Если в советские времена красочные витражи были распространенной деталью архитектурного облика городов, используемой как для чисто декоративных, так и пропагандистских целей, то сегодня от этого хрупкого наследия осталось так мало, что впору организовывать специализированные туры по местам сохранившихся стеклянных шедевров.
Несмотря на то, что большая часть советских витражей, как и любое другое искусство того времени, отражала государственную идеологию, нередко встречались и сюжеты на отвлеченную тематику, где могли присутствовать национальные орнаменты, бытовые сцены, элементы флоры и фауны, фантазийные или абстрактные элементы.
Скандальный из-за абстрактности темы витраж "Мужчина и женщина" (Московская гостиница "Интурист").
До начала 60-х гг. в советском витражном искусстве художники в основном придерживались старых традиций. Так, например, один из старейших способов изготовления витражей - это роспись масляными красками целого или составного стекла большого размера. Когда в советской архитектуре стали появляться новые материалы (пластический бетон, эпоксидные смолы, новые сплавы металлов, окрашенное синтетическими красителями дутое стекло и пр.), это неизбежно повлекло за собой разработку и новых технологий изготовления витражей.
Одной из самых значимых в СССР была прибалтийская школа витражного искусства. На ее развитие огромное влияние оказали католические витражные традиции, ну и конечно же, наличие собственных стекольных заводов. Прибалтийские художники были одни из первых, кто применил в своих работах колотое цветное стекло, вмонтированное в жесткую конструкцию из железобетона или металла.
Такая техника стала называться "клееным витражом" и очень скоро получила распространение по всей стране: аэропорты, пионерские лагеря, общественные здания, кафе и рестораны часто декорировали именно такими витражами. Способ их изготовления был, конечно же, намного проще средневековых традиций: на витринное стекло наносили рисунок, по которому кусочками цветного стекла, фиксируя их эпоксидной смолой, выкладывали композицию.
Готовая работа закрывалась другим стеклом, щели по контуру затирали и в итоге получался прозрачный яркий витраж, сквозь который можно было видеть окружающий ландшафт - такое сочетание природы и искусства часто практиковалось в архитектуре южных городов.
Еще один популярный способ изготовления витражей - это комбинирование, когда объемное стекло сочеталось с цветным клееным. В таких картинах могло использоваться несколько сот различных отливок, а толщина стекла порой доходила до 70 см, что позволяло витражу выглядеть, словно скульптурный рельеф.
Конечно же, технологических приемов, получивших распространение в позднем СССР, было намного больше, чем перечислено в статье, но и упомянутого вполне достаточно, чтобы вспомнить эту разновидность монументального искусства и, возможно, немного пожалеть о том, что сегодня витражи уже не так часто встречаются в архитектуре городов...
Один из витражей новосибирского университета
Один из витражей, который когда-то украшал павильон Латвийская ССР на ВДНХ
Самарский аэрокосмический университет
Фрагмент витража метро "Новослободская" в Москве
витраж «Студенты» в главном здании Казанского федерального университета
С. Неколов, «50 лет Стахановскому движению», 1985Н.
В закат с енотом...
:александр жихорь
Витражи в советской архитектуре
Если в советские времена красочные витражи были распространенной деталью архитектурного облика городов, используемой как для чисто декоративных, так и пропагандистских целей, то сегодня от этого хрупкого наследия осталось так мало, что впору организовывать специализированные туры по местам сохранившихся стеклянных шедевров.
До начала 60-х гг. в советском витражном искусстве художники в основном придерживались старых традиций. Так, например, один из старейших способов изготовления витражей - это роспись масляными красками целого или составного стекла большого размера. Когда в советской архитектуре стали появляться новые материалы (пластический бетон, эпоксидные смолы, новые сплавы металлов, окрашенное синтетическими красителями дутое стекло и пр.), это неизбежно повлекло за собой разработку и новых технологий изготовления витражей.
Еще один популярный способ изготовления витражей - это комбинирование, когда объемное стекло сочеталось с цветным клееным. В таких картинах могло использоваться несколько сот различных отливок, а толщина стекла порой доходила до 70 см, что позволяло витражу выглядеть, словно скульптурный рельеф.