Комментарии
- 18 мая 2014 21:50Сергей КовалевЭто достаточно сложно, определить тип поведения ребенка... У многих детей эти типы совмещены... Вообще личность ребенка на будущее по одним данным формируется к 4 годам, по другим к 6 )))
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Женский уголок Москвы
Рубрика: Все о детях
Разные дети — разные игры
Чем увлечь малыша?
Подобно ящерке из известного мультфильма, которая определила систему ценностей фразой "Ноги, крылья, а главное — хвост!", мы смело можем вывести свой, "человеческий" девиз: "Зрение, ощущение и, конечно же, слух!". Доминирование одного из способов познания мира у конкретного человека во многом формирует его поведение, интересы и взгляды. А проявляется это уже в раннем детском возрасте.
Уже в первые недели жизни дети демонстрируют присущие им от рождения способы познания. "Зрители", "слушатели" и "деятели" особым образом реагируют на окружающих людей и предметы, отдают предпочтение тем или иным занятиям и игрушкам. Зная об этом, родители могут сделать общение со своим ребенком максимально комфортным для него и в то же время постепенно развить те способы познания мира, которые изначально не были ведущими у малыша. Вот он, путь к воспитанию гармоничной личности!
Способ познания мира ребенком в первые годы его жизни оказывает непосредственное влияние на дальнейшую способность адаптироваться в обществе, на его физическое развитие и успехи в учебе.
Лорэн Бредвей, психотерапевт
Вижу, слышу, чувствую
"Зрители" познают окружающий мир визуально, т.е. при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма, размер.
Зрителям-детям интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают пазлы, лепят, вырезают — одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. В более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, моделируют, мастерят, быстро осваивают компьютер, любят видеоигры.
Младенец-зритель обычно проявляет необычайную бдительность: с широко открытыми глазами он все время рассматривает окружающие его предметы в поисках чего-нибудь интересного, на чем можно было бы остановить взгляд. Он не закрывает глаз даже во время кормления — изучает лицо матери, а потом может разглядывать потолок. Когда такой малыш лежит на животе, он поднимает голову и вытягивает шею, как бы желая убедиться, что ничего из виденного им раньше не исчезло. А когда лежит на спине, может подолгу разглядывать собственные пальчики. Родители считают таких детей спокойными, поскольку их любимое занятие — созерцание и у них нет большой потребности в движении или общении.
"Слушатели" познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Слушатели раньше других, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.
Слушателей-младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью сами воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные записи и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры (например, игры с отгадыванием слов).
Младенца-слушателя мало интересует внешний вид окружающих предметов. Такие дети любят играть в звуковые игры: лепечут, воркуют, щелкают язычком, чмокают губами, в общем, пытаются звуками привлечь к себе внимание. Они могут довольно долго сидеть без игрушек — при условии, что в комнате слышится разговор или играет музыка. Когда же все умолкает, ребенок начинает "разговаривать" сам, как бы желая заполнить вакуум. Родители характеризуют таких детей как дружелюбных, эмоциональных, но несколько некоординированных.
"Деятели" познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, т.е. путем непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику и активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры — рук, ног, плеч, стоп и т.д.
Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они раньше, чем другие дети, начинают ползать, а потом и ходить. В дошкольном возрасте предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазанием, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.
Малыш-деятель может уже в трехмесячном возрасте выразить свое настроение. Он выгибает спину, когда его что-то беспокоит, бьет ногами по кроватке, когда хочет поиграть, крутит головой из стороны в сторону, выражая разочарование. Играть такие дети любят со своими руками и ногами, часто берут в рот различные предметы. На них могут не произвести впечатления даже самые интересные игрушки, они лишь на мгновение останавливаются рядом с ними и потом снова пускаются в путь, бесстрашно исследуя комнату. Родители характеризуют таких детей как очень активных и целеустремленных. Деятели постарше предпочитают игры на свежем воздухе и спорт, любят ходить в походы и ухаживать за животными.
Основные проблемы, с которыми "деятелям" приходится сталкиваться уже в детском возрасте, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать внимание на одном предмете. Их явное предпочтение физического восприятия зрительному и слуховому порой приводит к речевым проблемам и отставанию в школе.
Чем привлечь зрителя?
Подвесьте яркие цветные игрушки над кроваткой. Чередование магазинных игрушек и изготовленных вами из лоскутков, цветной бумаги и фольги позволит время от времени менять наблюдаемую ребенком картинку.
