Уже поздно возвращаться назад, чтобы всё правильно начать, но ещё не поздно устремиться вперёд, чтобы всё правильно закончить.
Ошо.
***
Сердце скачет, как белка, в хворосте рёбер.
И горло поёт о возрасте.
Это — уже старение.
И. Бродский.
Большинство людей ощущают, что стареют, уже к 40 годам, но иногда такое чувство настигает даже 20-30-летних. Это значит, что старение — не столько биологический процесс, сколько психологический. Изменения в теле и душе, связанные с утратой молодости, иногда настолько пугающие, что о них бывает трудно говорить. Но только не поэтам.
Иосиф Бродский описал свое прощание с молодостью в стихотворении "1972", когда поэту было чуть за тридцать. В это время Бродский готовился к вынужденной эмиграции в чужую страну, и подводил промежуточные итоги жизни.
"Речь о саване
еще не идет.
Но уже те самые,
кто тебя вынесет,
входят в двери ".
Бродский описывает, как в зрелом возрасте приходит осознание собственной смертности.
Человек может понимать, что его возраст еще не преклонный, что смерть пока неблизко — но вместе с тем чувствует, как движется к ней.
Если Бродский относится к такому осознанию философски, то многих людей оно тяготит и пугает.
" Наступает время, когда ты осознаешь, что жизнь не так длинна, как казалось в молодости.
А старость не так спокойна и счастлива, как хотелось бы. И почему-то наступает это время очень быстро.
Даже быстрее, чем предполагалось. И вроде бы понимаешь, что не существует бессмертия, что все мы рано или поздно должны будем покинуть этот мир…
Но до чего страшно это осознавать!
Начинаешь судорожно рыться в интернете в поисках чего-то, что может дать эфемерную надежду на продление даже не молодости, и даже не старости, а жизни… Хотя бы на месяц…
Но, увы, время невозможно удержать. Его начинаешь ощущать только тогда, когда оно почти ушло и остался только страх ".
" Старение! В теле все больше смертного.
То есть ненужного жизни. С медного
лба исчезает сиянье местного
света ".
Бродский рассуждает о том, как в зрелом возрасте начинает проявляться диссонанс между телом и душой. И перемены в теле, конечно, более заметны, чем изменения в душе и характере, которые происходят более плавно.
Согласно американскому опросу, людей старость пугает не приближением ухода из жизни, а именно возрастными изменениями: утратой былой красоты, появлением и обострением хронических болезней, физической беспомощностью.
Но таких перемен боятся преимущественно люди, у которых они только начинаются.
Люди постарше зачастую свыкаются с изменениями и признают, что внешность — все же не главное.
"Для молодых людей главный показатель возраста — это внешность. Действительно, может, с возрастом свежесть кожных покровов и уходит, зато ух как много нового появляется в отношении к себе, к мужчинам и вообще к жизни. И в этом тоже есть своя прелесть!".
К старости изменяется не только тело человека, но и его мировоззрение: становится сложнее удивляться, труднее доверять другим — так как с возрастом появляется печальный опыт. Бродский подчеркивает, что пожилые люди знают не только правду, но и ее изнанку, то есть воспринимают вещи более глубоко. Они отчетливо видят то, что молодым бывает сложно и неприятно понимать.
Жизненный опыт — это в любом случае хорошо, но иногда он огорчает.
"Несмотря на возраст, меня моя внешность устраивает. Да, конечно, нахожу изъяны определенные, но они меня не удручают. А вот то, что мудрости набралась выше крыши — вот это да… Все-то я знаю наперед, ничем-то меня не удивишь и не заинтересуешь. Вот это грустно".
Все эти чувства могут казаться человеку странными и неуместными — но тем не менее они абсолютно нормальны. Через подобные переживания проходил, пожалуй, каждый человек зрелого возраста. Бродский смог принять все эти ощущения и спокойно жить дальше, не особо тяготясь цифрой в паспорте — и в этом смысле он достойный пример для подражания.
Digest из статьи В. Пилипенко.
Иосиф Бродский описал свое прощание с молодостью в стихотворении "1972", когда поэту было чуть за тридцать. В это время Бродский готовился к вынужденной эмиграции в чужую страну, и подводил промежуточные итоги жизни.
"Речь о саване
еще не идет.
Но уже те самые,
кто тебя вынесет,
входят в двери ".
Бродский описывает, как в зрелом возрасте приходит осознание собственной смертности.
Человек может понимать, что его возраст еще не преклонный, что смерть пока неблизко — но вместе с тем чувствует, как движется к ней.
Если Бродский относится к такому осознанию философски, то многих людей оно тяготит и пугает.
" Наступает время, когда ты осознаешь, что жизнь не так длинна, как казалось в молодости.
