В журнале «Наука и жизнь» № 4 2001 год была опубликована статья А.
Калинина «Волшебное зеркало из далёкого прошлого»: https://www.nkj.ru/archive/articles/5831/ Давно хотела сделать обзор цитат о медных зеркалах из «Женщин Тибета», и вот предоставилась такая возможность. В книге современной тибетской писательницы Келъян «Женщины Тибета», переводчиком и издателем которой я являюсь, волшебные зеркала упоминаются в нескольких рассказах. В «Сказительнице, исполняющей эпос о царе Гесаре» сказителей, исполняющих «Гесериаду» разделяют на две группы: обучившихся у будды или небожителя и обычных сказителей. «Сказители, обучившиеся у будды или небожителя, дают в основном три объяснения, почему они могут исполнять «Гесериаду», а именно: посвящение во сне, посвящение через зеркало, божественное посвящение». Раскрывая суть посвящения через зеркало писательница пишет: «Под посвящением посредством зеркала подразумевается способность сказителя видеть сквозь медное зеркало. По рассказам некоторых из них, они сами не знают историй из “Гесериады”, но после произнесения специального заклинания могут сквозь медное зеркало увидеть декорации, в которых развивались эти сюжеты, и действующих лиц, с которыми они всех и знакомят. Если убрать медное зеркало, то сказители ничего не могут рассказать. На самом деле это удивительное медное зеркало для глаза обычного человека весьма заурядно и обыденно, как ни смотри – ни декораций, ни сюжета эпоса увидеть невозможно. Но для взора таких сказителей это обыкновенное медное зеркало как будто превращается в телевизор, а они сами исполняют функцию комментатора».
Рассказывая о сватовстве танской принцессы Цзинь-чэн писательница в рассказе «Царица Тимало» тоже пишет о драгоценном зеркальце: «Танский правитель, проникнувшись тем, что тибетские посланники очень настойчиво сватались, подозвал к себе принцессу Цзинь-чэн и спросил её: “Пойдёшь или нет?” Тогда принцесса не дала какого-либо ответа, а вернувшись в свои покои, достала драгоценное зеркальце, тайно прочитала заговор и протёрла поверхность зеркальца; так она проделала множество раз. В конце концов она увидела в зеркальце свою жизнь после брака в далёком тибетском царстве, и хотя путь не близок, но юный принц очень красив собой, выглядит весьма умным, горячо говорит о своих чувствах, поэтому всё складывается благополучно. После того, как император Чжунцзун услышал это, он сам лично проводил Цзинь-чэн до уезда Шипин, где передал тибетским посланникам. А ещё отправил вместе с ней многочисленную свиту и передал множество подарков. Он освободил от наказания всех приговорённых к смертной казни в уезде Шипин, освободил народ от уплаты пошлины, а воинов – от участия в сражениях на год, поэтому уезд Шипин с этого времени переименовали в уезд Цзинь-чэн. От Чанъань до Тибета путь долгий и трудный; как только подошли к границе, Цзинь-чэн вдруг почувствовала боль в груди, которая долго не отпускала. Принцесса поняла, что случилось что-то страшное. Быстро достала своё драгоценное зеркальце, посмотрела в него и не увидела прекрасного принца – вместо него она увидела зрелого мужчину с длинной бородой. Незадолго до этого момента юный принц Цзянчалавэнь упал с лошади и разбился».
А вот в рассказе «Женщины-лхаба» писательница упоминает лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. «В Лхасе недалеко от монастыря Рамоче, расположенного на улице Бакхор, жила лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. Она могла точно рассказать о настоящем и предсказать будущее, счастье и несчастье. Этот дар был у неё с рождения, но узнала она о нём, только когда повзрослела». В методе лечения бешенства с помощью цветной стрелы, который используют лхаба, опять же упоминается медное зеркало. «Я вспомнила, что метод лечения с помощью хадака немного напоминает исцеление с помощью цветной стрелы. Говорят, это один из самых лучших способов лечения бешенства, он применялся в древнем Тибете жрецами бонпо, а позже стал использоваться простыми лхаба. Этот метод состоит в следующем: сначала лхаба ходит вокруг тела укушенного, держа маленькое медное зеркальце с целью обнаружения очагов болезни. Увидев очаг, лхаба наконечником цветной стрелы касается кожи человека в том месте, где гнездится недуг, а затем с другого конца стержня стрелы начинает отсасывать гной, кровь и другое содержимое, отбрасывая это всё в заранее подготов-ленную чашку. Говорят, если человека укусила бешеная собака, то лхаба в конце концов выплюнет маленький кусок, похожий на мясо. Если гной высосать, больной выздоровеет. В конце процедуры лхаба должен все грязное содержимое чашки проглотить, и тогда болезнь не вернётся». Рассказы «Сказительница, исполняющая эпос о царе Гесаре», «Царица Тимало», «Женщины-лхаба» можно прочитать только в книге «Женщины Тибета». Всего 15 рассказов, заказывайте книгу и читайте!
