Женщина купила квартиру на свои деньги, но после развода половину все равно пришлось отдать мужу — как так вышло?

Как разделить квартиру, если при покупке супруги сразу оформили ее в долевую собственность? Казалось бы, каждый получает свою долю, и на этом вопрос закрыт. Но если один из супругов вложил в покупку существенно больше, чем другой, может ли он потом все переиграть? Разбираемся на примере дела, дошедшего до Верховного суда.
***Что случилось?***
В 2013 году гражданка Б. с мужем приобрели квартиру за 4,5 млн рублей. Из них 3,8 млн женщина оплатила с продажи добрачной квартиры, а оставшиеся 700 тысяч взяли в ипотеку, позже погасив маткапиталом.
В момент покупки супруги решили сразу поделить квартиру, а не оставлять ее в общей совместной собственности. По договору купли-продажи каждому из супругов отошло по 1/2 квартиры.
В 2020 году супруги решили развестись — и квартира стала камнем преткновения. Б. требовала, чтобы супруг отдал ей половину квартиры, ведь большую часть стоимости жилья она оплатила своими личными деньгами. По ее расчетам, супругу полагалась только доля примерно в 1/8 квартиры, но ее Б. предлагала отдать деньгами.
Муж был против — он не собирался отказываться от своей доли и считал, что раз квартира уже поделена, то делить ничего снова не стоит.
Но Б.намеревалась оставить квартиру себе и жить в ней со своим новым мужем — поэтому подала в суд, чтобы перераспределить доли в квартире и обязать бывшего супруга продать свою долю как незначительную.
***Что решили суды?***
Суд первой инстанции поддержал бывшего мужа — по договору купли-продажи супругам достались равные доли. В этой части договор считается соглашением о разделе имущества.
А если доли в квартире уже поделены, то перераспределить их можно только с согласия обоих собственников. Муж не согласен, а заставить его нет никаких оснований — Б. в свое время сама захотела, чтобы доли были распределены именно так.
Апелляция поддержала такое решение, а вот кассация решила иначе.
Б. доказала, что вложила в большую часть квартиры свои личные деньги — следовательно, и доля в квартире ей полагается больше. А поскольку доля второго собственника выходит незначительной, то его можно обязать продать ее — иначе Б. не сможет пользоваться квартирой полноценно для своей новой семьи, ведь они с бывшим мужем уже будут чужими людьми.
Б. отправилась обжаловать такое решение в Верховный суд.
***Что сказал Верховный суд?***
Аргумент о том, что большая часть стоимости квартиры была оплачена личными деньгами Б., в данном случае несостоятелен. Ведь при покупке она сама согласилась поделить квартиру пополам.
Суд первой инстанции правильно оценил в этой части договор купли-продажи как соглашение о разделе имущества. Пересматривать его суды не вправе — это должны решать сами собственники по взаимному согласию. И продать свою долю бывшего мужа Б. тоже не может.
В итоге кассационное определение было отменено, а апелляционное — оставлено в силе (Определение Верховного суда по делу N 11-КГ23-6-К6).

Женщина купила квартиру на свои деньги, но после развода половину все равно пришлось отдать мужу — как так вышло? - 963392011643