Постарайтесь удовлетворять потребность малыша в частом зрительном контакте: ловите его взгляды, сами смотрите ему в глаза, не отводите взгляда, пока он сам не перестанет смотреть на вас.
Проверьте, достаточно ли хорошо освещена детская, чтобы ребенок мог смотреть вокруг во время бодрствования. По вечерам устраивайте малыша в таком месте, где бы он мог наблюдать членов семьи, занятых своими обычными делами.
Можно играть с ребенком при помощи вашего указательного пальца с нарисованной на нем смешной рожицей — пусть он следит глазами за движением вашего пальца.
Период ползания очень важен для развития визуальных навыков. Постарайтесь искусственно не сокращать этот период в стремлении поскорее увидеть вашего ребенка на ногах.
Составьте альбом из фотографий самых важных людей в жизни малыша — родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек и др. Смотрите этот альбом вместе с ним.
Играйте с ребенком перед зеркалом, стройте гримасы и смейтесь вместе с ним.
Для детей постарше хороши игры-мозаики, разноцветные конструкторы, Лего.
Приобретите набор цилиндров или формочек, которые можно складывать одну в другую.
Обязательно предоставляйте ребенку возможность рисовать на разной бумаге, разного рода карандашами, мелками, фломастерами.
Пусть в свободном обращении будут иллюстрированные журналы, чтобы ребенок мог делать с ними все что пожелает.
Обмениваясь со знакомыми играми-пазлами, вы обеспечите малышу возможность собирать все новые и новые картинки.
Как увлечь слушателя?
Давайте ребенку послушать звуки различных шумовых игрушек: погремушек, колокольчиков и др. Подносите игрушки то к одному, то к другому уху.
Повторяйте звуки, которые издает ваш ребёнок. Это заставит его произносить их снова и снова.
Предлагайте малышу различные музыкальные игрушки.
Когда вы читаете книжки, старайтесь приблизить сюжет к жизни: читайте с выражением и меняйте голос в зависимости от персонажа.
Приобретайте кассеты и диски с записями для детей, которые можно было бы слушать как дома, так и в машине.
Развивайте речевые навыки вашего ребенка, вынуждая его к большему общению. Для этого чаще просите его объяснять вам что-то или описывать.
Каждый день читайте малышу вслух. Спрашивайте, какая его самая любимая книга, пусть попытается объяснить, почему.
Интересно записать кассету с разными домашними звуками: шум работающей стиральной машины, лай собаки, звонок телефона, звук шагов… Пусть малыш угадает их при прослушивании.
Чем увлечь деятеля?
Ребенок-деятель любит телесный контакт.
Обязательно научитесь сами делать массаж для младенцев и практикуйте эти занятия почаще.
Используйте шерстяное одеяло или меховую подстилку — малышу будет нежарко летом и тепло зимой. Кроме того, считается, что шерсть хорошо расслабляет и улучшает сон.
К кроватке можно прикрепить кольца или скобы для подтягивания, а также колокольчики, чтобы ребенок тянулся к ним.
Чаще поднимайте, переворачивайте и подбрасывайте ребенка.
Малышу, который уже может самостоятельно сидеть и стоять, обязательно понравится качаться лошадке-качалке, а также кататься на четырехколесных беспедальных машинах или велосипедах.
Можно завести небольшой тазик — некое подобие домашней песочницы — и насыпать туда различные крупы, кукурузные хлопья и т.п. Малышу понравится копаться в этом тазике, пересыпая различные материалы. Хороши также игры с водой.
Для освоения навыков конструирования приобретите набор напольного строительного материала.
Тренируйте навык хождения по лестнице вверх и вниз, ставя только одну ногу на ступеньку и перенося другую сразу на следующую.
Для девочки хорошо приобрести игрушечную колясочку, чтобы она могла катать свою любимую куклу или плюшевого зверька.
При возможности обязательно запишитесь в бассейн.
Для профилактики
С ведущими способами познания мы разобрались. Но важно знать, что дети нуждаются в тренировке не только доминантных, но и второстепенных систем восприятия. Что здесь можно посоветовать?
Тренируем слух у зрителя и деятеля
Используйте любые музыкальные инструменты для маленьких детей.
На ножки малыша можно прикреплять небольшие специальные погремушки, а на ручки надевать рукавички с бубенчиками. Они будут издавать звук при движении ребенка.
Научитесь делать массаж ушной раковины, который стимулирует акупунктурные точки и активизирует работу слуховых органов.
