6 авг 2023
Иосифа Бродского нередко называют последним поэтом Серебряного века, хотя, возможно, он вообще последний большой русский поэт ушедшего столетия.
Понятие Серебряный век относится не столько ко времени, сколько к уровню культуры.
Бродский был человеком высочайшей культуры, в совершенстве овладел несколькими языками, великолепно знал мировую поэзию, был знаком с лучшими поэтами своего времени.
Они родились в Российской империи, но им пришлось пережить ее крах. Они столкнулись с глобальными изменениями начала ХХ века, с революциями и войнами, с гонениями и репрессиями, их восхваляли и запрещали, но они жили, они творили, а их произведения о России остались.
Николай Асеев (1889–1966):
«Три года гневалась весна,
три года грохотали пушки,
и вот — в России не узнать
пера и голоса кукушки...»
(Фрагмент стихотворения «Россия издали», 1920). Фотография Александра Родченко, 1927 год.
«Три года гневалась весна,
три года грохотали пушки,
и вот — в России не узнать
пера и голоса кукушки...»
(Фрагмент стихотворения «Россия издали», 1920). Фотография Александра Родченко, 1927 год.
Анна Ахматова (1889–1966):
«...Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей».
(Фрагмент стихотворения «Молитва, 1915). Фотография Г. Кириллова, 1924 год.
«...Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей».
(Фрагмент стихотворения «Молитва, 1915). Фотография Г. Кириллова, 1924 год.
Эдуард Багрицкий (1895–1934):
«...О Русь, тебя ведет стезя
До заповедного порога.
Пусть страшно тешатся князья
Междоусобною тревогой...»
(Фрагмент стихотворения «Россия», 1922). Фотография Моисея Наппельбаума, 1932 год.
«...О Русь, тебя ведет стезя
До заповедного порога.
Пусть страшно тешатся князья
Междоусобною тревогой...»
(Фрагмент стихотворения «Россия», 1922). Фотография Моисея Наппельбаума, 1932 год.
Андрей Белый (1880–1934):
«...Забота гложет;
Потерян путь.
Ничто не сможет
Его вернуть.
Болота ржавы:
Кусты, огни,
Густые травы,
Пустые пни!»
(Фрагмент стихотворения «Россия», 1916). Фотография Фотоателье «Отто Ренар», 1903 год.
«...Забота гложет;
Потерян путь.
Ничто не сможет
Его вернуть.
Болота ржавы:
Кусты, огни,
Густые травы,
Пустые пни!»
(Фрагмент стихотворения «Россия», 1916). Фотография Фотоателье «Отто Ренар», 1903 год.
Александр Блок (1880–1921):
«...Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!..»
(Фрагмент стихотворения «Россия», 1908). Фотография Моисея Наппельбаума, 1921 год.
«...Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!..»
(Фрагмент стихотворения «Россия», 1908). Фотография Моисея Наппельбаума, 1921 год.
Валерий Брюсов (1873–1924):
«Моя страна! Ты доказала
И мне и всем, что дух твой жив,
Когда, почуяв в теле жало,
Ты заметалась, застонала,
Вся — исступленье, вся — порыв!..»
(Фрагмент стихотворения «К моей стране», 1911). Фотография неизвестного автора, 1902 год.
«Моя страна! Ты доказала
И мне и всем, что дух твой жив,
Когда, почуяв в теле жало,
Ты заметалась, застонала,
Вся — исступленье, вся — порыв!..»
(Фрагмент стихотворения «К моей стране», 1911). Фотография неизвестного автора, 1902 год.
Иван Бунин (1870–1953):
«...Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!»
(Фрагмент стихотворения «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий...», 1905). Фотография Максима Дмитриева, 1901 год.
«...Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!»
(Фрагмент стихотворения «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий...», 1905). Фотография Максима Дмитриева, 1901 год.
Максимилиан Волошин (1877–1932):
«...Взвивается стяг победный…
Что в том, Россия, тебе?
