Осенью 2024 года в районе Красной речки в пригороде Хабаровска, где содержался Пу И, открылся арт-комплекс "Последний император".

Я обратила внимание на эту фотографию и вспомнила некоторые факты, описанные в книге Константинова Г. Д. "Последний император Китая в СССР: воспоминания о пребывании Пу И в Советском Союзе".

Фото из арт-комплекса "Последний император" в Хабаровске
Фото из арт-комплекса "Последний император" в Хабаровске
Фото из книги Константинова Г. Д. "Последний император Китая в СССР: воспоминания о пребывании Пу И в Советском Союзе"
Фото из книги Константинова Г. Д. "Последний император Китая в СССР: воспоминания о пребывании Пу И в Советском Союзе"
Попробую восстановить в хронологическом порядке воспоминания Айсингёро Пу И и его приближённых.

Айсингёро Юй Чжань "Двадцать лет последнего императора Китая" Воспоминания племянника Пу И

И тут до меня дошло, что противовоздушная сирена прозвучала специально для Пу И. Раньше, когда Его Величество Пу И выезжал из дворца, сначала для его кортежа "очищали" улицы, для чего военные занимали посты и оттесняли людей. Сейчас было уже 11 часов ночи, и специально включили сирену воздушной тревоги, чтобы народ попрятался от бомб, и таким образом Пу И без помех добрался до вокзала. "Все благополучно сели в поезд", -- сказал мне Пу И, что означало, что императрица и наложница, находятся здесь. Понизив голос он добавил: "Святые тоже здесь, а храм сгорел".
Я уже говорил, что японские святые -- это три предмета: зеркало, меч и нефрит, и называются они тремя святыми. Их уложили в деревянные коробочки, завернули в жёлтую ткань. Президент палаты культовых церемоний Маньчжоу-Го Хасимото повесил их себе на шею и сел в поезд. В вагоне одно маленькое помещение превратилось в синтоистский храм. Эти три святыни нельзя было оставлять снаружи, так как по этикету проходившие должны были отдавать им честь. А ходить по вагону туда и сюда и каждый раз отдавать им честь -- это такая морока!

Итак, зеркало, меч и нефрит.


Фото из книги Константинова Г. Д. "Последний император Китая в СССР: воспоминания о пребывании Пу И в Советском Союзе"
Фото из книги Константинова Г. Д. "Последний император Китая в СССР: воспоминания о пребывании Пу И в Советском Союзе"
Пу Цзе "Пять лет в Совестком Союзе" Автобиографические воспоминания младшего брата последнего китайского императора

19 августа 1945 года
В этот день Пу И впервые поднялся в воздух.
Вместе с нами в самолёте находился Ёсиока и Хасимото, охранявший культовые драгоценности. На протяжении всего нашего бегства ведавший культовыми обрядами Хасимото всегда шёл впереди, неся в руказ свои драгоценности. В Далицзыгоу он сначала отдал почести этим культовым предметам, а затем уж начал распределять всех по комнатам. Даже поднявшись в самолёт, летевший в Шэнъян, все смогли сесть только после того, когда он смог выполнить обряд поклонения этим культовым драгоценностям. Отсюда можно было видеть, какое место занимали эти предметы в душе каждого человека. Но когда ситуация стала чрезвычайной, когда наступил самый ответственный момент, даже Хасимото уже не столь рьяно почитал их. Он переложил их из коробки, отделанной парчой, в чёрную кожаную сумку и нёс как обычные вещи. Когда мы стали пленниками Советского Союза и готовились отправиться в Читу, военные осмотрели сумку Хасимото, посчитали ничего не значащее для них культовое зеркало забавной вещью и забрали его. Пу И даже рассмеялся, услышав это.

Айсингёро Юй Янь "Двадцать лет рядом в Пу И " Воспоминания последнего наследного принца

В аэропорту Тун Хуа, куда мы прибыли с Далицзыгоу, чтобы отправиться дальше в Японию, стояли одиноко три стареньких японских самолёта.
Охваченные страхом, Пу И и Пу Цзе вслед за Ёсинокой и идущим впереди всех с японскими культовыми ценностями" Хасимото первыми сели в двухмоторный военный самолёт, рассчитанный на восемь пассажиров.
Айсингёро Пу И "Моя первая половина жизни"

В это время в большом волнении вбежал Хасимото и прямиком направился к своим культовым предметам. Он вытащил священное медное зеркало, с вороватым видом сунул его себе за пазуху и поспешно вышел. Как потом рассказывал один советский офицер, досматривая Хасимото, он обнаружил это медное зеркало, в недоумении осмотрел его, не зная, для чего оно нужно. Хасимото тоже не хотел давать каких-либо пояснений, а только беспокойно топтался рядом и кружил вокруг офицера, желая вернуть зеркало и не осмеливаясь протянуть руку, чтобы забрать его. Поняв, что это всего лишь зеркало, офицер вернул его.

Вывод: в синтоистской традиции медному зеркалу полагалось отдавать честь.