Сопровождайте жестами такие слова, как "до свидания", "ничего нет", "горячо", "холодно", "большой" или "маленький", чтобы малыш "слышал" предметы и ситуации.
Старайтесь всегда разговаривать с ребенком медленно, используйте короткие, простые предложения. Исправляйте малыша: просто повторяйте неправильно сказанные слова или фразы вслед за ним правильно.
Развиваем навыки деятеля у зрителя и слушателя
Как можно чаще дотрагивайтесь до ребенка — держите его на руках, качайте, обнимайте, ласкайте. Носите малыша в слинге (перевязи, лоскутном держателе) или рюкзачке-"кенгуру". Это необходимо для телесного контакта, а кроме того ребенок сможет участвовать вместе с вами во всех ваших делах.
Чтобы тактильные ощущения начали ассоциироваться с приятными звуковыми, пойте ребенку, когда вы его укачиваете или просто держите на руках.
Не ограничивайте свободу передвижения малыша манежем, позволяйте самостоятельно путешествовать по комнате.
Обязательно приобретите набор игрушек для песочницы и продемонстрируйте способ действия с ними так, чтобы ребенку захотелось играть в песке.
Зрительные тренировки для слушателей и деятелей
Старайтесь поддерживать зрительный контакт с ребенком при общении с ним, а также во время кормления, одевания или купания. Можно закрывать на мгновение ребенку глаза, чтобы он почувствовал, как важно для него видеть.
Игры в мини-прятки (прячьте свое лицо, лицо ребенка или какую-нибудь яркую игрушку, а потом показывайте спрятанное).
Солнечный свет и новые предметы — хорошие стимуляторы визуального восприятия.
Ребенку постарше можно рассказывать ему сказки и различные истории в темноте — это поможет развить визуальное воображение.
Обязательно занимайтесь с ребенком художественным творчеством — рисованием, лепкой, аппликацией.
Ребенок — чрезвычайно любознательное существо. Независимо от того, как он играет — с вами или самостоятельно — регулярно давайте ему игрушки, стимулирующие разные способы восприятия. Такое разнообразие будет способствовать достижению баланса в развитии.
Вовремя останавливайте игру. Несмотря на свою любознательность, маленькие дети очень чувствительны к "сенсорным перегрузкам". Слишком активные игры, длительная концентрация внимания или чрезмерное разнообразие раздражителей могут сделать ребенка капризным или даже привести к бессоннице. Чувствуйте свое чадо!
Воспитываем по науке
В наше время воспитание малыша не ограничивается общением только с мамой. Бабушки, няни, родственники и близкие друзья окружают ваше ненаглядное чадо. И такая врожденная особенность, как приоритетный стиль познания, свойственный вашему ребенку, должна учитываться всеми воспитателями малыша ничуть не в меньшей степени, чем меры гигиены и безопасности. В этом смысле широкий круг общения для ребенка предпочтительнее — возможно, именно у бабушки и внучки, или у тети и племянника способы познания совпадут, что облегчит взаимопонимание и определит успехи в освоении окружающего мира.
Итак, выяснив принадлежность своего малыша к слушателям, зрителям или деятелям, определите теперь, какая система близка вам. Хорошо, если репрезентативные системы кого-то из родителей и ребенка одинаковы. В этом случае мать или отец, вспоминая юные годы, могут адекватно и реалистично реагировать на поведение малыша в коллективе и его способы познания.
Действительно, многие взрослые (причем совершенно бессознательно) выбирают для своих детей раздражители, которым сами отдают предпочтение. Например, мать-слушатель покупает для своей маленькой дочки погремушки, музыкальные игрушки. Между тем отец ведет себя как деятель с хорошо развитыми осязательными рецепторами (стирает пеленки, чтобы они были более мягкими, каждый вечер наполняет водой увлажнитель воздуха).
Однако для всестороннего и сбалансированного развития малышу необходимо прививать навыки, свойственные разным типам людей. Чтобы справиться с этой задачей, родителям придется обратиться ко всем направлениям восприятия: и зрительному, и слуховому, и деятельному. На этом пути взрослым понадобятся терпение и самодисциплина.
Детсадовский возраст
В возрасте до трех лет поведение зрителя в основном таково: малыш спокоен, уравновешен, способен легко себя занять. Поскольку для ребенка-зрителя важно ежедневно принимать участие в занятиях, тренирующих его менее развитые звуковые и макромоторные навыки, нужно, чтобы выбранный вами вариант воспитания включал музыку, занятия на свежем воздухе, а также чередование различных видов деятельности, например, рисование и игры в воде.
