Дом Ипатьева. Последние дни земной жизни святой царской семьи

4 июля (21 июня) – день 66-й.
Четверг
Смена комендантов.
Кража вещей и перепись драгоценностей царской семьи.
«...Заступил в начальники Юровский.»
Телеграмма в Москву из Екатеринбурга.
Вечерняя прогулка.
Убийство священномученика Иоанна Будрина.
Начало работы V Всероссийского съезда Советов.
#екатеринбург #романовы #дневники #цареубийство
Дом Ипатьева. - 5370951135016
Дом Ипатьева. - 5370951134504
Дом Ипатьева. - 5370951134760
Из дневника Николая II:
«Сегодня произошла смена комендантов — во время обеда пришли Белобородов и др. и объявил, что вместо Авдеева назначается тот, которого мы принимали за доктора – Юровский. Днем до чая он со своим помощником составляли опись золотым вещам – нашим и детей; большую часть (кольца, браслеты и пр.) они взяли с собой. Объяснили тем, что случилась неприятная история в нашем доме, упомянули о пропаже наших предметов. Так что убеждение, о котором я писал 28 мая, подтвердилось. Жаль Авдеева, но он виноват в том, что не удержал своих людей от воровства из сундуков в сарае».

Из дневника Государыни:
«Во время обеда пришел председатель областного комитета с какими-то людьми, Авдеева сменили, и у нас теперь новый комендант (который однажды приходил и осматривал ногу Бэби, а в другой раз – проверял наши комнаты) с молодым помощником, который выглядит прилично, в то время как другие – вульгарные и неприятные. Вся наша внутренняя охрана уехала (возможно, выяснилось, что они воровали наши вещи из сарая). Оба они заставили нас показать им все наши драгоценности, которые были надеты на нас, и младший из них подробно переписал все, и их взяли у нас (куда, на какое время, зачем?? не знаю), только оставили мне два браслета... которые не снимаются у меня, и по одному браслету у детей... которые не снимаются, как не снимаются и обручальные кольца Николая...».

В протоколе допроса охранника Ипатьевского дома Ф. П. Проскурякова следователем Н. А. Соколовым от 1-3 апреля 1919 г. указывалось:
«Приблизительно в самых последних числах июня или в первых числах июля месяца Авдеев арестовал Мошкина за то, что он украл что-то из царских вещей, кажется, какой-то золотой крестик. Но тут же был уволен и сам Авдеев. Вместо его заступил в начальники Юровский. Помощником его был Никулин... Спустя, приблизительно, с неделю после назначения Юровского и Никулина нас, рабочих Сысертского завода и Злоказовской фабрики, перевели в дом Попова или Обухова против дома Ипатьева, а вместо нас в низу дома Ипатьева поселились латыши; их было приблизительно человек 10... Нас, русских рабочих, туда уже не впускали. Такое было приказание Юровского».

4 июля в Москву из Екатеринбурга ушла телеграмма:
«Москва. Председателю ЦИК Свердлову для Голощекина. Сыромолотов как раз поехал для организации дела согласно указаниям центра. Опасения напрасны. Авдеев сменен, его помощник Мошкин арестован, место Авдеева Юровский, внутренний караул весь сменен, заменяется другим. 4558. Белобородов».

Гулять члены Семьи выходили только вечером. Александра Федоровна с Ольгой оставались в доме. Вечером Государыня отметила:
«Очень жарко, рано легла в постель, так как ужасно устала и сильнее болело сердце».

Книга дежурств по Дому особого назначения почему-то обрывается 11 июня и возобновляется только 4 июля, когда комендантом стал Я. Юровский.

4 июля красноармейцами после жестоких мучений и издевательств был убит Иоанн Будрин, настоятель Покровской церкви села Верхне-Ярское Шадринского уезда, будущий священномученик Екатеринбургской епархии.

В Москве 4 июля 1918 г. начал работу V Всероссийский съезд Советов. На нем левоэсеровская фракция (352 человека) выразила недоверие ленинскому правительству. Началось открытое противостояние большевиков и левых эсеров.

Комментарии