Лучшие статьи на популярные темы

"Стихи его то глуше, то звончей.

То с карканьем сливаются вороньим".
И. Бродский.

"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500772656
"- Еврейская птица ворона ,
зачем тебе сыра кусок?
Чтоб каркать во время урона,
терзая продрогший лесок?

- Нет! Чуждый ольхе или вербе,
чье главное свойство -- длина,
сыр с месяцем схож на ущербе.
Я в профиль его влюблена.

- Точней, ты скорее астро'ном,
ворона, чем жертва лисы.
Но профиль, присущий воронам,
пожалуй не меньшей красы.

- Я просто мечтала о браке,
пока не столкнулась с лисой,
пытаясь помножить во мраке
свой профиль на сыр со слезой".

И. Бродский.
В первых же строках --подтверждение автобиографичности образа вороны - Бродский называет её
"еврейской птицей".
Это каламбур, связанный с картавостью поэта.
Ведь существует стереотип о том, что евреи картавят.
"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500772912
Животный мир у Бродского представлен очень подробно.
А к птицам он вообще питает особое пристрастие.
"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500773168
Воро'ны в фауне Бродского занимают особое место.
Интуитивное ощущение подсказывает, что они встречаются чаще других птиц.
А то, насколько важную смысловую роль они играют, совершенно очевидно.

Воро'ны- спутницы смерти :
"Над розовым шпилем банка
Воро'на вилась, крича".
( "Холмы" 1962 г. - о жестоком и бессмысленном убийстве.)

***
Как символ естественности, едва ли не поэзии, среди серости мира:
" Подобье птиц, душа его чиста,
а светский путь, хотя, должно быть, грешен,
естественней вороньего гнезда
над серою толпой пустых скворешен".
("Большая элегия Джону Донну", 1963)

***
" Знать, в холодную пору, мертвые рощи, рта вам
не выбирать, и скажите спасибо нам, картавым! "
("Воронья песня", 1964)
" Стихи его то глуше, то звончей,
то с карканьем сливаются вороньим ".
("Дом тучами придавлен до земли", 1964)

***
Свидетельницы чего-то важного: любовного свидания,
("Развивая Крылова", 1964, "Псковский реестр" - оба стихотворения с посвящением М.Б.):
"Кусты и
деревья, кроны,
холмы, монастыри,
кресты, воро'ны".
***
Своеобразный символ родины:
"И потому пронзительное "карр!"
звучит для нас как песня патриота ".
("Отрывок", 1967)

***
И ,конечно, в традиционном облике - как символ мрака и смерти:
"В министерстве обороны
гулко каркают воро'ны ".
("Представление", 1980)

Интересно,что во'рон (который, как известно, совсем другая птица, а вовсе не мужская разновидность воро'ны) встречается у Бродского очень редко и такой смыслообразующей роли не играет.
"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500772400
"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500803632
'‘Там он лежит, на склоне.
Ветер повсюду снует.
В каждой дубовой кроне
сотня ворон поет.’'
'‘Где он лежит, не слышу.
Листва шуршит на ветру.
Что ты сказал про крышу,
слов я не разберу."
'‘В кронах, сказал я,
темные птицы крича
Слетают с небесных тронов
сотни его внучат".
"Но разве он был вороной: ветер смеется во тьму.
Что ты сказал о коронах,
слов твоих не пойму.’'

"Прятал свои усилья
он в темноте ночной.
Все, что он сделал: крылья
птице черной одной.’'
"Ветер мешает мне, ветер.
Уйми его, Боже, уйми".
"Что же он делал на свете,
если он был с людьми."

"Листьев задумчивый лепет,
а он лежит не дыша.
Видишь облако в небе,
это его душа.’'
"Теперь я тебя понимаю:
ушел, улетел он в ночь.
Теперь он лежит, обнимая
корни дубовых рощ.’'

‘'Крышу я делаю, крышу
из густой дубовой листвы.
Лежит он озера тише,
ниже всякой травы.
Его я венчаю мглою
Корона ему под стать.’'
‘'Как ему там под землею.’'
"Так, что уже не встать.
Там он лежит с короной,
там я его забыл.’'

- Неужто он был вороной ?

- Птицей, птицей он был ! "

И. Бродский
"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500773936
"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500774448
"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500774192
"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500774704
"Стихи его то глуше, то звончей. - 5393500774960
Восхитительные акварельные воро'ны от Сары Йомен.

