Книжек, предназначенных для детей, на свете не так уж мало. Обычно это – сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказы, картинки с подписями и стихи с картинками. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и стихами. Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы. Но эти книги создаются редко. Евгений Иванович Чарушин, художник и писатель, принадлежит к счастливой категории писателей, книги которых раньше всех прочих попадают в руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.
Наверно, вы уже догадались, сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которому исполнилось 120 лет со дня рождения. Родился Е.Чарушин в городе Вятке 11ноября 1901года. Замечательные там места, необыкновенна природа. Любовь к живому передалась художнику от родителей. Отец Е.Чарушина был архитектором и часто уезжал из дома и сына брал всегда с собой. Они наблюдали восходы и заходы солнца, утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные, бродили по лугам, общались с охотниками, лесниками, кустарями - умельцами, простыми людьми. Будущий художник узнал от людей много интересного, послушал разные забавные истории, народные сказки, хранил в памяти их шутки, байки. Мать – садовод и огородник – любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну. Каких только животных не водилось у Чарушиных в доме: кошки, утки, банки с рыбками, птицы в клетках, козы, тетерева, цыплята, поросята, индюшата, кролики, голуби. Они ухаживали за животными, лечили их, если была необходимость. А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать-рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. А рисовал, преимущественно, зверей и птиц. Его рисунки наполнены искренней любовью к природе и животному миру, тонким юмором, сердечной теплотой. Доброта и бережное, трепетное отношение к хрупкому миру живой природы – характерные черты мастера. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон. Всё это надо наблюдать и почувствовать». Поездки, природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить всё, что хотелось передать. Хотелось Е.Чарушину не только рисовать, но и писать, как он видел, слышал, переживал, как шатался по лесам и по болотам. Так появились первые рассказы «Медвежата»
«Волчишко»
и другие. Больше всего Чарушин любил изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Произведения Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации, скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров. Последней его художественной работой стали иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке».
ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ?
- Где обедал, воробей? - В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил.
СЛОН
Африканец молодой Обливается водой. Вымыл голову и ухо - И в лоханке стало сухо. Для хорошего слона Речка целая нужна. Уберите-ка Лоханку, Принесите-ка Фонтанку!
ОБЕЗЬЯНА
Приплыл по океану Из Африки матрос, Малютку-обезьяну В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя, Весь вечер напролет И песенку такую По-своему поет:
"На дальнем жарком юге, На пальмах и кустах, Визжат мои подруги, Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы На родине моей. Живут там обезьяны И нет совсем людей".
МЕДВЕДЬ
Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости, Сладкий пряник Мише бросьте.
Миша просит, Миша ждет, Широко разинув рот.
Нет, правее! Нет, левее! Промахнулись, ротозеи!
Вот теперь попали в рот! Что за пряник - чистый мед!
За такое угощенье Мы покажем представленье.
Ну-ка, Миша, поклонись! Ну-ка, Миша, кувыркнись!
Львёнок. Нет, постой, постой, постой, Я разделаюсь с тобой! Мой отец одним прыжком Расправляется с быком. Будет стыдно, если я Не поймаю воробья. Эй, вернись, покуда цел! Мама! Мама! Улетел!
Пингвин. Правда, дети я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду.
Совята. Взгляни на маленьких совят Малютки рядышком сидят. Когда не спят, Они едят. Когда едят, Они не спят.
За иллюстрирование книжки «Детки в клетке» Чарушину была присуждена в 1965 году золотая медаль в Лейпциге. С.Я.Маршак написал стихотворение (1961), которое так и называется «Евгению Чарушину».
Закону времени послушен, Он стал маститым и седым, Но мы-то знаем, что Чарушин Вовеки будет молодым. Не стал к искусству равнодушен И сохранил свой зоркий взгляд, И так же чуток наш Чарушин, Как тридцать лет тому назад.
Давно уж выросли зверята - Его «Волчишко», например, Слепым щенком он был когда-то, А нынче – волк-пенсионер.
А тот, кто был когда-то киской, Бенгальским тигром стал давно, И подходить, как прежде, близко К нему теперь запрещено.
Но не стареющий Евгений – Счастливой юности поэт – Рисует тигров, львов, оленей, Тюленей новых поколений Еще прекрасней, совершенней, Чем были звери прежних лет.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. Прожил Евгений Иванович Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек-хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым и смелым. Больше узнай, будь умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Мы будем рады, если вам захочется когда-нибудь просто пойти в лес и понаблюдать за птицами, насекомыми и, конечно, почитать рассказы Евгения Ивановича Чарушина, написанные с такой большой любовью к природе нашей Родины.