На первый взгляд, ребенок-зритель лучше всего должен освоиться с вариантом воспитания на дому при наличии индивидуальной няни — это позволило бы ему спокойно играть с любимыми игрушками, не ощущая конкуренции со стороны других детей. Но важно развивать в ребенке и чувство коллективизма. Исходя из этого вы можете рассмотреть вариант детского сада, а если ваш ребенок воспитывается дома, решением может стать посещение местной детской игровой группы.
Любой слушатель в раннем возрасте обычно общителен, экспрессивен, несколько некоординирован, любит поговорить, ему нравится петь и играть с другими детьми. Он прекрасно чувствует себя в коллективе и охотно общается как со взрослыми, так и с детьми.
Игрушки редко привлекают слушателя, но если вы поместите его в обстановку ежедневного контакта с детьми, которые охотно играют с ними, это может подтолкнуть его к тому, чтобы поиграть с той или иной игрушкой. Для слушателя хорош вариант воспитания, который предполагает частые физические нагрузки в играх дома и на улице. Если он будет находиться в таком месте, где можно играть в мяч, кататься на велосипедах и детских машинах, лазать и бегать — это поможет ему приобрести привычку к физической активности, которой он обычно избегает. Наконец, важно, чтобы ребенок-слушатель имел полную свободу самовыражения, чтобы ему позволялось говорить громко и дурачиться.
Ребенку-слушателю будет комфортно в детском саду или игровой группе, если с ним будут работать квалифицированные педагоги и воспитатели.
Большинство деятелей мало говорят и предпочитают выражать свои чувства и желания при помощи жестов и движений — например, объятиями, радостными прыжками, топаньем и приступами ярости. Они непредсказуемы во время игр, перескакивают от одного занятия к другому и оставляют за собой жуткий беспорядок. Часто они эмоционально неуравновешенны. Поэтому при выборе варианта воспитания для таких детей следует учитывать их большую активность и импульсивность.
Поскольку физические навыки деятеля развиты гораздо лучше речевых и микромоторных, необходимо найти такого воспитателя, который имел бы достаточно терпения для преодоления эмоциональных взрывов со стороны ребенка. Неизменность режима при обязательном наличии перерывов между разного рода занятиями помогут приучить деятеля контролировать свои эмоции. Ему необходимы простор и свобода для занятий и активных игр, а также терпеливый воспитатель, который был бы рядом с ним во время еды, помогал бы ему одеваться и т.д. Домашняя няня или группа с числом детей, не превышающим четырех, будут идеальными для деятеля.
В школе
Существенное различие между зрителями, слушателями и деятелями наблюдается в школе. Дело в том, что учебные дисциплины и предметы начальной школы, связанные с творчеством, можно разделить на зрительские и слушательские. Навыки ребенка-деятеля оказываются востребованными обычно лишь на уроках физкультуры, ритмики и в других подвижных занятиях.
Давайте конкретнее рассмотрим влияние познавательных способностей на школьное развитие. Так, например, орфография в первую очередь основывается на зрительном восприятии. Интересно, что вначале, правописание неплохо дается большинству детей-слушателей благодаря их способности воспринимать на слух простые односложные слова, которые используются главным образом на начальном этапе обучения чтению и письму. Однако любой язык изобилует исключениями из фонетических правил, поэтому впоследствии зрителям легче постигать законы правописания, они способны мысленно воспроизводить правильное написание слов.
Математика требует как зрительских, так и слушательских навыков. Дети-зрители способны воспроизводить по памяти символы сложения и вычитания, умножения и деления и пользоваться ими в качестве визуальной подсказки, производя математические действия. Они легко воспринимают таблицы, свободно решают задачи с геометрическими фигурами.
Основной предмет, требующий слушательских навыков, это чтение. Ведь для того чтобы научиться правильно читать, ребенку необходимо освоить звуковое значение букв, научиться произносить слова с листа. Несмотря на то, что первыми начинают читать зрители (быстро отражают в памяти значение напечатанных слов), по мере усложнения материала они начинают отставать. А вот слушатели довольно легко ориентируются в незнакомых комбинациях звуков и букв.
И все же кто бы ни был ваш ребенок, чем бы он ни интересовался, нельзя забывать, что он прежде всего личность — разносторонняя и увлеченная всем новым. Поддерживайте это личностное начало дома, в саду, в школе.
Елена Козлова
ведущий психолог УМЦ "Учимся, играя"