Посуда с хохломской росписью — такой же узнаваемый символ России, как матрёшка или самовар. Но что сделало промысел настолько известным? Как он появился и почему до сих пор процветает? Об этих и других секретах хохломы читайте в нашей статье.
Кратко о хохломской росписи
Хохлома — это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов. Золотой оттенок в ней есть всегда, но при отделке такая краска не используется. В этом особенность хохломы. Вместо пигмента мастера применяют порошок олова, который при обжиге приобретает нужный цвет.
Хохлома обманчива не только внешне, но и в названии. Обычно промысел именуют по месту изготовления, но родиной этой росписи считаются несколько деревень — Большие и Малые Бездели, Хрящи, Шабаши, Мокушино, Глибино. Деревня Хохлома же была просто местом сбыта, где продавали готовую посуду. Однако именно она помогла русской росписи стать известной на весь мир. Но об этом позже.
История возникновения хохломы
Хохломская роспись появилась в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. После татаро-монгольского ига местные земли были разорены, поэтому для жителей поселений промысел стал главным источником дохода и способом выжить.
Как именно возникла роспись, точно неизвестно — популярно несколько версий. По одной из них промысел появился благодаря старообрядцам, которые после церковной реформы были вынуждены скрываться в лесах Заволжья. Среди беглецов были искусные умельцы, писавшие иконы и миниатюры для книг, которые использовали олово вместо позолоты для своих работ. Местные же жители отличались токарными талантами и поколениями изготавливали посуду. По воле случая эти традиции пересеклись и появилась хохломская роспись.
Однако есть документы, которые доказывают, что нижегородские мастера использовали олово для росписи по дереву прежде, чем произошёл раскол — в 1640–1650 годах. То есть до того, как на их земле появились старообрядцы. Это не опровергает, но ставит под сомнение первую теорию.
Есть и другая версия рождения хохломы — народная. По легенде роспись появилась благодаря Андрею Лоскуту, талантливому иконописцу. После церковной реформы он уехал подальше от столицы и укрылся в Заволжье, чтобы создавать иконы по прежнему образцу и украшать росписью посуду. Но кто-то донёс о нём патриарху, и тот отправил военных. Чтобы спастись от преследователей, Андрей Лоскут сжёг себя, но прежде завещал людям сберечь своё дело.
Развитие хохломского промысла
Хохломской промысел долго не развивался из-за высокой цены на олово. Привозной материал купить могли далеко не все, поэтому требовался состоятельный заказчик. И он нашёлся, им оказался Троице-Сергиев монастырь, куда позже свозили работать крестьян из 80 деревень. Именно эти поселения и известны сегодня как родина хохломской росписи.
Промыслу очень повезло с расположением. Село Хохлома, куда отправляли расписную посуду, было крупным центром торговли. Через местную ярмарку расписанная посуда и мебель распространялись по всей стране и попадали за рубеж. Близость Волги помогала делу развиваться — через реку, а потом прикаспийские степи изделия перевозили в Индию и Среднюю Азию. В Европу хохлому тоже доставляли, туда она попадала через Архангельск.
Расцветом хохломского промысла стал XIX век, а точнее вторая его половина. До этого времени художественная посуда уже была популярна в массах и стала частью русской культуры, но неожиданно получила новый виток развития. В моду вошёл русский стиль, поэтому народные промыслы привлекли внимание образованной части общества. К хохломе стали проявлять интерес как к искусству.
В 1853 году посуда с «золотой росписью» в первый раз попала на Всероссийскую промышленную выставку в Москве, а после с успехом выставлялась в других городах страны и во Франции. Ценителей хохломы становилось всё больше, и в их число попала царская семья. Известно, что императрица Мария Фёдоровна хвалила мастерство народных умельцев и даже одарила одного из них, Михаила Красильникова, золотыми часами за искусство.
С приходом ХХ века хохломской промысел начал угасать, но ненадолго — когда в Советском Союзе стали популярны артели, производство возобновилось. В 1960-х годах появилось объединение «Хохломская роспись» и фабрика «Хохломской художник». Эти предприятия в городе Семёнов и селе Сёмино до сих пор работают и считаются главными центрами промысла. Любой может попасть туда на экскурсию и своими глазами посмотреть, как создаётся легендарная хохлома.
Хохломской промысел — это русская легенда и возможность соприкоснуться с традициями. Не упустите её, поселите частичку истории у себя дома.
В закат с енотом...
Хохлома: от истоков до современности
Посуда с хохломской росписью — такой же узнаваемый символ России, как матрёшка или самовар. Но что сделало промысел настолько известным? Как он появился и почему до сих пор процветает? Об этих и других секретах хохломы читайте в нашей статье.
Хохлома — это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов. Золотой оттенок в ней есть всегда, но при отделке такая краска не используется. В этом особенность хохломы. Вместо пигмента мастера применяют порошок олова, который при обжиге приобретает нужный цвет.
Хохлома обманчива не только внешне, но и в названии. Обычно промысел именуют по месту изготовления, но родиной этой росписи считаются несколько деревень — Большие и Малые Бездели, Хрящи, Шабаши, Мокушино, Глибино. Деревня Хохлома же была просто местом сбыта, где продавали готовую посуду. Однако именно она помогла русской росписи стать известной на весь мир. Но об этом позже.
Хохломская роспись появилась в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. После татаро-монгольского ига местные земли были разорены, поэтому для жителей поселений промысел стал главным источником дохода и способом выжить.
Как именно возникла роспись, точно неизвестно — популярно несколько версий. По одной из них промысел появился благодаря старообрядцам, которые после церковной реформы были вынуждены скрываться в лесах Заволжья. Среди беглецов были искусные умельцы, писавшие иконы и миниатюры для книг, которые использовали олово вместо позолоты для своих работ. Местные же жители отличались токарными талантами и поколениями изготавливали посуду. По воле случая эти традиции пересеклись и появилась хохломская роспись.
Однако есть документы, которые доказывают, что нижегородские мастера использовали олово для росписи по дереву прежде, чем произошёл раскол — в 1640–1650 годах. То есть до того, как на их земле появились старообрядцы. Это не опровергает, но ставит под сомнение первую теорию.
Развитие хохломского промысла
Хохломской промысел долго не развивался из-за высокой цены на олово. Привозной материал купить могли далеко не все, поэтому требовался состоятельный заказчик. И он нашёлся, им оказался Троице-Сергиев монастырь, куда позже свозили работать крестьян из 80 деревень. Именно эти поселения и известны сегодня как родина хохломской росписи.
Расцветом хохломского промысла стал XIX век, а точнее вторая его половина. До этого времени художественная посуда уже была популярна в массах и стала частью русской культуры, но неожиданно получила новый виток развития. В моду вошёл русский стиль, поэтому народные промыслы привлекли внимание образованной части общества. К хохломе стали проявлять интерес как к искусству.
В 1853 году посуда с «золотой росписью» в первый раз попала на Всероссийскую промышленную выставку в Москве, а после с успехом выставлялась в других городах страны и во Франции. Ценителей хохломы становилось всё больше, и в их число попала царская семья. Известно, что императрица Мария Фёдоровна хвалила мастерство народных умельцев и даже одарила одного из них, Михаила Красильникова, золотыми часами за искусство.