16 мая 2022
ЛОМТИК МЕДОВОГО МЕСЯЦА.
М. Б.
Не забывай никогда,
как хлещет в пристань вода
и как воздух упруг --
как спасательный круг.
А рядом чайки галдят,
и яхты в небо глядят,
и тучи вверху летят,
словно стая утят.
Пусть же в сердце твоем,
как рыба, бьется живьем
и трепещет обрывок
нашей жизни вдвоем.
Пусть слышится устриц хруст,
пусть топорщится куст.
И пусть тебе помогает
страсть, достигшая уст,
понять без помощи слов,
как пена морских валов,
достигая земли,
рождает гребни вдали.
Не забывай никогда,
как хлещет в пристань вода
и как воздух упруг --
как спасательный круг.
А рядом чайки галдят,
и яхты в небо глядят,
и тучи вверху летят,
словно стая утят.
Пусть же в сердце твоем,
как рыба, бьется живьем
и трепещет обрывок
нашей жизни вдвоем.
Пусть слышится устриц хруст,
пусть топорщится куст.
И пусть тебе помогает
страсть, достигшая уст,
понять без помощи слов,
как пена морских валов,
достигая земли,
рождает гребни вдали.
май 1964
Это очень романтичное стихотворение поэта.
Само название – игра слов, каждое имеет двойное значение, как предмета, так и времени.
В стихотворении много морской тематики, которую связывает с любовью Бродского к Марине Басмановой.
Поэт пытается образами сделать счастье осязаемым.
Но используя такие слова, как ломтик, образно говорит о скоротечности этого счастья, а используя слово месяц – об изменчивости и краткости его.
И неудивительно, что именно вечный романтик, невероятный мелодист и душевный исполнитель Олег Митяев обратил на это стихотворение свое внимание.
- Олег Митяев - Ломтик медового месяца
/ Художник Пьер Тоффолетти /
Но у каждого поэта свой " ломтик медового месяца" , у каждого свои
" sunt mihi bis septem "
( мои дважды семь -- полновесные 14 строк сонета) , почитаем ?!
Иннокентий Анненский
Sunt mihi bis septem*
Кто сильнее меня — их и сватай…
Истомились — и всё не слились:
Этот сумрак голубоватый
И белёсая высь…
Этот мартовский колющий воздух
С зябкой ночью на талом снегу
В еле тронутых зеленью звёздах
Я сливаю и слить не могу…
Уж не ты ль и колдуешь, жемчужный,
Ты, кому остальные ненужны,
Их не твой ли развёл и ущерб,
На горелом пятне желтосерп,
Ты, скиталец небес праздносумый,
С иронической думой?..
" sunt mihi bis septem "
( мои дважды семь -- полновесные 14 строк сонета) , почитаем ?!
Иннокентий Анненский
Sunt mihi bis septem*
Кто сильнее меня — их и сватай…
Истомились — и всё не слились:
Этот сумрак голубоватый
И белёсая высь…
Этот мартовский колющий воздух
С зябкой ночью на талом снегу
В еле тронутых зеленью звёздах
Я сливаю и слить не могу…
Уж не ты ль и колдуешь, жемчужный,
Ты, кому остальные ненужны,
Их не твой ли развёл и ущерб,
На горелом пятне желтосерп,
Ты, скиталец небес праздносумый,
С иронической думой?..
/ Фридрих Хехельманн/
***
Лев Мей
Ясный месяц, ночной чародей!..
Вслед за зорькой вечерней пурпурною
Поднимись ты стезею лазурною,
Посвети мне опять поскорей...
Сердце молотом в грудь мне колотится,
Сердце чует: к нему не воротится
Всё, с чего обмирало оно...
Всё далеко теперь... Но далекую
Пережил бы я ночь звездоокую —
При надежде... А то — всё темно.
***
Лев Мей
Ясный месяц, ночной чародей!..
Вслед за зорькой вечерней пурпурною
Поднимись ты стезею лазурною,
Посвети мне опять поскорей...
Сердце молотом в грудь мне колотится,
Сердце чует: к нему не воротится
Всё, с чего обмирало оно...
Всё далеко теперь... Но далекую
Пережил бы я ночь звездоокую —
При надежде... А то — всё темно.
/ Винсент Ван Гог./
***
Константин Бальмонт
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползёт.
