ОБРАЗ ИОСИФА БРОДСКОГО в ЖИВОПИСИ.

Какой образ поэта встает из его портретных изображений.
Сделав себе карьеру из перепутья, витязь
сам теперь светофор; плюс, впереди — река,
и разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
и теми, кто вас не помнит, тоже невелика.... ИОСИФ БРОДСКИЙ
Чем ближе по времени живет поэт или писатель, тем сложнее называть его гением, и это немудрено - ведь великое видится на расстоянии. Но в отношении Иосифа Бродского это правило не сработало. Его называли гением еще при жизни, его поэзию признавали великой современники. Возможно, сработает обратный эффект, и время покажет, что они были не правы.

ОБРАЗ ИОСИФА БРОДСКОГО в ЖИВОПИСИ. - 910132016688

Александр Ильичев "Иосиф Бродский"

Однако талант Иосифа Бродского очевиден всем, кто прочел хотя бы одно его стихотворение. Даже если оно не понравилось. Образность его поэзии, умение найти точные метафоры и безошибочные образы, умение выстраивать из слов удивительные сплетения - поражают.

Бродский начал писать еще подростком. В 19 лет Иосиф сблизился с компанией молодых литераторов, образовавшись литобъединение при ДК промкооперации в Ленинграде. Будучи 20-летним, он выступил на поэтическом вечере со стихотворением «Еврейское кладбище».

Еврейское кладбище около Ленинграда.
Кривой забор из гнилой фанеры.
За кривым забором лежат рядом
юристы, торговцы, музыканты, революционеры.

Для себя пели.
Для себя копили.
Для других умирали.
Но сначала платили налоги,
уважали пристава,
и в этом мире, безвыходно материальном,
толковали Талмуд,
оставаясь идеалистами.

Может, видели больше.
А, возможно, верили слепо.
Но учили детей, чтобы были терпимы
и стали упорны.
И не сеяли хлеба.
Никогда не сеяли хлеба.
Просто сами ложились
в холодную землю, как зерна.
И навек засыпали.
А потом — их землей засыпали,
зажигали свечи,
и в день Поминовения
голодные старики высокими голосами,
задыхаясь от голода, кричали об успокоении.
И они обретали его.
В виде распада материи.

Ничего не помня.
Ничего не забывая.
За кривым забором из гнилой фанеры,
в четырех километрах от кольца трамвая.  ИОСИФ БРОДСКИЙ

 Тематика, стиль, вообще все стихотворение звучали для того времени эпатажно. Вот тогда-то КГБ и взяло Бродского на заметку.

Начал раскручиваться маховик его удивительной судьбы.
ОБРАЗ ИОСИФА БРОДСКОГО в ЖИВОПИСИ. - 910132044080

Не знаю художника "Бродский"

Все известные мне картины, которые изображают облик поэта, сделаны либо на основе его фотографий, либо представляют собирательный образ. Кажется, никто не писал его портрета в классическом смысле слова, то есть посадив перед собой Бродского позировать и передавая его облик на холсте. Это долго, утомительно, да и зачем, когда есть фотография?!

Вот и получилось, что в искусстве остался скорее не образ личности Бродского, а образ его поэзии, переданный через изображение внешности поэта. Эта внешность давала прекрасный материал. Иосиф Бродский был красив благородной мужской красотой, которая со временем только приобретала значительности. У него был магнетизм, привлекавший к нему людей. Харизма таланта.
ОБРАЗ ИОСИФА БРОДСКОГО в ЖИВОПИСИ. - 910132049200

Т.А. Кузьмина-Чугунова. "Бродский".
.
Посмотрите на картину А. Ильичева (первая сверху). Художник изобразил только лицо Бродского, который смотрит на зрителя усталым и несколько отстраненным взглядом. Образ поэта, знающего тайны человеческого души... В картине Т.А. Кузьминой-Чугуновой мы видим Бродского, силой слова разрушающего стены, оставаясь при этом спокойным интеллигентом-очкариком с типичной внешностью американского профессора.

