1.

В одной известной песне поется о том, с чего начинается родина. С ребят во дворе. Синонимический круг можно расширить. Можно говорить о стадионе, чашке разбитой, подарке отцовском, материнских песнях. Родина начинается с малых вещей. Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорит о том, что воспоминание о детстве исцеляет человека, оно удержит его на краю пропасти. Детство может быть голодным, одиноким, но все равно аромат детства целебен для человека. Потому что это лучшая пора, связанная с невинностью, открытостью, доверчивостью, еще незнанием всего того, что является подноготной нашей жизни. Следует сказать, что есть понятие малой родины, макрородины – для космополита вся земля – это родина (где хорошо, там и родина). А малая родина – это ткань, сотканная из тысячи ниток, связанных с улицей, друзьями. И это нужно культивировать.
Протоиерей Андрей Ткачёв

1. - 837638175783
2. В Священном Писании о благочестивом человеке сказано: во всём, что он ни делает, успеет. (Пс 1:3). Чем больше времени вы будете уделять молитве, тем больше времени у вас будет оставаться на все остальное. Это может показаться неожиданным, но это опыт очень многих людей... Занятость, или, вернее, загнанность современного человека происходит во многом оттого, что он мало молится.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл
1. - 837638188583
3. Побеждаем лень!

Как вы думаете, кто ваш главный враг, который тормозит успех, способствует безделью, всячески рушит планы и отбивает желание работать? Правильно, лень! Как же справляться с ней и добиваться высоких результатов, несмотря ни на что? Эта статья посвящена способам борьбы с ленью и приемам создания мотивации.

1. Отдыхайте и высыпайтесь.
Чтобы эффективно поработать необходимо восстановить силы, а потом уже можно покорять вершины.

2. Составляйте план.
Это организует работу и время, к тому же, вычеркнутые завершенные дела мотивируют двигаться дальше. Применяйте технологии тайм-менеджмента.

3. Рассчитывайте в себе силы.
Если вы пока еще не набили руку в выполнении нескольких задач одновременно, лучше возьмите за правило делать одну задачу, но до конца. Иначе вы погрязнете в куче начатых, но не доведенных до конца делишек.

4. Обозначьте срок выполнения задачи. Так вы не будете откладывать до последнего и будете быстрее соображать.

5. Подумайте о пользе, которую вы получите по завершении работы.
И не задумывайтесь о предстоящих трудностях.

6. Вознаграждайте себя за труд.
Пообещайте себе что по окончании работы вы посмотрите любимый фильм или встретитесь с друзьями.

7. Отмечайте прогресс.
Записывайте то, что вы успели сделать за день. Если к вечеру список окажется пуст, вам будет очень стыдно за то, что день прожит зря.

8. Наблюдайте за достижениями других людей.
Вдохновляйтесь их успехами. По-хорошему завидуйте и будьте лучше них!

9. Проявляйте активность.
Ведите здоровый образ жизни, занимайтесь спортом. Так вы приобретете бодрость духа и желание эффективно проживать каждый день.

10. Давайте себе обещания.
Например, пообещайте себе начать работать через полчаса. И обязательно выполните обещание, тогда вы будете уважать себя.

11. Разделите работу на части.
Двигаться к цели маленькими шажками легче, вы сами не заметите как все сделаете.

12. Найдите того, кто будет вас мотивировать.
Например, коллегу по работе, которому будете отчитываться о выполненных задачах.

13. Делайте себе вызов.
Пусть работа станет для вас своеобразным подвигом. Испытайте свою силу воли.

14. Подумайте о том, какие неприятности вас ожидают, если вы не выполните работу.
Вы можете поработать час и оградить себя от множества проблем. Это стоит того.

15. Заинтересуйтесь.
Если работа вас не привлекает, вряд ли есть смысл тратить на нее время. Найдите занятие по душе, тогда и причин лениться сразу станет меньше.
1. - 837638197799
4. СОВЕТЫ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА МОЛЯЩЕМУСЯ

1. Постарайся всех простить, прежде чем начнешь молиться.
2. Молись как грешник, а не как праведник. Когда молитва не одушевлена покаянием - тогда не благоволит к ней Господь.
3. Избери себе правило, соответствующее силам твоим и постоянно его исполняй.
4. Старайся, по-возможности, молиться уединенно и тайно.
5. Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум находится во внимании к словам молитвы, а сердце сочувствует уму.
6. Заключай ум в произносимых словах молитвы, и старайся сохранить его во внимании.
7. Когда чувствуешь сухость, ожесточение - не оставляй молитвы. За пождание твое и подвиг против сердечного нечувствия низойдет к тебе милость Божия.
8. Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Содержи сердце в глубоком спокойствии.
9. Рассеянность и мечтательность очень вредят молитве.
10. Все помышления - даже самые благие!- которые возникают на молитве отвергай.
11. Не проси в молитве ничего тленного и суетного, помня заповедь Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия все, то есть все потребности временной жизни, приложатся вам.
12. Исполнение и неисполнение твоего прошения оставляй воле Божией.
1. - 837638203687
5. Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души. Подражайте блаженному Иову, который, даже опасаясь прегрешений их в помышлении, приносил за них жертвы и проявлял о них большую заботливость; подражайте Аврааму, который тоже хлопотал не о деньгах и имениях, но о божественных законах, каким бы образом передать сохранение их невредимо потомкам. И когда Давид умирал, то он вместо великого наследства, призвав своего сына, внушал то же и обстоятельно говорил, что если захочешь, дитя, жить по законам Божиим, то ничего с тобою неожиданного не случится, все дела потекут у тебя по желанию и большою будешь ты наслаждаться безопасностью; если же ты отпадешь от этой помощи, то никакой пользы не будет тебе от царства и от этой великой власти. Ведь если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором; если же оно налицо, то и те, каких нет, приходят.

Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели — как бы они не имели надобности во многом, как бы не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями.

свт.Иоанн Златоуст
1. - 837638231591
6. Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Николай Гумилев
1. - 837638255399
7. ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ


В минувшую пятницу министром образования России была назначена Ольга Васильева. Предлагаем вам интервью с ней, посвящённое итогам 2009 года в церковно-государственных отношениях и церковно-исторической науке. Тогда Ольга Юрьевна была заведующей кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ.


