Винил подкупает особым опытом прослушивания. В пику современным плейлистам из стриминг-сервисов, пластинка заставляет слушать альбомы целиком. Большой размер позволит рассмотреть все детали обложки и артов. Захватывает и культура винила с выбором и апгрейдом проигрывателя, аудиосистемы, коллекционированием пластинок. Часто даже встречается мнение, что пластинки не только ощущаются, но и звучат лучше, чем аудио с любого другого носителя. Так ли это на самом деле? В первую очередь винил сравнивают с цифровым аудио, и часто не в пользу последнего. Обычно утверждается, что цифровое аудио звучит безжизненно, холодно, с неприятными цифровыми шумами, а пластинка — динамично, тепло и с приятными аналоговыми шумами. На самом деле, свои недостатки есть у обоих форматов. Если в них покопаться, можно найти истину. Недостатки винила Стоит сразу сказать, что виниловый проигрыватель и его компоненты играют большую роль в конечном звучании. Поэтому увлечение винилом иногда перерастает в бесконечный апгрейд проигрывателя. Однако есть общие недостатки формата, которые не зависят от оборудования. Шум и искажения Они неизбежны — от треска пыли на пластинке до вибраций мотора, перепадов электричества и даже нагрева иглы из-за трения о винил. Этот формат обладает малым соотношением сигнал/шум — менее 40 Дб, в то время как даже недорогие аудиокарты предлагают 105 Дб и выше. Это означает, что тихие моменты музыки могут утонуть в шумах, поэтому их нужно делать громче. Таким образом, сужается динамический диапазон. Узкое стереополе Даже в требованиях продакшн-студий винила к присылаемым им мастер-трекам сказано, что сигнал по краям должен быть на 6 Дб ниже сигнала по центру. В противном случае игла будет соскакивать с дорожки. С этой же целью низкие частоты от 150-200 Гц делают моно. Это не проблема для одних жанров музыки, но не очень хорошо для тяжелого рока и некоторых направлений электроники: гитары и синтезаторы, записанные даблтреком, будут звучать тоньше и проваливаться в миксе. Скорость вращения мотора постоянна, а диаметр канавок к центру уменьшается, из-за этого падает скорость воспроизведения. Также возникают искажения из-за угловых ошибок: при проигрывании пластинки тонарм проигрывателя наклоняется ближе к центру пластинки, в то время как при записи игла промышленного станка всегда параллельна пластинке. Поэтому во времена винила группы размещали хитовые треки первыми с каждой стороны. Урезанный бас Этому есть причина: чем больше материала нужно уместить на пластинку, тем больше места требуется. А низкие частоты занимают больше всего пространства. Поэтому для винила делают специальный мастеринг, при котором срезают всю информацию ниже 40-50 Гц (то есть весь саб-бас). При этом остальные низкие частоты будут звучать четче и громче, поэтому будет казаться, что баса стало больше. Этого все еще недостаточно, чтобы пластинка вместила больше 5 минут музыки, поэтому перед тиражированием ее эквализируют, убавляя низкие частоты и прибавляя высокие. Чтобы вернуть частоты на место, в проигрывателе есть отдельный блок, называемый фонокорректор (в недорогие бытовые модели он встроен). Собственно, сам процесс мастеринга в музыкальной индустрии родился именно из подготовки пластинок к печати. Неточность мастеринга Процесс записи музыки устроен так: группа идет в студию и записывает альбом под руководством звукорежиссера, который делает сведение и отсылает треки мастеринг-инженеру. Это опытный продюсер, работающий на топовом оборудовании, которое позволяет услышать и исправить ошибки сведения, чтобы подготовить диск к тиражированию. В случае с винилом в эту цепочку добавляется еще один участник — инженер на заводе, тиражирующем пластинки. Он получает треки от мастеринг-инженера и подгоняет их под формат пластинки, почти всегда это происходит без контроля со