Меч – основное наступательное оружие воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси.

Мечом клялись дружинники. Меч – оружие священное. К нему относились как к человеку, считали одушевленным. Кузнец, производя меч, сопровождал работу магическими заклинаниями, обрядами. Между мечом и хозяином возникала прочная магическая связь.
Родился меч как оружие чисто наступательное: воины прорубали мечами себе дорогу к цели. Причем заметьте: именно прорубали, ведь меч по началу - чисто рубящее оружие. Часто даже конец меча делали закругленным. Кололи им, как шпагой в экстренных случаях. Вообще, меч, разрабатываясь как чисто наступательное оружие, не предполагал функций защиты, поэтому на первых порах у него не было даже «огнива»-перекрестия на рукояти: мечом удары не парировали. Позднее у меча развивается это самое перекрестие, или как называли его на Руси, «огниво», а с мечом неразрывно сопутствует щит. Обычная длина меча была около 80-90 см, ширина клинка равнялась 5-6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса клинка. Конец меча, не рассчитанного на колющий удар, имел довольно тупое острие, а иногда даже просто закруглялся. Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом.
Меч был оружием, прежде всего доблестных воинов, бояр и князей: далеко не всякий воин обладал мечом: кроме высочайшей цены, техника владения мечом очень сложна и не каждому она давалась легко.
Летописи Руси и другие письменные источники пестрят упоминаниями о мече. Не менее широко представлены мечи и в археологическом материале. Основная масса мечей, как и другого вооружения, дошла до нас от Х в.
Разделяют многие классы с подклассами мечей, однако основной критерий размеров и строения раннесредневекового меча в его рукояти: тогда бытовали одноручные (самые короткие), полутороручные, которые сильный человек держал одной рукой, но никто не запрещал взять его в две руки и двуручные мечи.
Русы были знакомы с булатом и сами изготовляли мечи. Многие мусульманские авторы описывали мечи русов, называя их страшным оружием. Они утверждали, что русы постоянно носят мечи при себе, видят в них средство к существованию, единоборствуют ими на суде, везут их на восточные базары. Ибн~Даста писал: "Если у кого-либо из них рождается сын, то он берет обнаженный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: "Не оставляю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь лишь то, что добудешь себе этим мечом".
Булат – это не просто сталь: булатные мечи способны были рубить много лет, практически не тупясь, железо и сталь, не гнуться, но и не ломаться. Все объясняется неоднородным содержанием одного процента углерода в булате. Древние кузнецы достигали этого путем охлаждения железного расплава с графитом – природным источником углерода. Клинок, выкованный из полученного металла, подвергали травлению и на его поверхности появлялись характерные узоры-разводы: волнистые извивающиеся темные полоски на более светлом фоне. Фон этот получался темно-серым, золотисто - или красновато-бурым, черным. Булат также был различным по качеству. Различали его по виду узора. Крупный узор – признак хорошего качества, с полосками в 10-12 мм, средним считался булат с узором 4-6 мм. и уж совсем простеньким был булат с тоненьким узором с толщиной линии в 1-2 мм.
Рукоять тогда была не просто «ручкой для держания оружия», а произведением искусства. На добрых мечах были красивейшие ручки с растительным узором, повторяющими форму Мирового Древа. Непременным атрибутом рукояти славянского меча было так называемое «яблоко» - набалдашник на конце оной. Он там не просто для красоты: он выступает в качестве балансира: чтобы приблизить центр тяжести оружия к рукояти – таким оружием работать гораздо удобнее, нежели оружием без противовеса.
Меч носился в ножнах. Бронзовые и серебряные наконечники и другие украшения ножен иногда обнаруживаются среди археологического материала. В летописи встречаются выражения "обнажи меч свой" и т. п. Ножны делали из дерева, обтянутого сверху кожей, по краям делались металлические накладки. При помощи двух колец, возле устья ножен меч подвешивался, иногда, у пояса, а чаще к перевязи, которая надевалась через левое плечо. .
Мастерская Велес