— Ольга Юрьевна, 2009 год — первый год патриаршества Святейшего Кирилла. Поменялся ли вектор церковно-государственных отношений в связи с приходом нового Предстоятеля Русской Церкви?— Я считаю, что Патриарх Кирилл — политик огромного масштаба. Равных ему политиков очень мало. Конечно, всем хотелось бы, чтобы первоиерарх был только святителем и молитвенником, но это иллюзия. История показывает, что Предстоятель Церкви всегда возлагал на свои плечи большие проблемы. Вспомним не только митрополита Алексия, Патриарха Филарета, Патриарха Никона, но и первоиерархов XX-го века: политика и церковное служение всегда шли бок о бок.Нельзя резко сравнивать личности Патриархов. Патриарх Алексий остался в истории как миротворец, он управлял Церковью в годы острых конфликтов 90-х годов, выполнял свою духовную и политическую миссию в переходный период. Сейчас начался новый этап. Надо успокоить боящихся, объяснить им, что такого в принципе не может быть, потому что меньше всего это нужно самой Церкви. Во-первых, периоды симфонии, и в нашей истории, и в византийской были очень краткими. Симфония в том смысле, в каком её понимал Юстиниан, уже невозможна в наши дни.Во-вторых, напомню слова митрополита Антония (Вадковского), сказанные им незадолго до кончины государю Николаю II: «Ваше Величество, менее всего Русская Церковь хочет быть идеологическим оформлением Вашей политики».Третий момент, который пугает многих — активность религиозных структур, не только Русской Православной Церкви. Я считаю, что влияние Церкви на общество будет усиливаться. Время, в которое мы живём — непростое со всех точек зрения, и люди нуждаются в духовном утешении, в ответах на свои вопросы.Один из немногих институтов после президента, который по результатам всех опросов пользуется доверием, это Церковь. Я думаю, что и Церковь, и власть прекрасно видят перспективу усиления её влияния.Другой вопрос, как выстраивать отношения. Церковь отделена от государства, но постоянно идут дискуссии о том, возможно ли считать государство светским при таком высоком проценте граждан, называющих себя верующими.Все наши конфессии, в первую очередь — Русская Православная Церковь, приняли свои социальные концепции, где чётко определено, в каких сферах жизни может вестись совместная с государством деятельность. Напомним читателям, что она возможна во всех сферах, особенно — тех, которые касаются гуманитарной деятельности в широком смысле: науки, психологического здоровья народа, демографических проблем и так далее. Исключение составляют те сферы, которые подразумевают вмешательство Церкви во внутренние дела государства, а государства — во внутренние дела Церкви.
1. - 837638261287
Сразу возникает вопрос, а надо ли это? На мой взгляд, если человек состоит в любой политической или властной структуре, даже в бизнесе, и имеет мировоззренческие, нравственные основы, нравственный маяк в душе, то к чему ему участие в специальных партиях? Партия должна быть реальной. Я думаю, что важные вопросы, которые должны решать религиозные организации и власть, это вопросы благотворительности, её правовой основы, и вопросы миссионерской деятельности.Вот, например, религиозная группа может жить без регистрации. Но если она о себе никак не заявляет, собирается, чтобы изучать доктринальные основы вероучения или ещё что-то, то может ли она заниматься миссионерской деятельностью? Что вообще включает в себя понятие «миссионерская деятельность». Можно ли проповедовать среди подростков без разрешения родителей? Ведь в этом возрасте дети впитывают всё, как губка, а осознания, осмысления не происходит. Эти проблемы должны решаться.То же и с благотворительностью: что входит в понятие благотворительности? Будут ли религиозные организации относиться к организациям, ведущим социально значимую деятельность, или не будут? Ведь это не их основная задача. С этим связан ещё один важный вопрос: отдельные миряне — представители крупных религиозных организаций, которые много сил вкладывают в благотворительную работу, должны, на мой взгляд, получать какое-то поощрение от государства. Это должны быть знаки уважения — награды, публикации в прессе, чтобы люди знали про кропотливый труд в хосписах, детских домах, бесплатных столовых. Самим благотворителям, может быть, и не нужно признание общества, но обществу нужны ориентиры. Противодействовать фальсификации надо прежде всего в школьных и вузовских учебниках и учебных пособиях. Самое главное социальная ответственность автора, который пишет для подрастающего поколения, какие у него мировоззренческие и нравственные ориентиры, когда он излагает факты. У меня вызывают много вопросов учебники, в которых о Великой Отечественной войне написано так, что не упомянуты факты злодеяний немцев на советской территории.
1. - 837638268711
Примеров прямой фальсификации фактически нет, есть разные взгляды. Жупел в истории Церкви у нас митрополит Сергий (Страгородский). Будто других имён нет. Вот о нём и пишут, кто во что горазд и красные, и белые, и зелёные, и какие угодно.И ещё мне кажется, что какие-то моменты мы до конца и не понимаем, не знаем. Очень мало работ о 1980-х годах. Собор 1988 года мы знаем только по официальным публикациям. А сколько мартирологов ещё не написано! Ведь говорят, что война идет, пока не похоронен последний солдат. Вот она и идёт. Я считаю, что страна, которая отторгает прошлое, не имеет будущего. В прошлом было много плохого. Но если мы будем сравнивать с любой другой страной, то везде есть светлое и тёмное, взять хотя бы историю европейских государств. Вопрос в другом. Посмотрите, как чтут те же европейцы историю своих стран, как они чтут патриотические примеры и примеры гражданского мужества. А если ты все очернил, то ребёнок вырастет и будет чернить все, что делаешь ты. Дело в том, что в отношении истории Церкви дело обстоит проще. Мы ведь изучаем историю церковной организации в тот или иной отрезок времени. А Церковь как сакральное Тело Христово силы ада не одолеют.— Пять лет мы работали в архивах России, Украины и Белоруссии, и результатом этой работы стала книга «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которая вышла в этом году в издательстве Крутицкого подворья. Это уникальный труд, объёмом более 600 страниц. К сожалению, цена этой книги в магазинах довольно высокая. Много выходит интересных исследований на региональном материале. Я бы отметила еще изданную в Петербурге книгу Татьяны Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.».Беседовала Ксения Лученко

Впервые опубликовано 29 декабря 2009 года
1. - 837638284327
8. О грязи истинной и мнимой