А Zhuzha в своем рисунке просто дарит Бродскому исполнение не осуществившегося желания - оказаться со своим любимым котом в родном Питере. Как известно, Бродский умер в США; не случилось того, что он предрекал в молодости: "На Васильевский остров я приду умирать". Таковы были зигзаги судьбы.
ОБРАЗ ИОСИФА БРОДСКОГО в ЖИВОПИСИ. - 910132068656

Zhuzha "Иосиф Бродский, кот Миссисипи и Петербург"

Дмитрий Быков недавно сказал, что он рад, что не знал Бродского лично. Потому что его образ в его глазах - образ поэзии, а не конкретного человека, который был порой ниже своего творчества. \. О некоторых талантливых людях лучше не знать подробностей личной жизни, не вникать в их личностные качества. Об этом и Пушкин говорил, радуясь тому, что пропали дневники Байрона, и нельзя будет узнать, что тот был мелок и мерзок, "как мы".

Эллендея Проффер Тисли:"Иосиф Бродский был самым лучшим из людей и самым худшим. Он не был образцом справедливости и терпимости. Он мог быть таким милым, что через день начинаешь о нем скучать; мог быть таким высокомерным и противным, что хотелось, чтобы под ним разверзлась клоака и унесла его. ОН БЫЛ ЛИЧНОСТЬЮ".
  • Sax Music Collection - Desafinado

Комментарии

  • 19 авг 2020 03:40

    Вы знаете,не нужно забывать лишь о том, с чем поэт пришёл  в  этот мир,что нам оставил и принятие того  факта,что в поэзии Бродского совместилось как бы несколько художников ,.а для нас он Мастер с большой буквы и не просто вершина,а гигантский горный хребет ...отсюда и многоликость его образов в картинах художников,где нет ни одного одинакового...Вот одно из ранних его стихотворений,где Бродский и живопись неразделимы:

    Он обнаружил в зеркале лицо, которое

    само в известном смысле

    есть зеркало.

    Любое выраженье

    лица — лишь отражение того,

    что происходит с человеком в жизни.

    А происходит разное:

    сомненья,

    растерянность, надежды, гневный смех –

    как странно видеть, что одни и те же

    черты способны выразить весьма

    различные по сути ощущенья.

    Еще страннее, что в конце концов

    на смену гневу, горечи, надеждам

    и удивлению приходит маска

    спокойствия — такое ощущенье,

    как будто зеркало от всех своих

    обязанностей хочет отказаться

    и стать простым стеклом, и пропускать

    и свет и мрак без всяческих препятствий.

    Таким он увидал свое лицо.

    И заключил, что человек способен

    переносить любой удар судьбы,

    что горе или радость в равной мере

    ему к лицу: как пышные одежды

    царя. И как лохмотья нищеты.

    Он все примерил и нашел, что все,

    что он примерил, оказалось впору.>

    Ну, что ж,

    ты это знал и раньше. Это — тоже

    дорожка в темноту.

    Но так ли надо

    страшиться мрака? Потому что мрак

    всего лишь форма сохраненья света

    от лишних трат, всего лишь форма сна,

    подобье передышки.

    А художник –

    художник должен видеть и во мраке.

    Что ж, он и видит. Часть лица.

    Клочок какой-то ткани. Краешек телеги.

    Затылок чей-то. Дерево. Кувшин.

    Все это как бы сновиденья света,

    уснувшего на время крепким сном.

    Но рано или поздно он проснется

  • 19 авг 2020 14:08
    Так много Бродского,
    Что устаёшь немного
    И закрываешь толстый том.
    И хрип Высоцкого
    Гудел по всем дорогам,
    Проторенным Есеннинским конём.
    Они промчались,накопытили,
    Но лица всадников
    Мы так и не увидели...
  • 28 авг 2020 10:57
    Спасибо за это творение Мастера. Здесь оно полностью на своем месте.