стороны последнего. Это меняет звучание музыки, и финальный результат оказывается непредсказуемым. Недостатки цифрового аудио Как аудио превращается в нули и единицы? Оно рубится на кусочки, и к каждому куску делается цифровое описание. Чем плотнее рубятся куски, тем точнее описание аудио и выше частота дискретизации. Согласно теореме Котельникова, частота дискретизации аналогового сигнала должна быть минимум вдвое больше наивысшей частоты этого сигнала, чтобы можно было восстановить его до неотличимого от оригинала. Человеческое ухо слышит максимум 19-22 кГц. Таким образом, 22 000 Х 2 = 44 000 Гц. Если прибавить запасные 100 Гц, получается дефолтная частота аудио CD — 44.1 кГц. Разрядность цифрового аудио показывает, как часто фиксируются изменения звуковой волны по амплитуде. Стандарт CD — 16 бит. Такой показатель специально взят, чтобы диски звучали лучше, чем старые конкуренты — кассеты и винил. Чем выше частота дискретизации, тем больше динамический диапазон. Поэтому сегодня стандарт — 24-32 бит. Сегодня нередко выходят альбомы в 96 кГц, а Hi-Res аудио достигает 384 кГц. Некоторые считают, что частоты ниже 19 Гц и выше 22 кГц все же важны для полноценного восприятия музыки, и повышенная частота дискретизации может их предоставить. Выпускаются и аудиокарты, поддерживающие такие частоты. Те, кого и Hi-Res не устраивает, выбирают SACD в формате DSD с частотой дискретизации от 2,8 Мгц и выше при разрешении 1 бит. Такая избыточная дискретизация позволяет полностью избавиться от шумов квантования. То, что аудио при оцифровке режется на кванты и передается в компьютер не в точности так, как звучит оригинал, позволило любителям аналогового звука говорить о превосходстве своих носителей музыки. Однако правда такова, что на подавляющее большинство пластинок сегодня записывается цифровой звук. Музыканты пишут композиции на аудиокарту, которая конвертирует аудио в нули и единицы. Звукорежиссеры работают в цифровых DAW, ведь с ними удобнее и быстрее. Причем студийный стандарт частоты дискретизации — 48 кГц, что далеко от Hi-Res аудио. Если не брать в расчет переиздания древних альбомов, то в большинстве случаев треки отправляются на пластинку именно из цифровых DAW. Поэтому и на виниле, и на CD окажется цифровой звук со всеми своими недостатками, только на пластинке к нему прибавятся еще и недостатки винила. Шумы квантования возникают из-за ошибок при преобразовании сигнала и звучат как хриплый писк. Звуковая волна при разрезании на кванты становится ступенчатой. Чем меньше частота дискретизации — тем меньше ступеней и больше шумов квантования. Повышение частоты дискретизации позволяет описать волну точнее и уменьшить шумы. Отчасти поэтому аудиофилы предпочитают Hi-Res аудио максимально возможной дискретизации. Также в мастеринг-студиях треки рендерят с оверсемплингом (с повышенной частотой дискретизации) и выполняют дизеринг сигнала (прибавляют белый шум, заглушающий цифровой). Это делает шумы квантования незаметными. Сжатие и mp3 Сжатие аудио с потерей качества, с одной стороны, помогло популяризировать цифровой звук в начале нулевых, с другой, стало пятном на его репутации. У каждого свое мнение: кому-то достаточно 128 кбит/с (именно такой битрейт создатели формата считали сравнимым с качеством CD), а кто-то побрезгует и 320 кбит/с, который срезает верхние частоты с 22 кГц (у CD до 20 кГц). В большинстве случаев винил будет звучать детальнее аудио, сжатого с потерей качества. К счастью, во времена быстрого интернета стали появляться стриминг-сервисы с музыкой в lossless, сжатой без потерь. Для аудиофилов существуют сайты с записями в Hi-Res, так что сегодня нетрудно найти цифровое аудио на любой вкус. Бонус: винил против магнитной пленки Несмотря на недостатки, винил остается самым качественным аналоговым форматом аудио. Конкуренцию ему