Я стою у автовокзала города Переславля-Залесского. Вдоль забора лежат пустые бутылки, пластиковые стаканчики, бумага, мусор. Думаю: поставить бы мусорный бак, перекидать все туда — работы на полчаса. Но кому это нужно? А тут еще новый персонаж наших реалий — худющий молодой человек в рваной одежде и в изрезанных ножницами штанах. Ходит такой тип по Сельхозтехнике и ее окрестностям в последнее время. То ли юродивый, то ли просто не в себе… А его куда? Тоже в мусорный бак? «А что?! — скажут мне, — это же Россия! Такие уж мы!» А кто-то еще добавит презрительно: «Рашка…» — и выбросит из своего кабриолета на дорогу пустую пачку из-под сигарет…И в самом деле, мы такие? И по-другому, без мусора, без грязи жить не умеем?!Вспоминаю свое детство. Семипалатинск-21, закрытый военный городок, «ядерный щит страны». Каждое утро по улицам нашего городка проходил генерал Виноградов, начальник гарнизона, избирая для себя в очередной раз новый маршрут, а потом шел в радиорубку, и горожане утром слышали его голос: «На улице такой-то мусор, грязь. Дом на такой-то улице может гордиться своей территорией. Все обихожено…» К чему эти воспоминания? Мы свыклись с помойкой перед своим домом, в своем городе. Мы привыкли к тому, что к нам, русским, так относятся, но ведь генерал Виноградов тоже был русским человеком, и в нашем городке жили в основном русские люди. И там был порядок! Идеальный! Так, значит, дело не в национальной привязанности великороссов к хаосу и мусору, а в чем-то другом?! Вот ведь рядом с Сельхозтехникой расположен Федоровский женский монастырь. Захожу в него. Все обихожено, чистенько, травка скошена и цветочки орошаются. На дереве сидит гигантская «Божья коровка». Я встряхиваю головой, полно, не сон ли это про Солнечный город?! Нет, все нормально, насекомое пластмассовое и Незнайка здесь не причем. Из громкоговорителя около храма льются песнопения транслируемого на улицу богослужения. Мы в монастыре. Так в чем разница?
1. - 837638298151
Система другая? Как и в закрытом военном городке моего детства, где в основном жили военнослужащие? Может, дело в том, что Богу и Отечеству нужно просто служить? И так было всегда на Руси. Даже можно с уверенностью сказать, что это было девизом русских людей, пока их не разлучили с Богом. Пока от их Отечества не осталось только отчества… Став чужими на своей земле, в свои пустые дома наши соотечественники научились тянуть то, что «плохо лежит»: «все вокруг колхозное, все вокруг мое!» Так воры, укравшие у наших дедов Отечество, приучали и их быть ворами, приучали к тому, что к Отечеству (да и к Богу!) можно относиться потребительски. Сегодняшнее отношение большинства наших соотечественников к этой земле, так и не ставшей для них в полной мере своей,- потребительское. Сегодняшнее отношение многих наших соотечественников к Богу тоже потребительское, по принципу популярного в период распада СССР фильма «Ты мне — я тебе», то есть, языческое: « Я Тебе свечку пудовую, а Ты мне грех смертный простишь!» И это очень страшно и печально. Бог всеблаг и вседостаточен. Он ни в чем не нуждается и «всесожжениям не благоволит», как и свечкам пудовым. Грехами своими пудовыми это мы разрываем отношения с Ним, а не Он с нами. И это мы без Него ничего не можем, а он хочет от нас только одного, чтобы мы вспомнили, что мы — Его дети. И как Отец вернувшимся заблудшим детям Он и одежду первую нам отдаст, и перстень на палец, и в объятья Отчи заключит, и пир широкий устроит…А мы? Что можем мы? Служить ему... И служение Отечеству — это не строительство солдатами гаражей для прапорщиков, а реальная защита Родины, до крови, до смерти, когда приходят времена. Генерал Виноградов скорей всего был фронтовиком. Во всяком случае, фронтовиком был мой отец и всего его друзья офицеры из нашего городка. И у них было понятие чести и служения Отечеству.
1. - 837638307879
И отношение к солдату у них было не как к своему личному и бессловесному рабу, а именно как к той единице, без которой все миллионы и миллиарды — это только нули… А без этого служение — только прислуживание… «Служить бы рад! Прислуживаться тошно!» (А.С. Грибоедов)Ну, а что она из себя представляет остальная Россия, без внутренней дисциплины Церкви и Армии? … Гитлер однажды в доверительном разговоре где-то ближе к 1943-му году как-то признался: «Я, нападая на Россию, ударом вышиб дверь… и столкнулся с глубоким и темным пространством…» После окончания пединститута на распределении я был ужасно рад, что попал в деревню. Я искренне недоумевал, почему мои сокурсники и сокурсницы спешили или забеременеть, или скорей уйти в Армию. И я никогда не забуду этого первого дня в первой настоящей деревне своей жизни и учительства, когда приехал посмотреть на нее (Шишкино, Плоскинского с/совета, Угличского района). Я ходил анахоретом вокруг деревни, не понимая самого себя, не зная, что меня ждет, весь в предчувствиях томных, как Ленский перед дуэлью. Я же ведь тоже в каком-то смысле вышиб дно бочки из своей сказочной жизни закрытого военного городка. Но я, в отличие от Гитлера, не столкнулся с глубоким и темным пространством, а встретил милых и родных сердцу людей. Меня приютили мои коллеги, учителя. Мы ужинали у них в доме подавленной с маслицем картошечкой с огорода, огородными помидорчиками и огурчиками. Покупными были только хлеб и колбаса вареная, ужасно дефицитная в то время. И я оценил их щедрый жест. Спать меня положили на купеческую пуховую перину на веранде, и чичиковские мухи (Н. В. Гоголь. «Мертвые души», глава 3: «Проснулся на другой день он уже довольно поздним утром. Солнце сквозь окно блистало ему прямо в глаза, и мухи, которые вчера спали спокойно на стенах и на потолке, все обратились к нему…») смело атаковали меня по утру, как своего старого знакомого…
1. - 837638320935
А потом я учительствовал. Два года в Шишкине, три года в Иваньково… И много чего было, что вспоминается мне на фоне этих размышлений о грязи истинной и мнимой. Вот хотя бы один человек, почтальон Горбачев Витя. Значимая фамилия, особенно с учетом того, что описываемые события происходили как раз во время пресловутой «перестройки». В отличие от своего всемирной известного кремлевского однофамильца, Виктор не имел жены Раисы Максимовны, которая перед телекамерами кормила с руки черных лебедей. Кажется, у него и вовсе не было жены. Он просто был сельским почтальоном: тарахтел на своем трижды убитом «Днепре» по трижды убитым сельским дорогам. Он и ко мне заезжал: то очередной томик Чехова привезет по подписке, то журнал. Скоро я узнал его нехитрую биографию. Был человек, как человек: закончил школу, отслужил, слесарил, пил. Что было, то было. А потом схлестнулся из-за русской правды-матки с местной царицей. Была такая, товарищ Репина, председатель с/с. Она и отправила его за правдой по точному адресу — в мужскую психушку. Не навсегда, а для вразумления. Вернулся оттуда Витя худющим и непьющим. Получил от благодетельницы своей должность почтаря и раздолбанный «Днепр». И ездит теперь эдакий громогласный верзила с васильковыми чистыми глазами мимо ржаного поля в васильках по обочинам в любую деревню, чтобы привезти посылочку дедушке, бандерольку внучку, письмо мамаше от сына из Афгана, пенсию старушке. А от людей что? «Витя, спаси тебя Бог!» И сколько раз ругала его заведующая почтой, мол, что ты, дын-дын такой, инструкцию нарушаешь, тебе нужно квиток людям доставить, а за посылкой,бандеролью, дын-дын, они сами должны в почтовое отделение прийти! Все без толку. Все Витя сам развозит, хоть ты кол теши на его упрямой башке. Но был у него и серьезный грех. Как начнет говорить: мат-перемат, где из русского языка только местоимения, предлоги с союзами, междометия и очень убедительные глаголы с впечатляющими суффиксами. Я приучил его не материться в моем доме. Витя блюл это священно, хотя каждый раз, теряя дар речи, хватал воздух ртом, как рыба, выброшенная на берег. Мой брат время от времени посылал мне из Москвы для поддержания моего деревенского духа посылки, и Виктор каждый раз привозил их мне, как и всем.
1. - 837638329895
Получая такую посылку, я открывал ее при нем и предлагал угоститься московскими дарами. Виктор краснел пунцово, как девушка, и всякий раз отказывался, торопясь уйти. И я никак не мог соотнести его громогласный мат с этой нежной застенчивостью, свидетельствующей о подлинной чистоте души. А потом понял: слова для него- это гласные с согласными, как тарахтенье мотоцикла, и худая наша жизнь, как наши дороги, а сам он, как и большинство его соотечественников- удивительно чистые, душевные и добрые люди, которые каждый вечер доверчиво, как саму правду-матку, смотря телевизор и слушают грязное вранье про себя («ватников») и про свою страну («рашку»). И снова понимают, что не для них эта страна и вообще эта жизнь…Кто у нас герой? Не офицер, закрывший на учениях своим телом гранату, чтобы спасти неумелого бойца, а вековая дива, развлекающаяся с очередным своим еще более молодым супругом. Не врач, совершивший в экстремальных условиях и практически без соответствующего оборудования уникальную операцию, спасшую жизнь человека, а обоюдополый какой-нибудь Сережа Растеньев, выведший под объективы телекамер очередную «Транс-Мисс», которая в ближайшие несколько лет будет заполнять своими внушительными формами наш вакуумный глянец. Не полицейский, кинувшийся на капот уезжающего с места преступления Ашота Камазовича Небей-Уйду-Аглыева, а пошлые юмористы-пересмешники, переодетые в женщин, эпицентр юмора которых всегда находится ниже пояса. Не учитель, который на свою копеечную зарплату повез детей в древний монастырь, чтобы приобщить ребят к вечному, а выживший из ума «народный целитель», пьющий с восторгом перед телекамерой свою мочу…
1. - 837638335015
Я живу в деревне. Я преклоняюсь пред тобой, русская деревня! Сюда точно не придет антихрист. Ему это не по зубам. И я мечтаю только об одном: остаток дней своих провести в глухой деревне. Знаю, там, если кто и живет, так это настоящие золотые люди. Истинное достояние нации, чище и выше золота. Деревнями на Руси не наказывали. Деревней, так уж повелось на Руси испокон, награждают! Помните, у Грибоедова: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил. В деревне книжки стал читать…»