А старость не так спокойна и счастлива, как хотелось бы. И почему-то наступает это время очень быстро.
Даже быстрее, чем предполагалось. И вроде бы понимаешь, что не существует бессмертия, что все мы рано или поздно должны будем покинуть этот мир…
Но до чего страшно это осознавать!
Начинаешь судорожно рыться в интернете в поисках чего-то, что может дать эфемерную надежду на продление даже не молодости, и даже не старости, а жизни… Хотя бы на месяц…
Но, увы, время невозможно удержать. Его начинаешь ощущать только тогда, когда оно почти ушло и остался только страх ".
" Старение! В теле все больше смертного.
То есть ненужного жизни. С медного
лба исчезает сиянье местного
света ".
Бродский рассуждает о том, как в зрелом возрасте начинает проявляться диссонанс между телом и душой. И перемены в теле, конечно, более заметны, чем изменения в душе и характере, которые происходят более плавно.
Согласно американскому опросу, людей старость пугает не приближением ухода из жизни, а именно возрастными изменениями: утратой былой красоты, появлением и обострением хронических болезней, физической беспомощностью.
Но таких перемен боятся преимущественно люди, у которых они только начинаются.
Люди постарше зачастую свыкаются с изменениями и признают, что внешность — все же не главное.
"Для молодых людей главный показатель возраста — это внешность. Действительно, может, с возрастом свежесть кожных покровов и уходит, зато ух как много нового появляется в отношении к себе, к мужчинам и вообще к жизни. И в этом тоже есть своя прелесть!".
К старости изменяется не только тело человека, но и его мировоззрение: становится сложнее удивляться, труднее доверять другим — так как с возрастом появляется печальный опыт. Бродский подчеркивает, что пожилые люди знают не только правду, но и ее изнанку, то есть воспринимают вещи более глубоко. Они отчетливо видят то, что молодым бывает сложно и неприятно понимать.
Жизненный опыт — это в любом случае хорошо, но иногда он огорчает.
"Несмотря на возраст, меня моя внешность устраивает. Да, конечно, нахожу изъяны определенные, но они меня не удручают. А вот то, что мудрости набралась выше крыши — вот это да… Все-то я знаю наперед, ничем-то меня не удивишь и не заинтересуешь. Вот это грустно".
Все эти чувства могут казаться человеку странными и неуместными — но тем не менее они абсолютно нормальны. Через подобные переживания проходил, пожалуй, каждый человек зрелого возраста. Бродский смог принять все эти ощущения и спокойно жить дальше, не особо тяготясь цифрой в паспорте — и в этом смысле он достойный пример для подражания.
Digest из статьи В. Пилипенко.
" Старение! В теле всё больше смертного.
То есть не нужного жизни. С медного
лба исчезает сиянье местного
света. И чёрный прожектор в полдень
мне заливает глазные впадины.
Силы из мышц у меня украдены.
Но не ищу себе перекладины:
совестно браться за труд Господень.
Впрочем, дело, должно быть, в трусости.
В страхе. В технической акта трудности.
Это – влиянье грядущей трупности:
всякий распад начинается с воли,
минимум коей – основа статики.
Так я учил, сидя в школьном садике.
Ой, отойдите, друзья-касатики!
Дайте выйти во чисто поле!
Я был как все. То есть жил похожею
жизнью. С цветами входил в прихожую.
Пил. Валял дурака под кожею.
Брал, что давали. Душа не зарилась
на не своё. Обладал опорою,
строил рычаг. И пространству в пору я
звук извлекал, дуя в дудку полую.
Что бы такое сказать под занавес ?! "
И. Бродский.
То есть не нужного жизни. С медного
лба исчезает сиянье местного
света. И чёрный прожектор в полдень
мне заливает глазные впадины.
Силы из мышц у меня украдены.
Но не ищу себе перекладины:
совестно браться за труд Господень.
Впрочем, дело, должно быть, в трусости.
В страхе. В технической акта трудности.
Это – влиянье грядущей трупности:
всякий распад начинается с воли,
минимум коей – основа статики.
Так я учил, сидя в школьном садике.
Ой, отойдите, друзья-касатики!
Дайте выйти во чисто поле!
Я был как все. То есть жил похожею
жизнью. С цветами входил в прихожую.
Пил. Валял дурака под кожею.
Брал, что давали. Душа не зарилась
на не своё. Обладал опорою,
строил рычаг. И пространству в пору я
звук извлекал, дуя в дудку полую.
Что бы такое сказать под занавес ?! "
И. Бродский.
Даже когда все колёса поезда
прокатятся с грохотом ниже пояса,
не замирает полёт фантазии.
Точно рассеянный взор отличника,
не отличая очки от лифчика,
боль близорука, и смерть расплывчата,
как очертанья Азии.
____И. Бродский.