Пребудь смиренной и бедной –
Верной своей судьбе...»
(Фрагмент стихотворения «Россия», 1915). Фотография неизвестного автора, 1910-е.
«...Взвивается стяг победный…
Что в том, Россия, тебе?
Пребудь смиренной и бедной –
Верной своей судьбе...»
(Фрагмент стихотворения «Россия», 1915). Фотография неизвестного автора, 1910-е.
Зинаида Гиппиус (1989–1945):
«Если гаснет свет — я ничего не вижу. Если человек зверь — я его ненавижу. Если человек хуже зверя — я его убиваю. Если кончена моя Россия — я умираю».
(Стихотворение «Так есть», 1918). Фотография Фотоателье «Отто Ренар», 1904 год.
«Если гаснет свет — я ничего не вижу. Если человек зверь — я его ненавижу. Если человек хуже зверя — я его убиваю. Если кончена моя Россия — я умираю».
(Стихотворение «Так есть», 1918). Фотография Фотоателье «Отто Ренар», 1904 год.
Виктор Гофман (1884–1911):
«...С домом и миром в высокой разлуке
в мареве воспоминаний и грез –
все растворить в нарастающем стуке
вдаль уносящих куда-то колес».
(Фрагмент стихотворения «Жить невозможно в тупом постоянстве», 1909). Фотография неизвестного автора, 1905–1911 годы.
«...С домом и миром в высокой разлуке
в мареве воспоминаний и грез –
все растворить в нарастающем стуке
вдаль уносящих куда-то колес».
(Фрагмент стихотворения «Жить невозможно в тупом постоянстве», 1909). Фотография неизвестного автора, 1905–1911 годы.
Сергей Есенин (1895–1925):
«...Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь...»
(Фрагмент стихотворения «О верю, верю, счастье есть», 1917). Фотография Николая Свищова-Паолы, 1921 год.
«...Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь...»
(Фрагмент стихотворения «О верю, верю, счастье есть», 1917). Фотография Николая Свищова-Паолы, 1921 год.
Вячеслав Иванов (1866–1949):
«...И вспоминаются родимые поля, Земля умильная, пахучая земля,
И литургия нив – страда мирским собором,
И песня дружная над ласковым простором...»
(Фрагмент стихотворения «Полевой труд», 1912). Фотография неизвестного автора, 1900-е.
«...И вспоминаются родимые поля, Земля умильная, пахучая земля,
И литургия нив – страда мирским собором,
И песня дружная над ласковым простором...»
(Фрагмент стихотворения «Полевой труд», 1912). Фотография неизвестного автора, 1900-е.
Василий Каменский (1884–1961):
«...Станем жить. Создавать. Вспоминая Эту песню мою бирюзовую –
В дни чудесного волжского мая
Долю Разина – быль понизовую».
(Фрагмент стихотворения «Весело. Вольно. И молодо...», 1916). Фотография неизвестного автора, 1914 год.
«...Станем жить. Создавать. Вспоминая Эту песню мою бирюзовую –
В дни чудесного волжского мая
Долю Разина – быль понизовую».
(Фрагмент стихотворения «Весело. Вольно. И молодо...», 1916). Фотография неизвестного автора, 1914 год.
Семен Кирсанов (1906–1972):
«Теплотой меня пои,
поле юга – родина.
Губы нежные твои –
красная смородина!..»
(Фрагмент стихотворения «Погудка о погодке», 1923). Фотография Николая Лаврентьева, 1966
«Теплотой меня пои,
поле юга – родина.
Губы нежные твои –
красная смородина!..»
(Фрагмент стихотворения «Погудка о погодке», 1923). Фотография Николая Лаврентьева, 1966
Михаил Кузмин (1872–1936):
«Я знаю вас не понаслышке,
О, верхней Волги города!
Кремлей чешуйчатые вышки,
Мне не забыть вас никогда!...»