Протоиерей Андрей Кульков
1. - 837638348327
9. В жизни христианской необходимы искушения - пробы или испытания нашего духовного состояния...
Св. прав. Иоанн Кронштадский
1. - 837638361639
10. ОДА БОГУ

Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!

(Из возгласа священника на Божественной Литургии)

Благословен Бог тишины,

Молитвы, слез и откровений,

Бог красоты и вдохновений,

И благоденствия страны!

Бог океанов, рек, морей,

Могучих гор и нив лазурных,

Закатов солнечных пурпурных,

Бог птиц, растений и зверей!

Бог упоений, дум высоких,

Полетов мыслей в Небеса,

Где горний мiр и чудеса,

Бог звезд в сиянье огнеоких!

Бог часа, месяца, минут,

Годин, веков, грядущих судеб,

Бог вздоха, всхлипа, - все что будет,

И что свершилось с нами тут!

Бог откровений и признаний,

Любви разлитой чрез эфир,

Собою пропитавшей мiр,

Бог Истины и покаяний!..

Благословенно Царство Бога

На небеси и на земли!

Священна к Царствию Дорога!

Идущих ей – благослови!

Психиатр В.К. Невярович, 30.07.2016 г
1. - 837638373671
11. Притчи старца Паисия для маленьких. — Паисий Величковский