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • 28 авг 15:23
    " Диалог" написан 6 июня 1962 года как лиро-эпическа баллада.
    Построение фраз напоминает английский синтаксис, что связано с увлечением Бродского английской поэзией.
    Стихотворение представляет собой диалог человека с Богом. Бог слушает слова героя, но этому мешает ветер.
    Стихотворение
    Бродского
    погружает в атмосферу размышлений о жизни и смерти, о природе и человеческом.....
    Фотография
  • Комментарий удалён.
  • 28 авг 16:52
    "Неужто он был вороной."
    "Птицей, птицей он был."
    1962г
    Итак, перед нами диалог, и прежде всего надо выяснить, кто его участники. Это раскрывает строчка «Уйми его, Боже, уйми». Очевидно, что здесь человек разговаривает с Богом. Человек слушает Его слова, но этому мешает ветер: слышно очень плохо.
    Когда Бог говорит: «В каждой дубовой кроне / сотня ворон поёт». Человек же спрашивает: «Что ты сказал про крышу? / Слов я не разберу». Итак, перед нами ситуация нарушения коммуникации. Бог повторяет: «В кронах, сказал я, в кронах / тёмные птицы кричат». Человек опять плохо слышит и снова переспрашивает: «Что ты сказал о коронах? / Слов твоих не пойму».
    Очевидно, здесь говорится о чьей-то смерти, причём последние слова Бога: «Птицей, птицей он был» — свидетельствуют о том, что речь идёт о поэте, поскольку, как известно, в творчестве Бродского птица — постоянная метафора, указывающая на поэта. Ясно, что в данном стихотворении речь идёт о смерти какого-то выдающегося стихотворца. По всей вероятности, речь здесь идёт об Эдгаре По, авторе знаменитого стихотворения «Ворон», породившего массу подражаний и вариаций.
    Далее Бог говорит: «Крышу я делаю, крышу». Иначе говоря, Он произносит то самое слово, которое человек услышал, казалось бы, неправильно («Что ты сказал про крышу?»), а значит, якобы «неверно услышанное» оказывается иной гранью слов Бога, воспринятых как логоцентрическое целое. Другое слово, которое человек также услышал неправильно, — «короны», в то время как Бог говорил о древесных кронах: «Что ты сказал о коронах?» — спрашивает человек. Но позже Бог говорит и о короне: «Его я венчаю мглою. / Корона ему под стать». А затем ниже: «Там он лежит с короной. / Там я его забыл». Человеку только кажется, что он услышал что-то не так. Здесь несомненные признаки видéния, старинного, средневекового жанра, и человек — это, конечно, визионер. Одновременно перед нами и жанр баллады. Баллады с видéниями совмещаются достаточно часто, это вполне обычная ситуация в поэзии.
    Итак, в стихотворении «Диалог» нам может показаться (если мы бы не знали о религиозных взглядах Бродского), что его написал поэт глубоко верующий. Автор с удовольствием создаёт подобного рода иллюзию, как бы примеряя на себя этот актант: что бы было, если б у меня была такая вера?
    Павел Спиваковский: Агностическая метафизика Иосифа Бродского. Антиномия веры и неверия
    *** ПАБЛО ПИКАССО
    Фотография
  • 28 авг 21:16
    Работа
    Пабло Пикассо .
    и мистика ,
    и быль .
    и боль ,
    и на все - разрыв .
    и сильно
    поднятые плечи ,
    словно были крылья ,
    а может они и есть .
    Черная ворона :
    как зыбкость из тумана ,
    и когда она вдруг
    станет
    Белой .
    не понятой - отверженной ,
    и страшно - одинокой .
    Лицо женщины -
    не маска ;
    а та самая -
    беззащитная открытость ;
    хрупкость разбитого
    стекла ;
    когда иллюзия
    сполна познались ;
    когда Душа
    через многие беды -
    переползла ;
    пересилила - смогла ;
    осталось - только
    незаживающие раны ;
    и мираж на стенке
    рядом с собой ,
    и с нами :
    закат - темнеет - все ;
    а Женщина
    и Черная ворона
    светят ;
    у обоих - Крылья
    Солнечного
    Цвета
    они растут
    прямо
    из души
    Фотография
  • Комментарий удалён.
  • 30 авг 01:04
    Татьяна и Марина, спасибо вам огромное! Просто наслаждение читать такие статьи… - не меньшее, чем от стихов… 🤝