Меч – основное наступательное оружие воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. - 919186230836

Комментарии

  • 7 фев 2021 13:23
    Музыка не поддерживается
  • 7 фев 2021 14:35
    Мой Бог меня рабом не называл,
    И не учил покорности смиренной –
    Он меч в небесной кузнице ковал,
    Чтоб враг им был убит в Войне Священной!
    Мой Бог мне подставлять не говорил
    Ни щёки, ни другие части тела –
    Зажал кулак, и бей изо всех сил,
    А лучше, чтобы сталь в руке блестела!
    Мой Бог не призывал любить врагов,
    Не лгал о «богоизбранном народе»,
    И не сулил мне ада семь кругов
    За гордость и стремление к свободе!
    И символ смерти я уже не целовал,
    Ведь я не часть безропотного стада,
    Мой Бог меня рабом не называл,
    Он не еврей – ему рабов не надо!  М. Вахтин
  • 7 фев 2021 16:20
    ... Где ж ты конь мой вороной...а где ж ты славный меч булатный мой... Враг в кольцо уж нас зажал...поспешите иль пропал... Слава Роду!
  • 7 фев 2021 20:25
    Гражданин
                       Послушай: стыдно!
    Пора вставать! Ты знаешь сам,
    Какое время наступило;
    В ком чувство долга не остыло,
    Кто сердцем неподкупно прям,
    В ком дарованье, сила, меткость,
    Тому теперь не должно спать..
    *********

    В сиянье спорят небеса,
    И ветер ласковый и сонный
    Едва колеблет паруса, —
    Корабль бежит красиво, стройно,
    И сердце путников спокойно,
    Как будто вместо корабля
    Под ними твердая земля.
    Но гром ударил; буря стонет,
    И снасти рвет, и мачту клонит, —
    Не время в шахматы играть,
    Не время песни распевать!
    Вот пес — и тот опасность знает
    И бешено на ветер лает:
    Ему другого дела нет...
    А ты что делал бы, поэт?
    Ужель в каюте отдаленной
    Ты стал бы лирой вдохновенной
    Ленивцев уши услаждать
    И бури грохот заглушать?
    Пускай ты верен назначенью,
    Но легче ль родине твоей,
    Где каждый предан поклоненью
    Единой личности своей?
    Наперечет сердца благие,
    Которым родина свята.
    Бог помочь им!.. а остальные?
    Их цель мелка, их жизнь пуста.
    Одни — стяжатели и воры,
    Другие — сладкие певцы,
    А третьи... третьи — мудрецы:
    Их назначенье — разговоры.
    Свою особу оградя,
    Они бездействуют, твердя:
    «Неисправимо наше племя,
    Мы даром гибнуть не хотим,
    Мы ждем: авось поможет время,
    И горды тем, что не вредим!»
    Хитро скрывает ум надменный
    Себялюбивые мечты,
    Но... брат мой! кто бы ни был ты,
    Не верь сей логике презренной!
    Страшись их участь разделить,
    Богатых словом, делом бедных,
    И не иди во стан безвредных,
    Когда полезным можешь быть!
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К отчизне холоден душой,
    Ему нет горше укоризны...
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь...
    Иди и гибни безупречно.
    Умрешь не даром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь...
    ***********
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.
    Ах! будет с нас купцов, кадетов,
    Мещан, чиновников, дворян,
    Довольно даже нам поэтов,
    Но нужно, нужно нам граждан!
    Но где ж они? Кто не сенатор,
    Не сочинитель, не герой,
    Не предводитель, не плантатор,
    Кто гражданин страны родной?
    Где ты? откликнись! Нет ответа.
    И даже чужд душе поэта
    Его могучий идеал!
    Но если есть он между нами,
    Какими плачет он слезами!!.
    Ему тяжелый жребий пал,
    Но доли лучшей он не просит:
    Он, как свои, на теле носит
    Все язвы родины своей.
    Н.А. Некрасов <1855 - июнь 1856>