КАЛИБКАМы идём по горной тропинке среди зелёных зарослей.Тропинка то сужается, то расширяется, и мы то поднимаемся в гору, то спускаемся вниз. Наконец, мы дошли до калибки старца Паисия. Калибка — это маленький домик, в котором живут монахи поодиночке.Отец Паисий сидит во дворе, под открытым небом, а рядом, на пенёчках и деревянных чурбачках расположились его посетители — те, кто пришёл за наставлением и утешением,— и слушают его рассказы. В этих простых рассказах много мудрых мыслей.Вот и мы сядем на деревянные чурбачки.Старец всем раздаёт на благословение орехи, которые ему кто-то принёс.И нам досталось по ореху. Давай посидим и послушаем.ПЧЕЛА И МУХАНа лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:— Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии?Муха насупилась:— Не видела я здесь никаких лилий!— Как? — воскликнула пчёлка.—;Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!— Цветов я тут не видела,— пробурчала муха.— А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:— Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!— Вот видишь,— сказал отец Паисий.— Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие — на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.А ты на кого хочешь быть похожим?ЗМЕЯ ВМЕСТО ПОЯСА— Когда любишь животных,— сказал отец Паисий,— они это чувствуют и смотрят на тебя как на друга.Когда Адам и Ева жили в раю, животные были их любимыми друзьями. Адам помогал животным, а они слушались его. Но после грехопадения, когда человек не исполнил заповеди Божией, животные одичали, перестали покоряться человеку и стали нападать друг на друга.Но и сейчас, если человек слушается Бога, животные не боятся его и во всём подчиняются ему.Расскажу вам один случай.Жил старец в одиноко стоящей каливке. Время от времени ему приносили пищу. А он целыми днями молился и трудился. Это был очень простой и добрый старец.Там, где он жил, водилось множество змей. Они не боялись старца, подползали к нему очень близко и мешали ему работать. Тогда старец хватал их и выбрасывал вон. Но одна змея все время пыталась к нему приблизиться и так докучала, что старец, рассердившись, схватил её, обернул вокруг пояса и завязал узлом. А потом продолжил свою работу.В это время к старцу пришёл монах, приносивший ему пищу. Увидев змею, которой был опоясан старец, словно поясом, он ужаснулся и закричал:— Убери эту змею!А простой старец сказал:— Не бойся! Ведь Христос сказал: «Вот, даю вам власть наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам!»Эти слова Господа Иисуса Христа вы и сами можете прочитать в Евангелии от Луки, в десятой главе.
1. - 837638382631
КАК ПОДЕЛИТЬ СЛИВЫЧасто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо?Отец Паисий говорил:— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.Тогда старец приводил такой пример:— Представьте, что человек пришёл в гости к другу и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?— Нет,— дружно ответили все,— это несправедливо!Отец Паисий продолжал:— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?— Да, справедливо! — сказали все.— Но это — человеческая справедливость,— заметил отец Паисий.— Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит их, сказал: «Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Смогу осилить только одну».Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость,— заключил свой рассказ старец.СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ!Старец Паисий повторял:— Бог заботится о нас! Он знает, в чём мы нуждаемся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подаёт нам.Когда мы надеемся на Бога и вверяем себя Ему, Он следит за нами и заботится о нас, и даёт каждому столько, сколько нужно.Давайте не будем относиться к этому равнодушно, будем говорить: «Слава Тебе, Боже!» Будем благодарить Бога за всё!И старец рассказал такую историю.На Афонской Горе жил один монах. Его калибка (ты ведь помнишь, что калибка — это домик монаха?) стояла одиноко.Однажды он решил подняться на гору, чтобы помолиться Богу. Он собрался в путь и начал взбираться на гору по крутой тропинке.Вдруг монах увидел большой белый гриб.— Слава Тебе, Боже! — подумал он, постоял немного, молясь и благодаря Господа за посланный ему гриб. Он решил срезать его на обратном пути себе на ужин.Помолившись на горе, монах стал спускаться вниз. Солнышко собиралось уже закатиться, и на гору опустились сумерки.Монах дошёл до гриба, посланного ему Богом, и увидел, что на него наступила косуля и осталась только половинка.— Слава Тебе, Боже! — снова сказал он.— Значит, мне хватит и половинки!Уже подходя к своей келье, монах заметил ещё один гриб. Но, нагнувшись, увидел, что он трухлявый. А может быть, он был и ядовитым?Монах снова стал благодарить Бога за то, что Он уберёг его от отравления.Вернувшись, поужинал он половинкой гриба, благодаря Бога.Утром он вышел из каливы, и — о, чудо!— повсюду вокруг его каливки выросли белые грибы!Видишь, он благодарил Бога и за целый гриб, и за половинку, и за трухлявый! За всё он благодарил Бога!
1. - 837638396711
ХОЧУ БЫТЬ БУЙВОЛОМ!Все мучения человека, по словам старца Паисия, бывают от недовольства тем, что он имеет и что дал ему Бог. А ведь Господь любит всех и каждому даёт именно то, что ему полезно.Но некоторые мучаются и думают: «Почему он такой, а я такой?»Вот и лягушка, о которой пойдёт речь, всё время всем завидовала. Другим лягушкам нравилось их болото, и они с большим удовольствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.— Почему другие живут в норах, а я живу в болоте? — думала она.— Почему другие звери выглядят лучше меня?Однажды рядом с болотом проходил буйвол. Он даже и не заметил маленькой лягушки, но она была поражена.«Какой он большой!» — подумала она и воскликнула:— Хочу быть буйволом!Другие лягушки стали отговаривать её:— Будь такой, какой сотворил тебя Бог!— Ни за что! Хочу быть буйволом! — заупрямилась лягушка и стала дуться.Дулась-дулась, дулась-дулась — и… лопнула!Так будь тем, кем сотворил тебя Бог! Он даёт каждому то, что поможет ему спастись и достичь вечной жизни.Любовь Бога сделала меня человеком. Бог принёс Себя в жертву за меня.Будем же за всё благодарны Ему!ЕСТЬ ЛИ БОГ?КТО ГЛУПЕЕ ЯЩЕРИЦЫ?Один раз к старцу Паисию приехал очень образованный и учёный человек. Он изучил много наук, но не верил в Бога.Он сказал старцу Паисию:— Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.Старец внимательно выслушал его и сказал:— А ведь ты глупее ящерицы.Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:— Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и он её позвал.Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.Тут учёный растерялся и заплакал.А старец сказал ему:— Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.КАК КУЗНЕЧИК РАЗГОВАРИВАЕТ С БОГОМОдин студент пришёл к старцу Паисию и сказал:— Бога нет. Я в Него не верю!Старец Паисий пожалел неразумного юношу и ласково сказал ему:— Подойди сюда и послушай! Слышишь, как стрекочет кузнечик? Он разговаривает с Богом! А теперь посмотри, какой мех у моего котёночка? Такого нет даже у царицы!Душа студента смягчилась от слов старца, и в ней уже было место для веры в Бога.ГДЕ ОН ЖИЛ И КАКИМ ОН БЫЛСтарец Паисий жил в Греции, и не просто в Греции, а на Святой Горе Афон. Это небольшой полуостров, на котором расположено множество мужских монастырей. Здесь живут только монахи! Так Святая Гора Афон выглядит, когда подъезжаешь к ней с моря.Отец Паисий, как было сказано в самом начале книжки, жил здесь в одиноко стоящей калибке.Душа старца была переполнена такой любовью, что он готов был страдать вместо всех тех, у кого было множество скорбей и болезней. Именно поэтому, по причине великой любви старца к Богу и ближним, Господь и посылал к нему столько страдающих людей. Они постоянно приходили к нему за духовной помощью и утешением и всегда получали их. Многие обращались с вопросами, а многие — с просьбой помолиться. А так как старец Паисий был монахом, он считал молитву своим главным делом и своей главной обязанностью.В 1994 году старец перешёл из нашего мира в мир небесный. Он и теперь продолжает свою молитву за нас. А ещё у нас осталось множество наставлений старца, которые были записаны теми, кто любил его. Когда вы подрастёте, то обязательно прочитаете их.Перед смертью, которая для всех христиан — только переход в другую жизнь, он написал стихотворение, которое выбито теперь над его могилкой.Вот оно:Здесь жизни кончен путь земной,Здесь плоть моя и тленье,Здесь вздох последний прерван мой,В душе же — свет и пенье.Живёт мой Ангел, мой святой,Мне в честь и утешенье,К душе, смирённой нищетой,В нём скорбь от сожаленья.Чтоб быть мне с Девой Всесвятой,Он принесёт Христу моленья.
1. - 837638404391
12. ЗА ОДНОГО БИТОГО…Юлия КомароваИсточник: Журнал для пап БАТЯ…Двух небитых дают (русская пословица). Есть ещё и продолжение: «да и то не берут». То есть битые ценятся в русском народе гораздо больше небитых. Почему? Может быть, битие определяет сознание, считали наши предки. И поэтому устраивали показательные порки и прочие телесные наказания?Не думаю. Все мы учились в школе и хорошо помним философский закон отрицания отрицания: мы знаем, что все жизненные этапы повторяются, только на новом уровне, и каждый этап отрицает предыдущий и противопоставляет себя прошлому. По-моему, так происходит и сегодня с проблемой «бить или не бить»: от безусловного принятия мы перешли к полному неприятию. И это не первый раз за всю историю человечества.