Библиотеки Саратова
:Надежда Шустер (Кузнецова)
#Писатели_юбиляры_120_лет_Евгению_Ивановичу_Чарушину#Эти_Забавные_животные#Библиотека_8_МУК_ЦБС_Саратова
Книжек, предназначенных для детей, на свете не так уж мало. Обычно это – сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказы, картинки с подписями и стихи с картинками. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и стихами.
Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы. Но эти книги создаются редко. Евгений Иванович Чарушин, художник и писатель, принадлежит к счастливой категории писателей, книги которых раньше всех прочих попадают в руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.
Родился Е.Чарушин в городе Вятке 11ноября 1901года. Замечательные там места, необыкновенна природа. Любовь к живому передалась художнику от родителей. Отец Е.Чарушина был архитектором и часто уезжал из дома и сына брал всегда с собой. Они наблюдали восходы и заходы солнца, утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные, бродили по лугам, общались с охотниками, лесниками, кустарями - умельцами, простыми людьми. Будущий художник узнал от людей много интересного, послушал разные забавные истории, народные сказки, хранил в памяти их шутки, байки.
Мать – садовод и огородник – любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну. Каких только животных не водилось у Чарушиных в доме: кошки, утки, банки с рыбками, птицы в клетках, козы, тетерева, цыплята, поросята, индюшата, кролики, голуби. Они ухаживали за животными, лечили их, если была необходимость.
А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать-рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. А рисовал, преимущественно, зверей и птиц. Его рисунки наполнены искренней любовью к природе и животному миру, тонким юмором, сердечной теплотой. Доброта и бережное, трепетное отношение к хрупкому миру живой природы – характерные черты мастера.
Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон. Всё это надо наблюдать и почувствовать».
Поездки, природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить всё, что хотелось передать. Хотелось Е.Чарушину не только рисовать, но и писать, как он видел, слышал, переживал, как шатался по лесам и по болотам. Так появились первые рассказы «Медвежата»
Больше всего Чарушин любил изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята.
Произведения Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации, скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров.
Последней его художественной работой стали иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке».
ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
СЛОН
Африканец молодой
Обливается водой.
Вымыл голову и ухо -
И в лоханке стало сухо.
Для хорошего слона
Речка целая нужна.
Уберите-ка
Лоханку,
Принесите-ка
Фонтанку!
ОБЕЗЬЯНА
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
"На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей".
МЕДВЕДЬ
Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник Мише бросьте.
Миша просит, Миша ждет,
Широко разинув рот.
Нет, правее! Нет, левее!
Промахнулись, ротозеи!
Вот теперь попали в рот!
Что за пряник - чистый мед!
За такое угощенье
Мы покажем представленье.
Ну-ка, Миша, поклонись!
Ну-ка, Миша, кувыркнись!
Львёнок.
Нет, постой, постой, постой,
Я разделаюсь с тобой!
Мой отец одним прыжком
Расправляется с быком.
Будет стыдно, если я
Не поймаю воробья.
Эй, вернись, покуда цел!
Мама! Мама! Улетел!
Пингвин.
Правда, дети я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Совята.
Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
За иллюстрирование книжки «Детки в клетке» Чарушину была присуждена в 1965 году золотая медаль в Лейпциге.
С.Я.Маршак написал стихотворение (1961), которое так и называется «Евгению Чарушину».
Закону времени послушен,
Он стал маститым и седым,
Но мы-то знаем, что Чарушин
Вовеки будет молодым.
Не стал к искусству равнодушен
И сохранил свой зоркий взгляд,
И так же чуток наш Чарушин,
Как тридцать лет тому назад.
Давно уж выросли зверята -
Его «Волчишко», например,
Слепым щенком он был когда-то,
А нынче – волк-пенсионер.
А тот, кто был когда-то киской,
Бенгальским тигром стал давно,
И подходить, как прежде, близко
К нему теперь запрещено.
Но не стареющий Евгений –
Счастливой юности поэт –
Рисует тигров, львов, оленей,
Тюленей новых поколений
Еще прекрасней, совершенней,
Чем были звери прежних лет.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. Прожил Евгений Иванович Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек-хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым и смелым. Больше узнай, будь умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».