(Фрагмент стихотворения «Я знаю вас не понаслышке...», 1916). Фотография Моисея Наппельбаума, 1928 год.
«Я знаю вас не понаслышке,
О, верхней Волги города!
Кремлей чешуйчатые вышки,
Мне не забыть вас никогда!...»
(Фрагмент стихотворения «Я знаю вас не понаслышке...», 1916). Фотография Моисея Наппельбаума, 1928 год.
Константин Липскеров (1889–1954):
«Вспоминаю о прошлом лете.
Где-то друг мой и где-то сны?
Как все просто на этом свете:
Судьбы сердца, судьба страны...»
(Фрагмент стихотворения «Иду вдоль Кузнецкого Моста...», 1918). Фотография Георгия Липскерова, 1947–1949
«Вспоминаю о прошлом лете.
Где-то друг мой и где-то сны?
Как все просто на этом свете:
Судьбы сердца, судьба страны...»
(Фрагмент стихотворения «Иду вдоль Кузнецкого Моста...», 1918). Фотография Георгия Липскерова, 1947–1949
Осип Мандельштам: (1891–1938):
«Тянется лесом дороженька пыльная, Тихо и пусто вокруг.
Родина, выплакав слезы обильные, Спит, и во сне, как рабыня бессильная, Ждет неизведанных мук...»
(Фрагмент стихотворения «Тянется лесом дороженька пыльная...», 1906). Фотография неизв. автора, 1934 год.
«Тянется лесом дороженька пыльная, Тихо и пусто вокруг.
Родина, выплакав слезы обильные, Спит, и во сне, как рабыня бессильная, Ждет неизведанных мук...»
(Фрагмент стихотворения «Тянется лесом дороженька пыльная...», 1906). Фотография неизв. автора, 1934 год.
Владимир Маяковский (1893–1930):
«Россия — все:
и коммуна,
и волки,
и давка столиц,
и пустырьная ширь,
стоводная удаль безудержной Волги, обдорская темь
и сиянье Кашир...»
(Фрагмент стихотворения «По городам Союза», 1927). Фотография неизвестного автора, 1914 год.
«Россия — все:
и коммуна,
и волки,
и давка столиц,
и пустырьная ширь,
стоводная удаль безудержной Волги, обдорская темь
и сиянье Кашир...»
(Фрагмент стихотворения «По городам Союза», 1927). Фотография неизвестного автора, 1914 год.
Дмитрий Мережковский (1865–1941):
«...О, Русь! И вот опять закована,
И безглагольна, и пуста,
Какой ты чарой зачарована,
Каким проклятьем проклята?..»
(Фрагмент стихотворения «Возвращение», 1909). Фотография Максима Дмитриева, 1900-е.
«...О, Русь! И вот опять закована,
И безглагольна, и пуста,
Какой ты чарой зачарована,
Каким проклятьем проклята?..»
(Фрагмент стихотворения «Возвращение», 1909). Фотография Максима Дмитриева, 1900-е.
Борис Пастернак (1890–1960):
«...Лед, перед тем как дрогнуть,
Соками пух, трещал.
Как потемневший ноготь,
Ныла вода в клещах...»
(Фрагмент стихотворения «Оттепелями из магазинов»). Фотография неизвестного автора, 1936 .
«...Лед, перед тем как дрогнуть,
Соками пух, трещал.
Как потемневший ноготь,
Ныла вода в клещах...»
(Фрагмент стихотворения «Оттепелями из магазинов»). Фотография неизвестного автора, 1936 .
Игорь Северянин (1887–1941):
«...И когда народ смолкал сурово
И, осиротелый, слеп от слез,
Божьей волей воскресала снова, –
Как весна, как солнце, как Христос!»
(Фрагмент стихотворения «Предвоскресенье», 1925). Фотография Льва Леонидова, 1910-е.
«...И когда народ смолкал сурово
И, осиротелый, слеп от слез,
Божьей волей воскресала снова, –
Как весна, как солнце, как Христос!»