На витке отрицанияПериод воцерковления совпал у нашей семьи с периодом возрождения русской Церкви, и я очень хорошо помню, как в храмах появилось множество репринтных брошюрок с ятями по воспитанию православных детей, одним из главных принципов которых была, что удивительно, не христианская любовь, а строгость и послушание, причём через порку.Для меня лично вопрос послушания вообще не обсуждался, поскольку девочка я была супер-послушная. А муж считал само собой разумеющимся, что слушаться все должны его: он рос вполне себе в традиционной семье, приоритеты были расставлены правильно, иерархия отношений выстроена. В этом смысле нам было легко начинать.Правда, мы оба были воспитаны в интеллигентных советских семьях, а потому ремень для обоих был делом совершенно непривычным и применялся больше для устрашения. Но тех нескольких раз, когда муж его всё-таки использовал по назначению, вполне хватило для того, чтобы старшие дети уяснили папины требования. Они вообще выросли разумными. С ними всегда можно было договориться. Они с первого раза понимали слово «нельзя» и не нарушали запреты. При этом никакой свободе самовыражения это никак не помешало: они сейчас уже вполне состоявшиеся личности с большими амбициями и далеко идущими планами. Но самое главное – в них я чувствую глубокое и настоящее уважение к старшим, а это сейчас уже большая редкость.Трудности возникли, когда мы оба осознали, что наказывать детей битьём нам как-то не очень комфортно. В результате этот метод, что называется, не прижился, заглох на корню. Я это поняла в самом начале нашей совместной жизни — в деревне, когда увидела своими глазами «показательную порку», выполненную одной знакомой вполне себе любящей бабушкой над вполне себе послушным внуком. Именно тогда передо мной встал вопрос ребром: а надо ли? И – всегда ли надо?То есть я вполне себе осознаю, что от шлепка в сердцах никто не застрахован, но вот именно уложить ребёнка попой кверху и лупить ремнём до посинения – это какая же должна быть провинность?Вспоминаю единственный раз, когда меня ударил папа. Мне было года 4. У нас в детсаду появился мальчик, который все свои проблемы с мамой решал бросанием себя на пол и битьём ногами-руками по этому полу с дикими криками. Я решила поэкспериментировать: а вдруг все родители на это ведутся? Моя попытка окончилась неудачей. Родители сначала с минуту удивлённо на меня взирали, а потом весёлый мой папа приподнял меня с пола и, внимательно заглядывая мне в лицо, чувствительно шлёпнул меня по попе. Видимо, именно там находилась нужная кнопка: с истериками было покончено раз и навсегда. Звук выключился, пыл иссяк. При этом тактика была выбрана верно. Не понадобилось меня ни перекрикивать, ни переубеждать. Один хороший шлепок поставил все границы на места.Я думаю, что существуют вот такие ситуации, когда это оправдано и необходимо. Но заметьте – речь не идёт об «избиении младенцев» или любом другом истязании детей.
1. - 837638419751
О разности подходовНедавно я прочитала текст Ильи Забежинского, самого уже дважды отца, в защиту силовых методов воспитания своей мамы. Я не психолог по образованию, я сама мама, и, хоть автор и утверждает, что травму в детстве ему нанесли его ровесницы девочки-«принцессы», склонна считать, что не последнюю роль в этом все-таки сыграли систематические избиения мальчика.Поэтому мы, родители, должны быть предельно осторожны в применении таких вот способов воспитания. Не всегда это остаётся без разрушительных и страшных последствий. Вы же понимаете, что все дети рождаются на свет со своими особенностями психики. То, что один воспримет спокойно и забудет на следующий день, другой сохранит на всю жизнь, как страшную обиду.Даже в одной семье при одинаковом воспитании дети получаются совершенно разные. Одно время наши трое мальчишек со старшей дочкой занимались тэквондо. Все с удовольствием ходили на тренировки и обсуждали новые приёмы борьбы. Кроме среднего сына. На мой вопрос, почему он не хочет заниматься, сын ответил:А знаете ли вы, что все эти приёмчики отрабатываются на живом материале?!То есть для него каждое занятие было необоснованным рукоприкладством. И как мы ни убеждали его, что мальчику полезно уметь защищать себя и других, что это в какой-то мере даже обязанность будущего мужчины, сын остался непреклонен. Тогда мы отдали его на акробатику – спорт был нужен ему для сохранения здоровья. Оказалось, что тренер «ровнял спины» указкой. Опять ущемление прав ребёнка! Так и не нашлось такого спортивного занятия, которое было бы комфортно для сына психологически. Вот теперь думаю, что будет делать мой свободолюбивый отрок в армии, если любое действие, выходящее за рамки «поглаживания по голове» он расценивает, как покушение на свои права? И это отнюдь не результат нашего воспитания.Опасность неприкосновенностиДа, такие дети уже есть. И именно от них исходит определённая опасность. Я сейчас о новопринятом законе о насилии в семье. Представьте себе, что такого ребёнка просто схватили за руку, чтобы удержать от каких-то действий, а он пойдёт в милицию и заявит, что его избили? И предъявит, скажем, синяки на запястье? Или из чувства сильной обиды обвинит родителей в насилии? Психологи и психиатры расскажут вам, как сильно может ненавидеть подросток и что он способен сочинить. Вы думаете, что с хорошими родителями такого не случится? А если вы всё-таки ошибаетесь? Потому что мой опыт говорит об обратном. И сколько вполне нормальных родителей сядут за решётку только за то, что пытались направить своё чадо и не были равнодушны? Где находится та грань, за которой родителю может быть всё равно, что происходит с его ребёнком? За которой он перестаёт вмешиваться в его жизнь, даже если ясно видит смертельную опасность?Безусловно, взрослый ребёнок имеет право на самостоятельность. Но когда он становится взрослым? Посмотрите на наших детей! В 30 лет они заявляют о том, что не готовы «заводить» детей, а в 15 зато вполне созрели для половых отношений! Разве это не абсурдно? Похоже, они и сами уже запутались в себе.По-моему, человек созрел для всего этого только в тот момент, когда смог взять на себя ответственность за другого. В этом смысле, по-моему, разумнее ранние браки, чем поздние свободные отношения. Но не только секс является мерилом взрослости. Сейчас ребёнок всё чаще стремится уйти из семьи, которая ограничивает его свободу делать необдуманные поступки, за которые скорее всего будет и стыдно, и больно впоследствии.У меня есть несколько примеров из «лихих 90-х», когда хорошие парни из знакомых семей становились жертвами наркодилеров и погибали, либо становились инвалидами на всю жизнь. Другие связывались с бандитами. Третьи спивались. И я вспоминаю, как отчаянно сражались за них родители, как запирали их дома и пытались лечить или изолировать. Разве не были оправданы эти «насильственные» методы?Пройдёт пять-десять лет, и дети сами поймут, что все эти скандалы и так называемое насилие происходило исключительно из любви. Самое грустное, это когда ничего уже исправить нельзя: когда некому исправлять.Поэтому своим детям я говорю: вы свободны в своём выборе, только пусть он не будет необратимым, оставьте себе путь к отступлению, не рубите сплеча. В принципе, исправить можно практически всё.И всё-таки – «битые» лучше?Но вернёмся к русской пословице. О каких битых идёт речь? Недавно старший сын признался мне, что лучшими его друзьями в школьные годы стали те мальчишки, с которыми он когда-то при знакомстве подрался. Почему? Потому что в драке человек раскрывается – проявляет все свои хорошие и плохие черты. По тому, как ведёт себя мальчик в драке, сразу видно, есть ли в нём подлость или трусость, присущи ли ему благородство и милосердие: как он наносит и принимает удары, бьёт ли лежачего.