Самый трудозатратный промысел: китайская резьба по лаку.
Резьба по лаку — древний китайский промысел. Использование лака в декоративно-прикладном искусстве началось еще в VI веке до н.э. Вначале он применялся для защитного покрытия различных ёмкостей: ящиков, сосудов. Немного позже мастера Китая научились смешивать лак с разнообразными пигментами, что позволило применять его в живописи, а потом и для оформления лаковых изделий в технике резьбы по лаку. Уникальные шедевры были солидным дипломатическим подарком и дорогим товаром.
На создание этой гигантской вазы у современных китайских мастеров ушло три года.
Попав в Японию в XIV веке такой лак нашел свое применение для атрибутов чайной церемонии и до сих пор является основным стилем оформления посуды. Некоторые мастера соседних стран, например, Вьетнама, Кореи и Монголии переняли идею и также использовали технологию в своем творчестве.
Особенности изготовления и применения материала Техника не имеет аналогов в других частях света и по трудозатратам ее также невозможно с чем-то сравнивать. Лак изготавливается из необычной смолы дерева Rhus verniciflua (лаковое дерево), которое произрастает в восточной части Азии. На воздухе вещество почти моментально застывает, а с одного дерева за всю его жизнь можно собрать до 200 грамм. Уже поэтому можно судить о сложности и дороговизне промысла.
Лаковое дерево с плодами.
Структура материала достаточно необычна. Когда ее собирают с деревьев, она похожа на патоку белого или сероватого цвета, но под действием влаги и кислорода превращается в твердый материал, не подверженный влиянию не только воды, но и некоторых кислот.
Технология предполагала наложение до 200 слоев лака, которые просушивались и шлифовались для достижения совершенной прозрачности. Все это занимало до 3 и более лет, так как ускорять процесс сушкой в печи или даже на открытом воздухе не допускается. После чего мастером вырезался роскошный узор.
Наибольшего расцвета техника резьбы по лаку достигла к XIII веку. Изображались сюжеты с различными литературными персонажами, фантастические животные, символические изображения цветов и птиц, понятные жителям того времени, сложный геометрический рисунок, красивые пейзажи. Иногда дополнительно применялась инкрустация драгоценными металлами или перламутром.
Применение и сюжеты.
Указанная выше техника использовалась в Китае XIII-XVI веков для изготовления: шкатулок различного размера и форм, иногда многоярусных; коробочек для ароматических трав или ладана; подносов, блюд, чайников и другой посуды; ваз.
Поскольку такие изделия были доступны исключительно знати, то и сюжеты выбирались под интеллигентные слои общества. Примерами могут быть двое мужчин, сидящих на веранде рядом с водоемом, один из них играет на музыкальном инструменте или много мальчиков рядом с гранатовым деревом, что являлось пожеланием большого числа детей. Другим часто используемым направлением была тематика даосизма, например, восемь бессмертных на берегу реки.
В закат с енотом...
Самый трудозатратный промысел: китайская резьба по лаку.
Резьба по лаку — древний китайский промысел. Использование лака в декоративно-прикладном искусстве началось еще в VI веке до н.э. Вначале он применялся для защитного покрытия различных ёмкостей: ящиков, сосудов. Немного позже мастера Китая научились смешивать лак с разнообразными пигментами, что позволило применять его в живописи, а потом и для оформления лаковых изделий в технике резьбы по лаку. Уникальные шедевры были солидным дипломатическим подарком и дорогим товаром.
Попав в Японию в XIV веке такой лак нашел свое применение для атрибутов чайной церемонии и до сих пор является основным стилем оформления посуды. Некоторые мастера соседних стран, например, Вьетнама, Кореи и Монголии переняли идею и также использовали технологию в своем творчестве.
Техника не имеет аналогов в других частях света и по трудозатратам ее также невозможно с чем-то сравнивать. Лак изготавливается из необычной смолы дерева Rhus verniciflua (лаковое дерево), которое произрастает в восточной части Азии. На воздухе вещество почти моментально застывает, а с одного дерева за всю его жизнь можно собрать до 200 грамм. Уже поэтому можно судить о сложности и дороговизне промысла.
Структура материала достаточно необычна. Когда ее собирают с деревьев, она похожа на патоку белого или сероватого цвета, но под действием влаги и кислорода превращается в твердый материал, не подверженный влиянию не только воды, но и некоторых кислот.
Указанная выше техника использовалась в Китае XIII-XVI веков для изготовления: шкатулок различного размера и форм, иногда многоярусных; коробочек для ароматических трав или ладана; подносов, блюд, чайников и другой посуды; ваз.