" ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ "
Из рассказов бабушки Ани запомнились частушки того времени...
Ленин Троцкому сказал:
Ты поедешь на базар,
Купи лошадь карию —
Кормить Пролетарию!
Кипит Советская похлёбка
Без примётки "пошана"
Варит её лысая головка
Комиссарова жена
Вот так все начиналось и заканчиваться началось только когда народ запел частушку:
Берия , Берия - вышла из доверия
Присудили на суде - оторвать ему му...
Сейчас многим что-то не понятно, например почему "лысая головка", люди старшего поколения знали что такое тиф, вошь тифозная и бритьё головы наголо.
Через голод и большие страдания прошёл народ благодаря лозунгам и песням : все разрушить старое и заново построить новое.
И сейчас есть молодёжь желающая наступить на те же грабли, особенно приуспели Малороссы...
В.И.Ленин всячески пытался удержать власть и в первые годы после революции создаёт агитацию за власть советов на высшем уровне. Это первый агитпоезд "В.И.Ленин" и второй самый известный " Октябрьская революция" и другие , в том числе и агитпароходы. Н.К. Крупская плавала на одном из них.
М.И.Калинин разъезжал на " Октябрьской революции".
Вот таким путём он и появился в Сасове в мае 1919г.
Что из себя представлял этот поезд? На Казанском вокзале загружали провиант и агитлитературу, известные художники расписывали маслом вагоны в агитационных целях и вперёд по рельсам по большой России.
В поезде был и вагон-ресторан, где бесплатно харчевались революционные работники, был вагон с кинопроектором для показа фильмов населению, была моторизированная охрана с мотоциклом с коляской ! и пулеметом...
Агитпоезд "Октябрьская революция“ объездил всю республику за время с 29 апреля 1919 г. по 12 декабря 1920 года.Поезд совершил двенадцать длительных поездок, исколесив Россию и побывав почти на всех фронтах. Роспись его трактовала общие революционные темы, борьбу с капиталом, предательство Антанты, единение крестьян и рабочих, необходимость трудового порыва, упорство в борьбе и т. д.
Мы были большую часть истории в Тамбовской губернии в Елатомском уезде. А более древнюю часть истории в Мещере. Как только административно отнесли к Рязани - все вдруг стали рязанцами.
Может те агитационные работы агитпоезда и спасли наш район от Тамбовского восстания начавшегося 15 августа 1920г. Результат этого восстания, разгромленного в 1921г. был печален.
Во втором Сасовском краеведческом музее, организованным Сарычевым В.А. я видел жуткую фотографию: гора убитых, абсолютно голых тамбовских мужиков... Интересно есть этот материал в новом теперешнем краеведческом музее, третьем по счёту!?
Известно и изображение старого вокзала и 1930х годов, как " встреча какого то начальства"
Качество фотографии плохое, но мне удалось прочесть надпись на плакате: " Железнодорожный транспорт является главным нервом экономической жизни страны, материальной опорой для связи между городом и деревней, между промышленностью и земледелием." Это —точная цитата из Протокола № 141 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 июля 1933 года. Форма одежды красноармейцев образца после 1924г.
Интересно узнать пострадал ли вокзал во время сильного взрыва во время ВОВ, про который мне рассказал мой папа. Как близко он произошёл от вокзала уточнить не у кого, отца уже нет...
Мальчишки тусовались у железной дороги, залезали на товарные платформы идущих с фронта и на фронт поездов и тащили все взрывоопасное и стреляющее...
И подошёл горящий эшелон, кто-то крикнул что боеприпасы-отас! Служившие на флоте- орали полундра! Народ весь как ветром сдуло. Отец добежал до дома на улице Октябрьской и залез на крышу смотреть. Шёл сильный чёрный дым со стороны станции. В какой-то момент в воздух поднялись вагоны, цистерны и только потом по ушам ударил сильный звук продолжительного взрыва...
Перед рабочими депо М.И. Калинин выступает в каком-то "лапсердаке", что это было за пальто - можно рассмотреть на другой фотографии.
Зарисовки экскурса в историю Пичугин С.А. 2021г.
По пожарам все известно. В фото группы есть воспоминания ... Второй пожар устроила бабулька Елены Овчинниковой.