В конце концов, не об этом ли говорят психологи, когда призывают не накапливать свой гнев, а выплёскивать его. По-моему, детские драки – это как раз один из способов сброса негативной энергии. К тому же в младшем возрасте драка не может стать смертельной. А вот как раз те, кому не удалось подраться в школьном возрасте, начинают бузить в юности, а то и в зрелости. И вот это уже опасно, как всякая патология. По-моему культовый «Бойцовский клуб» — о том же. Вся эта буча развивается из желания героя выйти из-под контроля рамок и приличий, показать обществу своё право на жёсткость реакции. Именно по причине того, что в детстве его постоянно сдерживали, в юности и произошёл взрыв, вплоть до полного выхода из-под контроля разума.Я думаю, тут дело ещё тоньше: мужчины именно таким вот способом обмениваются энергиями, а значит, растут и взрослеют. Развиваются, познают мир.Получается, что мы, женщины, лишаем мальчишек какого-то очень важного критерия оценок – чисто мужского – когда запрещаем им драться. Помните в «Карлсоне» мама внушает Малышу, что любой спор можно решить словами? Так вот, это глупости. Девочки – да, в основном могут. А мальчики – в массе своей только те, кто в детстве решал споры по-другому.Поэтому я за драки, за всевозможные единоборства и борьбу, за то, чтобы из наших мальчишек росли мужчины, умеющие постоять за себя (и за своих женщин) в том числе и силой. А вдруг пригодится? Мне кажется, мы просто страшимся иногда бурных проявлений чувств, сдерживаем и себя, и своих детей, ограждаем их даже от того, что полезно испытать. Пусть ребёнок выражает себя, ведь он имеет на это право, в конце концов. И уж лучше в детстве, чем потом. Это как с ветрянкой: чем раньше заболеешь, тем легче перенесёшь.
1. - 837638422311
Драчуны = насильники?Боюсь, сейчас мне начнут возражать: из таких вот драчунов вырастают потом те, кто бьёт своих жён. Да, тема семейного насилия сейчас в моде. Но вряд ли можно об этом говорить (а тем более спорить), не имея статистики. Но если судить по моим знакомым мальчишкам (а мне больше не по кому судить), период выяснения отношений с помощью кулака довольно быстро проходит, если не мешать. Мальчишки неизбежно растут и учатся решать проблемы по-другому. Но при этом они уже знают, что такое боль, а потому не причинят её тому, кого любят.Конечно, есть среди мальчишек и такие, кто драться вообще не любит и не хочет. Ну и не надо. Кроме своего среднего сына, знала я ещё одного мальчика – сына священника – он тоже никогда не дрался в детстве, причём по христианским мотивам. Сейчас он не просто монах, а ректор духовной семинарии. Все разные, мальчики в том числе. К этому тоже надо отнестись с уважением и не заставлять их заниматься тем, что им не нравится. Не смейтесь. Есть и такие родители, которые считают, что нужно непременно взращивать мужчину жёсткими методами. Именно они очень любят ту самую поговорку про битых и небитых.Как по мне, так мужчинами просто рождаются – физиологически, так сказать, а вырастить нам нужно прежде всего хорошего человека в соответствии с его внутренними наклонностями и потребностями. Не навязывать. Не мешать. И не бить.Юлия КомароваИсточник: Журнал для пап БАТЯ24 августа 2016 г.
1. - 837638428199
13. "За любовь к другим Бог прощает грехи любящего."
Святитель Феофан Затворник
1. - 837638476839
Юность, как правило, мечтательна. Молодость, напротив, прагматична и нацелена на обустройство земной жизни. Продолжаем публикацию цикла бесед «От зачатия до гроба» кандидата педагогических наук, руководителя Педагогического кабинета Московской духовной академии игумена Киприана (Ященко).Посадить дерево, построить дом, родить ребенкаБог благословил земную жизнь человека. Следовательно, должно быть время, преимущественно посвященное обустройству земной жизни, мирским заботам – устройству на работу, созданию семьи, своего дома. Молодость – это время основного благоустроения земной жизни.В следующий возрастной период – зрелости – после 30 лет, когда земная жизнь обустроена, все упомянутые проблемы в основном решены, у человека появляются духовные потребности. Но пока этого нет – человек как будто заряжен материальным – ему надо посадить дерево, построить дом, создать семью, родить ребенка. В этом земном поле, в этих проблемах он и вращается. Исключение составляют люди, выбравшие монашеский путь, – они уже живут для вечности, имеют другие приоритеты. Считается, что 25 лет – наиболее подходящий возраст для принятия решения о постриге, – такой общецерковный опыт есть и у нас, и в других церквях. До 25 лет подобные решения, как правило, не благословляются – у человека еще слишком много энергии, кровь играет, ему нужно решить все свои житейские проблемы, просто созреть.Ведущая деятельность в молодости – профессиональная. Происходит выбор профессии, идет совершенствование. Человек уже может достигнуть достаточно высокого уровня мастерства и объективного признания.
1. - 837638490663
Надо отметить, что люди, прошедшие в молодости через банковские, коммерческие структуры, часто носят в себе болезни и духовные и физические. Точно так же все бывшие великие спортсмены после своей карьеры изувечены, искалечены, у них множество травм – физических и психических, как у солдат после войны. Если человек был на войне, то четыре года он не должен был причащаться. Он прошел страшное испытание, искалечен, ему нужна реабилитация – четыре года.И сегодня мы имеем дело с такой молодежью, которая играет в эти игры – спортивные, коммерческие. Люди живут сумасшедшей жизнью, по четыре часа спят, у них нет ни субботы, ни воскресенья, времени на восстановление. Эти системы пользуются энергетикой молодости.Как бы то ни было, постепенно, вместе с мастерством появляется чувство профессиональной компетентности. Чрезвычайно важно для личностного развития в молодости, чтобы выбранная профессия соответствовала призванию. Да, бывают трагедии – попробовал одно, другое, третье – тридцати еще нет, а он уже пять мест сменил, причем в разных профессиональных сферах. Это своего рода профессиональный блуд, человек заблудился – что очень опасно в молодом возрасте.Это в юности можно поблуждать, а в тридцать пора определиться и идти по определенным рельсам, не сворачивая. А если уж стукнулся лбом о стенку, попробовать переквалифицироваться.Мечтать вредноВ молодости обнаруживается стремление к самовыражению. В выборе профессии, в карьере вырабатывается индивидуальный жизненный стиль. Происходит выстраивание системы личных, нравственных, культурных и духовных ценностей, то есть формируется зрелая, полноценная личность. К концу периода молодости возникает устойчивое отношение к самому себе, к своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Молодой человек или девушка определяют для себя, на что способны, а что, вероятно, никогда не сумеют сделать.
1. - 837638493735
Это фаза жизни, в которой человек – в зависимости от индивидуальных свойств личности – более всего является материалистом. Юность, мы говорили, мечтательна. А молодость – прагматична. Если молодой человек продолжает мечтать – а кем я буду? – и это занимает довольно много времени в его жизни, он серьезно к этому относится – то он пребывает не в молодости, а в юности. Психологически он еще не созрел.Основными возрастными задачами молодости называют включения во все виды социальной и профессиональной жизни, освоение многообразия социальных межличностных ролей. Молодость проявляется во всех жизненных сферах. Очень скоро эти люди будут представлять народ. Если они станут болтать, спиваться, развратничать, не возникнет евангельского смысла в их жизни, то это будет потерянное поколение.Для представителей этого поколения очень важен результат, позиция, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Кто я в этом мире? Какова моя ниша? С одним из руководителей нашей страны мне приходилось несколько раз общаться, и самое поразительное, что он сам себя ощущает еще молодым человеком. Вообще молодость, как мы уже говорили, – это не возраст, это такой дух. Дух молодости, энергичности присущ и духовным старцам.В молодости могут возникнуть и некоторые перекосы: гипертрофированное честолюбие, стремление к престижу, смещение акцента с содержания на форму, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Возрастная особенность – это такая зацикленность на результате – все сразу и сейчас. Обращенность на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.Евангельская свобода в семьеСемейная линия наряду с профессиональной – главная, ведущая в становлении личности в этом возрасте. В идеале: человек – профессионал, у него есть семья.