Как использовались медные зеркала в Китае. Рассказывая о сватовстве танской (китайской) принцессы Цзинь-чэн писательница Келъян в рассказе «Царица Тимало» из книги "Женщины Тибета" пишет о драгоценном зеркальце:

«Танский правитель, проникнувшись тем, что тибетские посланники очень настойчиво сватались, подозвал к себе принцессу Цзинь-чэн и спросил её: “Пойдёшь или нет?” Тогда принцесса не дала какого-либо ответа, а вернувшись в свои покои, достала драгоценное зеркальце, тайно прочитала заговор и протёрла поверхность зеркальца; так она проделала множество раз. В конце концов она увидела в зеркальце свою жизнь после брака в далёком тибетском царстве, и хотя путь не близок, но юный принц очень красив собой, выглядит весьма умным, горячо говорит о своих чувствах, поэтому всё складывается благополучно. После того, как император Чжунцзун услышал это, он сам лично проводил Цзинь-чэн до уезда Шипин, где передал тибетским посланникам. А ещё отправил вместе с ней многочисленную свиту и передал множество подарков. Он освободил от наказания всех приговорённых к смертной казни в уезде Шипин, освободил народ от уплаты пошлины, а воинов – от участия в сражениях на год, поэтому уезд Шипин с этого времени переименовали в уезд Цзинь-чэн.
От Чанъань до Тибета путь долгий и трудный; как только подошли к границе, Цзинь-чэн вдруг почувствовала боль в груди, которая долго не отпускала. Принцесса поняла, что случилось что-то страшное. Быстро достала своё драгоценное зеркальце, посмотрела в него и не увидела прекрасного принца – вместо него она увидела зрелого мужчину с длинной бородой. Незадолго до этого момента юный принц Цзянчалавэнь упал с лошади и разбился».
Фото тибетской тханки из книги "Женщины Тибета" Келъян
Фото тибетской тханки из книги "Женщины Тибета" Келъян
Вывод: в китайской традиции медное зеркало показывало судьбу.

О зеркалах, обладающих свойствами, в какие трудно поверить, появившихся задолго до того, как Александр Сергеевич Пушкин придумал зеркальце, способное видеть то, что очень далеко, и рассказывать об этом, пишет А. Калинин в статье
«Волшебное зеркало из далёкого прошлого», напечатанной в журнале «Наука и жизнь» № 4 2001 год.

Медные зеркала в Тибете. В рассказе «Сказительница, исполняющая эпос о царе Гесаре» из книги "Женщины Тибета" современная писательница Келъян, этническая тибетка, сказителей, исполняющих «Гесериаду» разделяют на две группы: обучившихся у будды или небожителя и обычных сказителей.

«Сказители, обучившиеся у будды или небожителя, дают в основном три объяснения, почему они могут исполнять “Гесериаду”, а именно: посвящение во сне, посвящение через зеркало, божественное посвящение».
Раскрывая суть посвящения через зеркало писательница пишет:

«Под посвящением посредством зеркала подразумевается способность сказителя видеть сквозь медное зеркало. По рассказам некоторых из них, они сами не знают историй из “Гесериады”, но после произнесения специального заклинания могут сквозь медное зеркало увидеть декорации, в которых развивались эти сюжеты, и действующих лиц, с которыми они всех и знакомят. Если убрать медное зеркало, то сказители ничего не могут рассказать. На самом деле это удивительное медное зеркало для глаза обычного человека весьма заурядно и обыденно, как ни смотри – ни декораций, ни сюжета эпоса увидеть невозможно. Но для взора таких сказителей это обыкновенное медное зеркало как будто превращается в телевизор, а они сами исполняют функцию комментатора».
Осенью 2024 года в районе Красной речки в пригороде Хабаровска, где содержался Пу И, открылся арт-комплекс "Последний император". - 972739870180
В другом рассказе «Женщины-лхаба» из той же книги "Женщины Тибета" писательница упоминает лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала.

«В Лхасе недалеко от монастыря Рамоче, расположенного на улице Бакхор, жила лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. Она могла точно рассказать о настоящем и предсказать будущее, счастье и несчастье. Этот дар был у неё с рождения, но узнала она о нём, только когда повзрослела».
В методе лечения бешенства с помощью цветной стрелы, который используют лхаба, опять же упоминается медное зеркало.

«Я вспомнила, что метод лечения с помощью хадака немного напоминает исцеление с помощью цветной стрелы. Говорят, это один из самых лучших способов лечения бешенства, он применялся в древнем Тибете жрецами бонпо, а позже стал использоваться простыми лхаба. Этот метод состоит в следующем: сначала лхаба ходит вокруг тела укушенного, держа маленькое медное зеркальце с целью обнаружения очагов болезни. Увидев очаг, лхаба наконечником цветной стрелы касается кожи человека в том месте, где гнездится недуг, а затем с другого конца стержня стрелы начинает отсасывать гной, кровь и другое содержимое, отбрасывая это всё в заранее подготовленную чашку. Говорят, если человека укусила бешеная собака, то лхаба в конце концов выплюнет маленький кусок, похожий на мясо. Если гной высосать, больной выздоровеет. В конце процедуры лхаба должен все грязное содержимое чашки проглотить, и тогда болезнь не вернётся».
Вывод: в тибетской традиции сказители "Гесериады" получают посвящение посредством медного зеркала, лхамо/лхапа (целители) гадают и лечат с помощью медного зеркала.

Возможно, вам будет интересно:

"Сказители, исполняющие "Гесериаду" и их удивительные судьбы" 

"Изучение героического эпоса "Гесериада" в Китае" 

"Деге — родина Гесара" 

#тибет #зеркало #зеркала

Комментарии

Комментариев нет.