может составить лишь магнитная пленка. Причем не аудиокассеты (они имеют ограничения АЧХ и много шумов), а студийные мастер-ленты. На такую ленту в лохматые годы записывали музыканты в студиях, и именно с них писали звук на пластинку. Сегодня на нее иногда записывают классику и джаз. Студийная магнитная лента обладает низкими шумами, выдающимся динамическим диапазоном и лишена основных недостатков винила. Разумеется, оригинал мастер-записи студия оставляет в своем архиве, но она делает резервные копии и продакшн мастер-ленты (которые рассылаются для тиражирования по заводам, выпускающим с них альбомы по лицензии). Эти катушки звучат ближе всего к оригинальной задумке авторов и представляют собой настоящий аналоговый звук, поэтому очень ценятся среди аудиофилов. Они необычайно редки, поэтому стоят около $200 за релиз, а иногда и выше $1500. Заключение Отвечаем на поставленный в заголовке вопрос: максимально качественное цифровое аудио будет звучать точнее, чище, динамичнее, детальнее, с более широким спектром АЧХ и стереополем, чем максимально качественный винил на аудиосистемах одного уровня. Значит ли это, что винил звучит хуже? Есть мнение, что слишком высокое разрешение цифрового аудио, его чрезмерная четкость и детальность как раз и делают его безжизненным и холодным. А винил за счет аналоговой природы присущих ему шумов и искажений, звучит музыкальнее и приятнее. Подобно тому, как драм-машина играет слишком точно и поэтому звучит неестественно, а живой барабанщик звучит живо и натурально именно благодаря незаметным уху неточностям при игре. Возможно, именно этой важной детали не хватает современному меломану в эпоху цифрового аудио, что во многом объясняет растущую последние 15 лет популярность виниловых пластинок.
DNS Касли
Правда ли, что звук с пластинок гораздо круче
Винил подкупает особым опытом прослушивания. В пику современным плейлистам из стриминг-сервисов, пластинка заставляет слушать альбомы целиком. Большой размер позволит рассмотреть все детали обложки и артов. Захватывает и культура винила с выбором и апгрейдом проигрывателя, аудиосистемы, коллекционированием пластинок. Часто даже встречается мнение, что пластинки не только ощущаются, но и звучат лучше, чем аудио с любого другого носителя. Так ли это на самом деле?
В первую очередь винил сравнивают с цифровым аудио, и часто не в пользу последнего. Обычно утверждается, что цифровое аудио звучит безжизненно, холодно, с неприятными цифровыми шумами, а пластинка — динамично, тепло и с приятными аналоговыми шумами. На самом деле, свои недостатки есть у обоих форматов. Если в них покопаться, можно найти истину.
Недостатки винила
Стоит сразу сказать, что виниловый проигрыватель и его компоненты играют большую роль в конечном звучании. Поэтому увлечение винилом иногда перерастает в бесконечный апгрейд проигрывателя. Однако есть общие недостатки формата, которые не зависят от оборудования.
Шум и искажения
Они неизбежны — от треска пыли на пластинке до вибраций мотора, перепадов электричества и даже нагрева иглы из-за трения о винил. Этот формат обладает малым соотношением сигнал/шум — менее 40 Дб, в то время как даже недорогие аудиокарты предлагают 105 Дб и выше. Это означает, что тихие моменты музыки могут утонуть в шумах, поэтому их нужно делать громче. Таким образом, сужается динамический диапазон.
Узкое стереополе
Даже в требованиях продакшн-студий винила к присылаемым им мастер-трекам сказано, что сигнал по краям должен быть на 6 Дб ниже сигнала по центру. В противном случае игла будет соскакивать с дорожки. С этой же целью низкие частоты от 150-200 Гц делают моно. Это не проблема для одних жанров музыки, но не очень хорошо для тяжелого рока и некоторых направлений электроники: гитары и синтезаторы, записанные даблтреком, будут звучать тоньше и проваливаться в миксе.