(Фрагмент стихотворения «Предвоскресенье», 1925). Фотография Льва Леонидова, 1910-е.
Велимир Хлебников (1885–1922):
«Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном свитке
Восчла роковое письмо...»
(Фрагмент стихотворения «Россия забыла напитки...», 1908). Фотография неизвестного автора, 1919–1920 годы.
«Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном свитке
Восчла роковое письмо...»
(Фрагмент стихотворения «Россия забыла напитки...», 1908). Фотография неизвестного автора, 1919–1920 годы.
Марина Цветаева (1892–1941):
«С фонарем обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны – на карте
Нет, в пространстве – нет.
Выпита как с блюдца, –
Донышко блестит.
Можно ли вернуться В дом, который – срыт?..»
(Фрагмент стихотворения «Страна», 1931). Фотография Петра Шумова, 1926 год.
«С фонарем обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны – на карте
Нет, в пространстве – нет.
Выпита как с блюдца, –
Донышко блестит.
Можно ли вернуться В дом, который – срыт?..»
(Фрагмент стихотворения «Страна», 1931). Фотография Петра Шумова, 1926 год.
Илья Эренбург (1891–1967):
«Ты прости меня, Россия, на чужбине
Больше я не в силах жить твоей святыней.
Слишком рано отнят от твоей груди,
Я не помню, что осталось позади...»
(Фрагмент стихотворения «России»). Фотография Бориса Фабисовича, 1940-е.
И. Бродский впитал творчество акмеистов, развил в своих произведениях близкие темы, идеи, образы.
Он завершил историю русской поэзии в том виде, как она сложилась к сегодняшнему дню.
При этом и судьба его вобрала в себя судьбы других поэтов: ссылки Мандельштама, славы Пастернака, эмиграции Цветаевой.
«Ты прости меня, Россия, на чужбине
Больше я не в силах жить твоей святыней.
Слишком рано отнят от твоей груди,
Я не помню, что осталось позади...»
(Фрагмент стихотворения «России»). Фотография Бориса Фабисовича, 1940-е.
И. Бродский впитал творчество акмеистов, развил в своих произведениях близкие темы, идеи, образы.
Он завершил историю русской поэзии в том виде, как она сложилась к сегодняшнему дню.
При этом и судьба его вобрала в себя судьбы других поэтов: ссылки Мандельштама, славы Пастернака, эмиграции Цветаевой.
Цветаевой и Мандельштама
Неразлучимы имена.
Четыре путеводных знака —
Их горний свет горит упрямо,
Их связь таинственно ясна.
Неугасимое созвездье!
Навеки врозь, навеки вместе,
Звезда в ответе за звезду.
Для нас четырехзначность эта —
Как бы четыре края света,
Четыре времени в году.
Их правотой наш век отмечен,
Здесь крыть, как говорится, нечем
Вам, нагоняющие страх.
Здесь просто замкнутость квадрата,
Семья, где две сестры, два брата,
Изба о четырех углах...
М. Петровых
19 августа 1962 г.
Комарово
эту бедную жизнь обручит
с красотою твоей
и с посмертной моей правотою..."
***
Моя свеча, бросая тусклый свет,
в твой новый мир осветит бездорожье.
А тень моя, перекрывая след,
там, за спиной, уходит в царство Божье.
И где б ни лег твой путь: в лесах, меж туч
— везде живой огонь тебя окликнет.
Чем дальше ты уйдешь — тем дальше луч,
тем дальше луч и тень твоя проникнет!
Пусть далека, пусть даже не видна,
пусть изменив — назло стихам-приметам, —
но будешь ты всегда озарена
пусть слабым, но неповторимым светом.
Пусть гаснет пламя! Пусть смертельный сон
огонь предпочитает запустенью.
Но новый мир твой будет потрясен
лицом во тьме и лучезарной тенью.
1965 г.Иосиф Бродский
***
Спасибо за великолепный пост!!!