Трясина заманит, сожмёт, засосёт.
"Кого? Для чего? - камыши говорят, -
Зачем огоньки между нами горят?"
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат кумыши.
***
Константин Бальмонт
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползёт.
Трясина заманит, сожмёт, засосёт.
"Кого? Для чего? - камыши говорят, -
Зачем огоньки между нами горят?"
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат кумыши.
/ Булычева Елена/
***
Фёдор Тютчев
В толпе людей, в нескромном шуме дня
Порой мой взор, движенья, чувства, речи
Твоей не смеют радоваться встрече -
Душа моя! о, не вини меня!
Смотри, как днём туманисто-бело
Чуть брезжит в небе месяц светозарный, -
Наступит ночь - и в чистое стекло
Вольёт елей душистый и янтарный !
***
Фёдор Тютчев
В толпе людей, в нескромном шуме дня
Порой мой взор, движенья, чувства, речи
Твоей не смеют радоваться встрече -
Душа моя! о, не вини меня!
Смотри, как днём туманисто-бело
Чуть брезжит в небе месяц светозарный, -
Наступит ночь - и в чистое стекло
Вольёт елей душистый и янтарный !
/ Виллем Хайенраетс /
***
Марина Цветаева
Амбразуры окон потемнели,
Не вздыхает ветерок долинный,
Ясен вечер; сквозь вершину ели
Кинул месяц первый луч свой длинный.
Ангел взоры опустил святые,
Люди рады тени промелькнувшей,
И спокойны глазки золотые
Нежной девочки, к окну прильнувшей.
***
Марина Цветаева
Амбразуры окон потемнели,
Не вздыхает ветерок долинный,
Ясен вечер; сквозь вершину ели
Кинул месяц первый луч свой длинный.
Ангел взоры опустил святые,
Люди рады тени промелькнувшей,
И спокойны глазки золотые
Нежной девочки, к окну прильнувшей.
/ Минори Танака/
***
Афанасий Афанасьевич Фет
В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнёт, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?
Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слёзы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?
***
Афанасий Афанасьевич Фет
В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнёт, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?
Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слёзы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?
/ Фридрих Хехельманн/
Например, стихотворение «Ломтик медового месяца», одно из самых романтичных в сборнике, построено на игре многозначностью понятия «месяц», имеющего как предметное, так и временное значение.
Это стихотворение особенно примечательно тем, что в нем обильно используется «морская» лексика (пристань, вода, спасительный круг, чайки, яхты, рыба, устрицы, пена морских валов, гребни).
Имя возлюбленной Бродского – Марина. Оно произошло от латинского marīnus – «морской».
Очевидно, что поэт, используя образы мира природы и вещей, посвятил Басмановой каждое предложение.
Само название стихотворения – «Ломтик медового месяца», можно сказать, «овеществляет» чувство, делает счастье осязаемым.
Месяц считается покровителем влюбленных.
При этом он тесно связан с морской стихией: именно благодаря гравитационному влиянию луны и возникают приливы ( «пена морских валов,
достигая земли, рождает гребни вдали» ).
У Бродского месяц как светило соотносится с месяцем как мерилом времени, причем с самым счастливым для влюбленных «медовым месяцем». Но ключевое слово заглавия «ломтик» не только снижает метафизическое наполнение образа месяца, но и указывает на скоротечность счастья, его изменчивость и краткость. Так предметные детали служат раскрытию подтекста любовного сюжета стихотворения.
Чувство здесь, как природа, стихийно. Любовь сравнивается с рыбой, и бьющейся, и трепещущей одновременно. Бродский рисует удивительные импрессионистические картины природы, подмечая редкие детали, доступные не каждому. У влюбленных все чувства обострены, поэтому они видят скрытую красоту. Постичь ее «помогает страсть, достигшая уст». Это ощущение можно сравнить с «шестым чувством», описанным основоположником акмеизма Николаем Гумилевым в одноименном стихотворении.
______
К. Байрамова.
КАТЕГОРИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ И ПРЕДМЕТНОГО МИРА
В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ И.А. БРОДСКОГО
Очень интересная насыщенная страница .
Спасибо Вам Владимир и Татьяна .
Её не перейти влюбленности и страсти..." А. Ахматова
Спасибо Вам!