Новый ФГОС по литературе и русскому языку: плюсы и минусы #образование #ФГОС #школа Источник:
https://godliteratury.ru/events-post/novyy-fgos-po-literature-i-russkomu-yaz Предложения по улучшению существующего проекта принимаются до 29 апреля
Опубликованы проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это важнейший документ, который будет определять содержание всего школьного образования в России. Под него будет «заточен» любой учебник, любой урок, все задания ЕГЭ. Благодаря новым стандартам для всех школ будет установлена единая фундаментальная база: и в начальной школе, и в общей. Будет прописано, что и когда должен изучать ученик. Конкретные примеры из стандартов начальной школы По результатам первого года обучения ребенок должен уметь: читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту; понимать содержание текста; различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения); определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря. Пример из стандартов основной школы (5 класс) Ребенок должен уметь читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня: Мифы разных народов, включая античные мифы. Пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира. Басни И. А. Крылова. Басни из мировой литературы. Произведения А. С. Пушкина: стихотворения (в том числе «Зимний вечер», «Зимнее утро»); «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказ И. С. Тургенева «Муму». Произведения Н. А. Некрасова: стихотворения о детях; фрагменты поэмы «Мороз, Красный нос». Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Юмористические рассказы А. П. Чехова. Стихотворения отечественных поэтов второй половины XIX—ХХ в. о родной природе, связи человека с Родиной (в том числе Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова). Рассказы о природе К. Г. Паустовского, Л. Андреева (например, «Кусака»); произведения отечественной и зарубежной литературы о животных. Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» (фрагменты). Произведения отечественных поэтов и прозаиков ХХ—XXI вв на тему «военное детство» (в том числе повесть В. П. Катаева «Сын полка»; рассказ А. П. Платонова «Никита», стихотворения А. Т. Твардовского, К. М. Симонова). Рассказы на тему детства (в том числе рассказы В. М. Шукшина «Дядя Ермолай», В. П. Астафьева «Васюткино озеро»). Произведения приключенческого жанра отечественной и зарубежной литературы (в том числе избранные главы из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера»). Комментирует Лариса Александровна Тропкина, директор лицея № 5 имени Ю. А. Гагарина, г. Волгоград: «Основной вывод, который я сделала после ознакомления с проектом новых ФГОС, — это конкретизация и насыщение их содержанием. При этом содержание обоснованно. Можно сказать слова благодарности за то, что не пострадала классика. Но и в то же время хотели бы видеть в программе по современной литературе Бориса Петровича Екимова, живого классика. Учителя очень долго бились за включение его в программу, Борис Петрович — лауреат премии Солженицына. Этот вопрос обсуждался и на Совете по русскому языку при Президенте страны, и в Ассоциации учителей русского языка и литературы. Его тексты часто встречаются и на ЕГЭ. Что касается предмета «Русский язык», то новые ФГОСы, несомненно, скоординируют единую работу по предмету в стране. И конечно, необходимо сохранить в стандарте формулировки «знать» и «уметь», так как это четко организует работу учителя в области целеполагания. Очень важно, что в документе есть воспитательные результаты — это и патриотическое воспитание, и воспитание личности гражданина. А в качестве предложения — нужно в новые версии стандартов добавить значимое для современных детей умение контактировать с другими людьми». КСТАТИ Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов выложены в открытом доступе. Предложения по доработке документа принимаются до 29 апреля. Текст: Ксения Колесникова/РГ Иллюстрация: Д. Пускин. Дополнительные занятия в школе
Читатели Областной детско-юношеской библиотеки
Новый ФГОС по литературе и русскому языку: плюсы и минусы #образование #ФГОС #школа Источник:
https://godliteratury.ru/events-post/novyy-fgos-po-literature-i-russkomu-yaz Предложения по улучшению существующего проекта принимаются до 29 апреля
Опубликованы проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это важнейший документ, который будет определять содержание всего школьного образования в России. Под него будет «заточен» любой учебник, любой урок, все задания ЕГЭ.
Благодаря новым стандартам для всех школ будет установлена единая фундаментальная база: и в начальной школе, и в общей. Будет прописано, что и когда должен изучать ученик.
Конкретные примеры из стандартов начальной школы
По результатам первого года обучения ребенок должен уметь:
читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту;
понимать содержание текста;
различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
Пример из стандартов основной школы (5 класс)
Ребенок должен уметь читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:
Мифы разных народов, включая античные мифы.
Пословицы, поговорки, загадки.
Сказки народов России и народов мира. Басни И. А. Крылова. Басни из мировой литературы.
Произведения А. С. Пушкина: стихотворения (в том числе «Зимний вечер», «Зимнее утро»); «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Рассказ И. С. Тургенева «Муму».
Произведения Н. А. Некрасова: стихотворения о детях; фрагменты поэмы «Мороз, Красный нос».
Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
Юмористические рассказы А. П. Чехова.
Стихотворения отечественных поэтов второй половины XIX—ХХ в. о родной природе, связи человека с Родиной (в том числе Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова).
Рассказы о природе К. Г. Паустовского, Л. Андреева (например, «Кусака»); произведения отечественной и зарубежной литературы о животных.
Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» (фрагменты).
Произведения отечественных поэтов и прозаиков ХХ—XXI вв на тему «военное детство» (в том числе повесть В. П. Катаева «Сын полка»; рассказ А. П. Платонова «Никита», стихотворения А. Т. Твардовского, К. М. Симонова).
Рассказы на тему детства (в том числе рассказы В. М. Шукшина «Дядя Ермолай», В. П. Астафьева «Васюткино озеро»).
Произведения приключенческого жанра отечественной и зарубежной литературы (в том числе избранные главы из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера»).
Комментирует Лариса Александровна Тропкина, директор лицея № 5 имени Ю. А. Гагарина, г. Волгоград:
«Основной вывод, который я сделала после ознакомления с проектом новых ФГОС, — это конкретизация и насыщение их содержанием. При этом содержание обоснованно. Можно сказать слова благодарности за то, что не пострадала классика. Но и в то же время хотели бы видеть в программе по современной литературе Бориса Петровича Екимова, живого классика. Учителя очень долго бились за включение его в программу, Борис Петрович — лауреат премии Солженицына. Этот вопрос обсуждался и на Совете по русскому языку при Президенте страны, и в Ассоциации учителей русского языка и литературы. Его тексты часто встречаются и на ЕГЭ.
Что касается предмета «Русский язык», то новые ФГОСы, несомненно, скоординируют единую работу по предмету в стране. И конечно, необходимо сохранить в стандарте формулировки «знать» и «уметь», так как это четко организует работу учителя в области целеполагания.
Очень важно, что в документе есть воспитательные результаты — это и патриотическое воспитание, и воспитание личности гражданина. А в качестве предложения — нужно в новые версии стандартов добавить значимое для современных детей умение контактировать с другими людьми».
КСТАТИ
Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов выложены в открытом доступе. Предложения по доработке документа принимаются до 29 апреля.
Текст: Ксения Колесникова/РГ
Иллюстрация: Д. Пускин. Дополнительные занятия в школе