«Женщины Тибета» Келъян
В журнале «Наука и жизнь» № 4 2001 год была опубликована статья А.
Калинина «Волшебное зеркало из далёкого прошлого»: https://www.nkj.ru/archive/articles/5831/ Давно хотела сделать обзор цитат о медных зеркалах из «Женщин Тибета», и вот предоставилась такая возможность.
В книге современной тибетской писательницы Келъян «Женщины Тибета», переводчиком и издателем которой я являюсь, волшебные зеркала упоминаются в нескольких рассказах. В «Сказительнице, исполняющей эпос о царе Гесаре» сказителей, исполняющих «Гесериаду» разделяют на две группы: обучившихся у будды или небожителя и обычных сказителей. «Сказители, обучившиеся у будды или небожителя, дают в основном три объяснения, почему они могут исполнять «Гесериаду», а именно: посвящение во сне, посвящение через зеркало, божественное посвящение». Раскрывая суть посвящения через зеркало писательница пишет: «Под посвящением посредством зеркала подразумевается способность сказителя видеть сквозь медное зеркало. По рассказам некоторых из них, они сами не знают историй из “Гесериады”, но после произнесения специального заклинания могут сквозь медное зеркало увидеть декорации, в которых развивались эти сюжеты, и действующих лиц, с которыми они всех и знакомят. Если убрать медное зеркало, то сказители ничего не могут рассказать. На самом деле это удивительное медное зеркало для глаза обычного человека весьма заурядно и обыденно, как ни смотри – ни декораций, ни сюжета эпоса увидеть невозможно. Но для взора таких сказителей это обыкновенное медное зеркало как будто превращается в телевизор, а они сами исполняют функцию комментатора».
Рассказывая о сватовстве танской принцессы Цзинь-чэн писательница в рассказе «Царица Тимало» тоже пишет о драгоценном зеркальце: «Танский правитель, проникнувшись тем, что тибетские посланники очень настойчиво сватались, подозвал к себе принцессу Цзинь-чэн и спросил её: “Пойдёшь или нет?” Тогда принцесса не дала какого-либо ответа, а вернувшись в свои покои, достала драгоценное зеркальце, тайно прочитала заговор и протёрла поверхность зеркальца; так она проделала множество раз. В конце концов она увидела в зеркальце свою жизнь после брака в далёком тибетском царстве, и хотя путь не близок, но юный принц очень красив собой, выглядит весьма умным, горячо говорит о своих чувствах, поэтому всё складывается благополучно. После того, как император Чжунцзун услышал это, он сам лично проводил Цзинь-чэн до уезда Шипин, где передал тибетским посланникам. А ещё отправил вместе с ней многочисленную свиту и передал множество подарков. Он освободил от наказания всех приговорённых к смертной казни в уезде Шипин, освободил народ от уплаты пошлины, а воинов – от участия в сражениях на год, поэтому уезд Шипин с этого времени переименовали в уезд Цзинь-чэн.
От Чанъань до Тибета путь долгий и трудный; как только подошли к границе, Цзинь-чэн вдруг почувствовала боль в груди, которая долго не отпускала. Принцесса поняла, что случилось что-то страшное. Быстро достала своё драгоценное зеркальце, посмотрела в него и не увидела прекрасного принца – вместо него она увидела зрелого мужчину с длинной бородой. Незадолго до этого момента юный принц Цзянчалавэнь упал с лошади и разбился».
А вот в рассказе «Женщины-лхаба» писательница упоминает лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. «В Лхасе недалеко от монастыря Рамоче, расположенного на улице Бакхор, жила лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. Она могла точно рассказать о настоящем и предсказать будущее, счастье и несчастье. Этот дар был у неё с рождения, но узнала она о нём, только когда повзрослела». В методе лечения бешенства с помощью цветной стрелы, который используют лхаба, опять же упоминается медное зеркало. «Я вспомнила, что метод лечения с помощью хадака немного напоминает исцеление с помощью цветной стрелы. Говорят, это один из самых лучших способов лечения бешенства, он применялся в древнем Тибете жрецами бонпо, а позже стал использоваться простыми лхаба. Этот метод состоит в следующем: сначала лхаба ходит вокруг тела укушенного, держа маленькое медное зеркальце с целью обнаружения очагов болезни. Увидев очаг, лхаба наконечником цветной стрелы касается кожи человека в том месте, где гнездится недуг, а затем с другого конца стержня стрелы начинает отсасывать гной, кровь и другое содержимое, отбрасывая это всё в заранее подготов-ленную чашку. Говорят, если человека укусила бешеная собака, то лхаба в конце концов выплюнет маленький кусок, похожий на мясо. Если гной высосать, больной выздоровеет. В конце процедуры лхаба должен все грязное содержимое чашки проглотить, и тогда болезнь не вернётся».
Рассказы «Сказительница, исполняющая эпос о царе Гесаре», «Царица Тимало», «Женщины-лхаба» можно прочитать только в книге «Женщины Тибета». Всего 15 рассказов, заказывайте книгу и читайте!