Скорость вращения мотора постоянна, а диаметр канавок к центру уменьшается, из-за этого падает скорость воспроизведения. Также возникают искажения из-за угловых ошибок: при проигрывании пластинки тонарм проигрывателя наклоняется ближе к центру пластинки, в то время как при записи игла промышленного станка всегда параллельна пластинке. Поэтому во времена винила группы размещали хитовые треки первыми с каждой стороны.
Урезанный бас
Этому есть причина: чем больше материала нужно уместить на пластинку, тем больше места требуется. А низкие частоты занимают больше всего пространства. Поэтому для винила делают специальный мастеринг, при котором срезают всю информацию ниже 40-50 Гц (то есть весь саб-бас). При этом остальные низкие частоты будут звучать четче и громче, поэтому будет казаться, что баса стало больше.
Этого все еще недостаточно, чтобы пластинка вместила больше 5 минут музыки, поэтому перед тиражированием ее эквализируют, убавляя низкие частоты и прибавляя высокие. Чтобы вернуть частоты на место, в проигрывателе есть отдельный блок, называемый фонокорректор (в недорогие бытовые модели он встроен). Собственно, сам процесс мастеринга в музыкальной индустрии родился именно из подготовки пластинок к печати.
Неточность мастеринга
Процесс записи музыки устроен так: группа идет в студию и записывает альбом под руководством звукорежиссера, который делает сведение и отсылает треки мастеринг-инженеру. Это опытный продюсер, работающий на топовом оборудовании, которое позволяет услышать и исправить ошибки сведения, чтобы подготовить диск к тиражированию.
В случае с винилом в эту цепочку добавляется еще один участник — инженер на заводе, тиражирующем пластинки. Он получает треки от мастеринг-инженера и подгоняет их под формат пластинки, почти всегда это происходит без контроля со стороны последнего. Это меняет звучание музыки, и финальный результат оказывается непредсказуемым.
Недостатки цифрового аудио
Как аудио превращается в нули и единицы? Оно рубится на кусочки, и к каждому куску делается цифровое описание. Чем плотнее рубятся куски, тем точнее описание аудио и выше частота дискретизации.
Согласно теореме Котельникова, частота дискретизации аналогового сигнала должна быть минимум вдвое больше наивысшей частоты этого сигнала, чтобы можно было восстановить его до неотличимого от оригинала. Человеческое ухо слышит максимум 19-22 кГц. Таким образом, 22 000 Х 2 = 44 000 Гц. Если прибавить запасные 100 Гц, получается дефолтная частота аудио CD — 44.1 кГц.
Разрядность цифрового аудио показывает, как часто фиксируются изменения звуковой волны по амплитуде. Стандарт CD — 16 бит. Такой показатель специально взят, чтобы диски звучали лучше, чем старые конкуренты — кассеты и винил. Чем выше частота дискретизации, тем больше динамический диапазон. Поэтому сегодня стандарт — 24-32 бит.
Сегодня нередко выходят альбомы в 96 кГц, а Hi-Res аудио достигает 384 кГц. Некоторые считают, что частоты ниже 19 Гц и выше 22 кГц все же важны для полноценного восприятия музыки, и повышенная частота дискретизации может их предоставить. Выпускаются и аудиокарты, поддерживающие такие частоты.
Те, кого и Hi-Res не устраивает, выбирают SACD в формате DSD с частотой дискретизации от 2,8 Мгц и выше при разрешении 1 бит. Такая избыточная дискретизация позволяет полностью избавиться от шумов квантования.
То, что аудио при оцифровке режется на кванты и передается в компьютер не в точности так, как звучит оригинал, позволило любителям аналогового звука говорить о превосходстве своих носителей музыки.
