Чукотская резьба по кости: настоящее искусство малых народов России
Чукотское искусство резьбы по кости имеет многовековую историю. Русские познакомились с ней ещё в середине XVII века при освоении новых земель Берингового моря.
Русские казаки знакомятся с охотниками Чукотки.
Тогда помимо классических бытовых предметов в виде наконечников стрел и игл, чукчи вырезали фигурки животных, людей, амулеты, а на костях и зубах морских обитателей делали гравировки со сценами охоты.
Белый медведь, вырезанный из кости.
Чукотская резьба на моржовом клыке.
С XVIII века на чукотке стала распространяться гравировка на костях, где основным материалом служили клыки моржа. На них изображали целые рассказы в рисунках.
Сцены жизни чукчей. Гравировка на клыках моржа.
Полноценное же распространение чукотского промысла по миру началось в середине XIX века, когда местные земли стали активно осваиваться европейскими китобоями. Западные моряки массово увозили с собой “сувенирные” фигурки животных и клыки с гравировкой.
Нерпа. Чукотка, 1900-е гг.
Но и тогда молочно-белые костяные изделия продолжали делать частным порядком.
Первая же полноценная мастерская, основной темой которой стала резьба по кости, появилась лишь в 1931 году в городе Уэлен. Её организовал чукотский мастер Вуквутагин, который объединил искусных мастеров округа.
Это стало отправной точкой для промышленного развития промысла. Уже в 1932 году чукотским Интегралсоюзом было создано пять косторезных артелей в селениях Чаплино, Сиреники, Наукане, Дежнёве и Уэлене.
Чукотский косторез с изделием в руках. Фото 1930-ых годов.
Тогда же ассортимент изделий из кости расширился, и мастера наряду с традиционными фигурками животных и резьбой стали выпускать шахматы, пудреницы и брошки.
Шахматные фигуры из моржового клыка работы костореза Михаила Вуквола.
Советская власть способствовала развитию народных промыслов, и изделия чукотских мастеров отправились покорять мир на союзные и международные выставки. В 1937 году в Третьяковской галерее была организована выставка изделий уэленских мастеров. И в этом же году они экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где были отмечены золотой медалью.
«Охота на моржей на лежбище». Чукотка, Уэлен, 1942 г.
В это же время с ростом популярности промысла и мастерства резчиков статичные фигурки стали уступать место мини-скульптурам в разных позах. С их помощью статичным изделиям удалось придать динамики.
Чукотские фигурки моржей из кости.
А начиная с 1960-ых годов среди изделий чукотских резчиков появляется всё больше скульптурных групп и даже целых составных композиций, где основным мотивом всё также выступают сцены из жизни чукотского народа: охоты и другого быта.
На оленьих упряжках.
Рог с вырезанными в нём сценами быта чукчей.
Битва оленей.
«Оленья упряжка». Чукотка, Уэлен, 1960-е гг.
Интересно, что долгое время резьба считалась сугубо мужским занятием. Но с приходом советов пришла и демократизация нравов малых народов. И уже тогда, в 1930-ых, в резьбовых артелях появились женщины, которые проявили себя искусными мастерами.
В закат с енотом...
:александр жихорь
Чукотская резьба по кости: настоящее искусство малых народов России
Чукотское искусство резьбы по кости имеет многовековую историю. Русские познакомились с ней ещё в середине XVII века при освоении новых земель Берингового моря.
Тогда помимо классических бытовых предметов в виде наконечников стрел и игл, чукчи вырезали фигурки животных, людей, амулеты, а на костях и зубах морских обитателей делали гравировки со сценами охоты.
С XVIII века на чукотке стала распространяться гравировка на костях, где основным материалом служили клыки моржа. На них изображали целые рассказы в рисунках.
Полноценное же распространение чукотского промысла по миру началось в середине XIX века, когда местные земли стали активно осваиваться европейскими китобоями. Западные моряки массово увозили с собой “сувенирные” фигурки животных и клыки с гравировкой.
Но и тогда молочно-белые костяные изделия продолжали делать частным порядком.
Первая же полноценная мастерская, основной темой которой стала резьба по кости, появилась лишь в 1931 году в городе Уэлен. Её организовал чукотский мастер Вуквутагин, который объединил искусных мастеров округа.
Это стало отправной точкой для промышленного развития промысла. Уже в 1932 году чукотским Интегралсоюзом было создано пять косторезных артелей в селениях Чаплино, Сиреники, Наукане, Дежнёве и Уэлене.
Тогда же ассортимент изделий из кости расширился, и мастера наряду с традиционными фигурками животных и резьбой стали выпускать шахматы, пудреницы и брошки.
Советская власть способствовала развитию народных промыслов, и изделия чукотских мастеров отправились покорять мир на союзные и международные выставки. В 1937 году в Третьяковской галерее была организована выставка изделий уэленских мастеров. И в этом же году они экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где были отмечены золотой медалью.
В это же время с ростом популярности промысла и мастерства резчиков статичные фигурки стали уступать место мини-скульптурам в разных позах. С их помощью статичным изделиям удалось придать динамики.
А начиная с 1960-ых годов среди изделий чукотских резчиков появляется всё больше скульптурных групп и даже целых составных композиций, где основным мотивом всё также выступают сцены из жизни чукотского народа: охоты и другого быта.
Интересно, что долгое время резьба считалась сугубо мужским занятием. Но с приходом советов пришла и демократизация нравов малых народов. И уже тогда, в 1930-ых, в резьбовых артелях появились женщины, которые проявили себя искусными мастерами.