1. - 837638497319
Выстраивание семейных отношений предполагает решение задач традиционного иерархического уклада домашней церкви. Формируется соборное мировоззренческое пространство, которое вместе с тем не должно разрушать индивидуальную сферу жизни человека. Задача каждой семьи – жить вместе и в то же время сохранять свободу личности супруга, супруги, не давить. Какая типичная ошибка мужей? Только молодых повенчали, а он заявляет супруге: «Ты кто такая? Я глава семьи, епископ малой церкви, давай слушайся!» Но таких послушниц, которые безропотно бы все выполняли, как в монастыре, сейчас днем с огнем не сыщешь. Их и в монастыре не найдешь. Нарушается свобода воли, и начинаются конфликты. Отношения надо выстраивать бережно, аккуратно, к семейной иерархии надо идти постепенно, без тяжелых волевых действий, полюбовно.В церковном плане создание семьи является рождением новой духовной общины, которая учитывает свободное отречение от греха атеизма ее создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи – родительских и общественных – уводит человека от решения личных задач. Действительно, идет создание малой церкви как ячейки общества, некое обособление. Каждая семья, как говорят, несчастна по-своему, у каждой семейное общины свой неповторимый путь в Царство Небесное.В физиологическом плане супружеские отношения также требуют взаимного приспособления и внутренней работы каждого. Для христианских браков определяющими являются слова апостола Павла: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). В этом плане у супругов могут быть разные совершенно потребности, и часто это является источником конфликтов, измен и разводов. Здесь, конечно, особая деликатность нужна – верующие, церковные люди должны жить по Евангелию, а не по своему удовольствию, не так, как хочется.Энергию молодости – в мирное руслоЧто касается духовного развития – в Церкви принято считать, что возраст 21 год означает уже некую ступень зрелости. До революции в этом возрасте молодых супругов могли венчать без благословения родителей. В этом возрасте возможно также рукоположение. Можно быть уже не просто служителем, а духовным служителем.Пасторская работа с молодежью заключается в том, чтобы не ждать, когда они придут в храм, а идти навстречу, за ограду храма, предложить интересные программы и проекты. Можно использовать неутомимость молодых людей в реализации программ социального служения – посещении больниц, детских домов, домов престарелых.
1. - 837638505255
Есть такая общественная организация «Отказники», которая работает с брошенными детьми. Началась она с того, что одна женщина лежала с ребенком в больнице и услышала, что в соседней палате все время плачет маленький мальчик. Оказалось, что младенец – ничей, он никому не нужен. Она его пожалела, потом в другом отделении нашла такую же девочку. Кроме больницы их поместить было некуда – потому что дети были больные. Она одному ребенку помогла, к другому малышу соседа своего привлекла, и возникло мощное общественное движение «Отказники», появился одноименный сайт (Отказники.ру).За четыре года к ним пришло работать около 10 тысяч молодых ребят, все трудятся добровольно – от руководителя до программиста. Это огромная команда, которая работает круглосуточно по всей стране, в основном в движении молодежь. Я узнал это через свою прихожанку – молодую девушку, которая все время была занята, оказалось, что она входит в эту организацию.С молодыми людьми необходимо вести систематическую духовно-просветительную работу, беседы о семье, целомудрии. Мне один молодой человек как-то рассказал: «На Преображенке выхожу, ко мне подходят люди, приглашают в храм: «Заходи к нам, у нас молодежный клуб, будет весело». Зашел – на гармошке играют, пляшут, поют. У них – посиделки в русских традициях молодежных сходок. Действительно, было весело, интересно!»
1. - 837638510119
Для молодежи важно, чтобы все было «по-молодежному». Мы как-то были на Кипре, нас принимали банкиры, у них – дочка, молодая девушка. Она говорит: «Что мне с вами, стариками, за столом сидеть? Мне неинтересно. Если бы компания была молодежная, мы бы пообщались».Поэтому молодежную среду важно формировать на каком-то интересном деле, и в основе этого дела должен стоять верующий человек, который передавал бы людям свою веру, традицию. А какое дело, не столь важно, главное – чтобы оно не было безнравственным. Святой Паисий пишет: «У молодых есть идеалы, но им не с кого взять пример. Их стоит пожалеть. Поэтому нужно, чтобы кто-то «задел» их любо¬честие, тронул их своей простотой».Помните, я рассказывал о молодежном клубе «Самовар»? Молодые люди ставят самовар, заваривают чай, предварительно приглашают какого-нибудь интересного человека. И идет беседа, неспешный разговор может затягиваться до полуночи. Создана благоприятная среда, куда попадает молодежь, оторванная от родителей, порой побывавшая в криминале, под наркотиками. Эти люди приходят, и у них возникает некая связь с храмом.Найти общий языкВ 2010 г. в свет вышел фильм «Настоятель» режиссера Армена Назикяна. Я познакомился с исполнителем главной роли Егором Пазенко, мы с ним даже подружились. (Фильм «Настоятель» рассказывает о зверском убийстве священника – отца Михаила из некоего провинциального городка. На его место назначают другого батюшку – отца Андрея, при этом оказывается, что в недавнем прошлом он – криминальный авторитет Петербурга. Трагические события жизни, помощь убитого отца Михаила направляют его на путь к Богу. Теперь же отцу Андрею предстоит противостоять богатому бизнесмену и наркоторговцу Агафонову, который держит в страхе весь город. – Ред.) Так вот Егор рассказал, что ему пишут письма бандиты, которые посмотрели этот фильм, и что-то у них в сердце екнуло, перевернулось, и они оставили свою страшную преступную жизнь.С молодежью надо говорить на том языке, который она воспринимает.Помню, мы были на Кипре в одном очень строгом, древнем монастыре Махерас, где когда-то явилась Матерь Божия. В этой обители я познакомился с отшельниками, которые живут довольно аскетично. Игумен у них епископ – молодой, энергичный. Мы с ним оказались коллегами, он когда-то был педагогом, как и я, окончил пединститут, пять лет преподавал в школе, потом ушел в монастырь. И он тоже увидел, что разные поколения говорят на разных языках и что мы с детьми, с молодежью пытаемся беседовать на языке церковном.Насельники монастыря – человек 30 – пишут, рисуют для детей разного возраста комиксы. В этом жанре рассказывают, что такое монашество, обитель, духовная жизнь, молитва. В одной из книжек, например, представлена простенькая история: в монастырь приехали папа и мама с дочкой и сыночком, увидели дедушку – монаха – и обратились к нему: «Что ты здесь делаешь?» – «Я здесь молюсь. Пойдемте, я вам покажу все».А наместник этого монастыря – митрополит Лимассольский Афанасий. И все эти комиксы, рисунки делаются по благословению митрополита. Это пример миссионерского движения, учитывающий возрастные особенности.Как апостол Павел – для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых.Игумен Киприан (Ященко)Источник: Журнал "Покров"24 августа 2016 г.
#наставление

Комментарии

Комментариев нет.