Комментарии
- 16 дек 2020 22:05Lana Egovitinaподловка !
- 24 дек 2020 21:07Александр Нарин
- 16 янв 2021 06:19Виктор Клинчев
- 4 фев 2021 12:47Наталья Ларикова
- 24 фев 2021 04:43Anatoliy Ivanchukov ответил Lana Egovitina?
- 3 мар 2021 10:20Сергей Ремеслов
- 25 апр 2021 18:56Марина Каргина(Цобина)
- 7 мая 2021 18:01Александр КолесниковГорище называлось у малоросов.
- 27 авг 2021 20:58СУВЕРЕН-ЧЕЛОВЕК Вячеслав Николаевичзаписано.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Мастерская "ВЕЛЕС"
Чердак у славян
Чердак — верхняя часть жилища, пространство, ограниченное крышей и потолком . Чердак выделился с появлением потолка, который ограничил и несколько сузил «свое» пространство дома. Чердак — периферия жилища, в связи с чем он получает отрицательные значения, приобретает семантику «чужести», полуосвоенности. Чердак использовался для хранения предметов, которые требовалось временно, по ритуальным предписаниям, удалить из дома: на период святок и после окончания прядения весной на Чердак выносили прялку, веретено, прятали на лето готовую основу, подготовленную для тканья (Полесье), и т.п. В некоторых русских областях на Чердаке старики хранили приготовленные для себя гробы.
Чердак считался одним из мест обитания домового и духа обогатителя. На Чердаке хозяйки оставляли для них угощение в большие календарные праздники. Накануне поста относили на Чердаке кусок мяса или чашку молока. В Полесье на Чердаке относили примирительную жертву для рассерженного домового: если положенный на Чердаке хлеб наутро исчезал, то считалось, что домовой простил хозяев и больше не сердится. У сербов верили также, что на Чердаке появляются души предков и духи судьбы — суденицы. В похоронной обрядности словаков специально испеченный после погребения хлеб выносили наверх, ломали на четыре части и клали по четырем углам Чердака.
По южнославянским представлениям, на Чердаке укрываются зловредные демоны: ночью туда приходит вампир; в корзине с шерстью там сидит Чума или Оспа, а на святках появляются караконджолы. Чтобы расположить к себе болезни, в Антоновден (17.1) или Атанасовден (18.1) болгары пекли и раздавали соседям лепешки, а одну оставляли на Чердаке для Чумы.
По сербским верованиям Чума, появляясь из своей земли в «этом» мире, входит в дом через Чердак или дымоход. Чтобы задобрить ее, на Чердак оставляли еду, воду, мыло и гребень. Верили также, что на Чердак прячется баба Коризма — олицетворение Великого поста. В восточной Мазовии на святках девушки гадали на Чердаке: обежав три раза вокруг дымохода, они надеялись увидеть будущего жениха.
Мастерская Велес