Однако правда такова, что на подавляющее большинство пластинок сегодня записывается цифровой звук. Музыканты пишут композиции на аудиокарту, которая конвертирует аудио в нули и единицы. Звукорежиссеры работают в цифровых DAW, ведь с ними удобнее и быстрее. Причем студийный стандарт частоты дискретизации — 48 кГц, что далеко от Hi-Res аудио.
Если не брать в расчет переиздания древних альбомов, то в большинстве случаев треки отправляются на пластинку именно из цифровых DAW. Поэтому и на виниле, и на CD окажется цифровой звук со всеми своими недостатками, только на пластинке к нему прибавятся еще и недостатки винила.
Шумы квантования возникают из-за ошибок при преобразовании сигнала и звучат как хриплый писк. Звуковая волна при разрезании на кванты становится ступенчатой. Чем меньше частота дискретизации — тем меньше ступеней и больше шумов квантования.
Повышение частоты дискретизации позволяет описать волну точнее и уменьшить шумы. Отчасти поэтому аудиофилы предпочитают Hi-Res аудио максимально возможной дискретизации. Также в мастеринг-студиях треки рендерят с оверсемплингом (с повышенной частотой дискретизации) и выполняют дизеринг сигнала (прибавляют белый шум, заглушающий цифровой). Это делает шумы квантования незаметными.
Сжатие и mp3
Сжатие аудио с потерей качества, с одной стороны, помогло популяризировать цифровой звук в начале нулевых, с другой, стало пятном на его репутации. У каждого свое мнение: кому-то достаточно 128 кбит/с (именно такой битрейт создатели формата считали сравнимым с качеством CD), а кто-то побрезгует и 320 кбит/с, который срезает верхние частоты с 22 кГц (у CD до 20 кГц).
В большинстве случаев винил будет звучать детальнее аудио, сжатого с потерей качества. К счастью, во времена быстрого интернета стали появляться стриминг-сервисы с музыкой в lossless, сжатой без потерь. Для аудиофилов существуют сайты с записями в Hi-Res, так что сегодня нетрудно найти цифровое аудио на любой вкус.
Бонус: винил против магнитной пленки
Несмотря на недостатки, винил остается самым качественным аналоговым форматом аудио. Конкуренцию ему может составить лишь магнитная пленка. Причем не аудиокассеты (они имеют ограничения АЧХ и много шумов), а студийные мастер-ленты. На такую ленту в лохматые годы записывали музыканты в студиях, и именно с них писали звук на пластинку. Сегодня на нее иногда записывают классику и джаз. Студийная магнитная лента обладает низкими шумами, выдающимся динамическим диапазоном и лишена основных недостатков винила.
Разумеется, оригинал мастер-записи студия оставляет в своем архиве, но она делает резервные копии и продакшн мастер-ленты (которые рассылаются для тиражирования по заводам, выпускающим с них альбомы по лицензии). Эти катушки звучат ближе всего к оригинальной задумке авторов и представляют собой настоящий аналоговый звук, поэтому очень ценятся среди аудиофилов. Они необычайно редки, поэтому стоят около $200 за релиз, а иногда и выше $1500.
Заключение
Отвечаем на поставленный в заголовке вопрос: максимально качественное цифровое аудио будет звучать точнее, чище, динамичнее, детальнее, с более широким спектром АЧХ и стереополем, чем максимально качественный винил на аудиосистемах одного уровня.
Значит ли это, что винил звучит хуже? Есть мнение, что слишком высокое разрешение цифрового аудио, его чрезмерная четкость и детальность как раз и делают его безжизненным и холодным. А винил за счет аналоговой природы присущих ему шумов и искажений, звучит музыкальнее и приятнее. Подобно тому, как драм-машина играет слишком точно и поэтому звучит неестественно, а живой барабанщик звучит живо и натурально именно благодаря незаметным уху неточностям при игре. Возможно, именно этой важной детали не хватает современному меломану в эпоху цифрового аудио, что во многом объясняет растущую последние 15 лет популярность виниловых пластинок.