. Это может быть связано как непосредственно враждебностью, злостью ребенка, так и с тем, что на ребенка кто-то или что-то давит, с его позицией защиты.
Вообще, прорисовка рук имеет большую значимость – крупные руки ребенок рисует у самых значимых членов семьи. У самого себя – стремиться быть сильнее, доминировать, подавляет агрессию. Рисует себя без рук – выражает, что его подавляют в семье.
3. Обратите внимание на значимость фигур. Самый важный для ребенка член семьи находится рядом с ним, он часто прорисован четко, крупно. Однако это может означать и негативное доминирование над ребенком – проанализируйте, как именно нарисован персонаж: светло-темно, ярко-тускло, добро-зло и т. д.
Слишком мелкие по сравнению с остальными члены семьи – это те, кого ребенок не хочет видеть, считает лишними, стремится уменьшить их влияние. Также они могут изображаться в виде маленьких животных, птичек.
Если сам ребенок нарисован большим, чем все остальные члены семьи – эгоцентризм, стремление к доминированию, манипулятивность. Слишком маленький ребенок на рисунке означает, что в реальной жизни автору не хватает внимания родителей.
4. Один из самых плохих признаков – когда нарисован только один ребенок, или же нарисованы все члены семьи, а самого ребенка нет. Это означает, что ребенок себя абсолютно не идентифицирует с семьей, чувствует себя отверженным, покинутым.
5. Нарисованы несуществующие члены семьи – потребность в общении, друге.
6. Стирания, зачеркивания, исправления – чаще всего указывают на проблемы. Но могут быть связаны и с большой любовью ребенка к персонажу – если после исправления рисунок действительно стал лучше, этот как раз тот случай.
7. Глаза – особенно важная часть рисунка. Огромные означают тревожность, зачеркнутые – страх.
8. Также имеет значение выбор цветов – чем их больше, тем лучше эмоциональный фон ребенка. Красный часто означает агрессию, синий – уход в себя, тревожность; коричневый – дискомфорт, черный – депрессия, подавленность, серый – безразличие. “Хорошие” цвета – это желтый, зеленый, фиолетовый.
Конечно, при анализе детских рисунков многое могут рассказать комментарии самого ребенка – как во время рисования, так и рассказ о готовой картинке.
Больше о технике анализа детских рисунков можно найти у А. И. Захарова, В. Хьюлса, В. С. Мухиной, Р. Бернса, С. Кауфмана, В. Вульфа.