Русско-туземные школы в Туркестане: зачем создавались и какими они были
«Русские варвары врывались в кишлаки, аулы, стойбища, оставляя после себя города, школы, библиотеки, университеты и театры». (с)После присоединения к России обширных территорий Туркестанского края перед его новой администрацией встал вопрос эффективности управления ими. Напрашивалось вполне логичное решение — отдать низовые административные должности представителям местного населения, которые разбирались в специфике здешних мест. Но, к сожалению, этому препятствовал слишком низкий уровень образования кандидатов.
Выходом из этой ситуации стали школы начального образования, получившие название «русско-туземные школы». Они стали первыми светскими школами европейского типа в регионе, ориентированными на обучение местных детей базовым знаниям и их приобщение к русской и европейской культуре.
#образование #национальныйВопрос #освоениеЗемель
Русско-туземная школа в Бухаре, между 1910 и 1914 годами
Первая русско-туземная школа была открыта в Ташкенте в декабре 1884 года, в доме сына одного из местных купцов. До середины 1886 года появились еще три таких школы, а затем в течение нескольких месяцев было создано еще 14 подобных учебных заведений. Процесс пошел быстрыми темпами, и в 1901 году в Туркестане работали уже 45 русско-туземных школ. Через 4 года их было 82, а в 1912 году — 89.Финансирование этих школ частично осуществлялось из средств администрации края, а остальную часть составляли частные пожертвования. В первую школу пришли учиться 39 мальчиков, количество же учащихся в открытых позже заведениях обычно было от 15 до 30 человек. Срок обучения составлял 4 года, и русскому языку здесь начинали учить сразу же, с первого класса, чтобы подготовить учеников к изучению других дисциплин. Возраст учащихся был от 7 до 17 лет, но при школах работали и вечерние курсы для взрослых. Первоначально на учебу принимались только мальчики, затем появились и двухлетние школы для девочек.
Учителями в таких заведениях были русские и местные преподаватели, причем очень часто ими являлись местные муллы. Первые преподавали чтение и письмо на русском языке, арифметику, а также давали общие знания о России и остальном мире. Местные же учителя давали знания грамоты на арабском языке, а также основы мусульманского вероисповедания. Обычно учебный день длился 4 часа: первые два — на русском языке, оставшееся время — на местном.
Туркестанская учительская семинария, около 1910 года
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Наоборот, великие государства падали от одной причины - от инородческого вторжения, от расстройства национальности - сначала в верхних классах, от упадка той высшей солидарности, которая заставляет нацию в опасные минуты вставать дружной, несокрушимой глыбой, смеющейся над всеми ударами рока.
Я советовал бы патриотам русским повнимательнее вчитаться в пророчество Даниила (гл. 2). Исполин, символизировавший великое царство Вавилонское, был потому разбит камнем, оторвавшимся от горы, что составлен был из разнородных материалов. Золотая голова, серебряная грудь, медное чрево, железные голени, глиняные ноги: "все вместе раздробилось... и сделалось как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них".
Такова судьба всех пестрых царств.
"Как персты ног были частью из железа, частью из глины, так и царство, - говорит Даниил, - будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, - это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиной".
Вот великое пророчество для всех народов, имевших гибельную ошибку свое однородное подменить разнородным, свое родное - инородным!"
Вот вам судьба интернационала, который нам кроваво внедрили.