Данная историческая статья доказывает, что нынешние болгары в Молдавии и Украине-это один родственный народ с гагаузами разделённый болгарской и греческой церквями.

Известия Императорского Русского географического общества 1904г.
Гагаузы.

Болгары различаются между гагаузами двумя разновидностями, из которых одних называют Болгарскими, а другую Сященскими (настоящими), Хасыл-гагаузами или Приморскими.
Отличие между теми и другими, по словам профессора Милетича, заключается в том, что болгарские гагаузы считают себя болгарами, сочувствуют болгарам, женятся на болгарках и в домашней жизни, в родственных отношениях, в песнях и обычаях немного отличаются от болгар. Они так поют болгарские песни, что нельзя отличить их от настоящих болгар, так же, как болгары говорят: „леля", „майка", „кака“ (болгарские названия степеней родства) и обладают болгарскими собственными именами. Между тем как настоящие гагаузы сами себя называли только этим именем, сторонились от болгар при турецком правительстве, держались на стороне их врагов греков да и в настоящее время не чувствуют себя болгарами.
Болгарскими, по словам того же профессора, гагаузы считались в следующих местностях:
В Новопазарской околею в селах: Имрихоръ, Войвода, Теке-Козлуджа, Кайкъ и в самом городе Нови-пазаре.
В Провадийской: в городе Провадий и в селах: Джиздаркьой, Султандаръ, Кадакьой, Махалачь, Шадакьой, Касамларъ, Караагачъ, Караманлы, Кызылджиларъ, Авренъ и Тестеджи.
В Добричской: в селах Ботево или Юшенли и Малко- Чамурли.
И, наконец, в Румынской Добрудже: в с. Бейдаутъ.
Приморские или настоящие гагаузы считаются:
В Варненской околею: в Городе Варне и в селах: Кестричъ, Кара-Хюсейнъ, Джевизли и Джеферли.
В Балчишской: в селах Ала-Клисе и Гяуръ-Суютчукъ.
И в Добричской: в с. Каракурт.
Что касается остальных, известных мне, поселений гагаузов в селах: Дормушъ-кьой (Шумненской околии), Кор- кутъ (Добришской околии), Момчилъ, Каварна и Шабля (Бал-чишской околии) и в городах: Балчикъ и Добричъ, то о них я не нашел никаких сведений. Но эго для нашей цели и не важно. Важен лишь тот факт, что задунайские гагаузы далеко не представляют собою сплошной однообразной массы. Кроме того, что они разнятся между собою своими наречиями в зависимости от окружающих их говоров турецкого народа, они разделились еще на две половины, резко различающею между собою по отношению их к болгарам. По словам Иречка, во времена турецкого владычества в описываемой местности происходила постоянная борьба из-за гагаузов между болгарами и греками. Те и другие, видя, что гагаузы маленький народец, самой природой предназначенный к исчезновению, но в то же время очень способный и одного с ними вероисповедания, желали ассимилировать его себе. Болгары на такую ассимиляцию имели несравненно большие права, как давнейшие соседи гагаузов и как народ полу-тюркского происхождения, но греки считают себя потомками и прямыми наследниками Византии и мечтают о восстановлении Византийской империи, от моря до моря", а потому, находясь под турецкой властью, не теряли драгоценного времени, употребляя его на подготовку своего блестящего будущего. Они намеревались элленизировать при помощи своего духовенства даже самих болгар, а когда это им не удалось, провозгласили болгар схизматиками. Поэтому естественно, что гагаузов они уже считали своей неотъемлемой собственностью. И вот в результате такого соревнования восточная половина гагаузов попала под влияние болгар, а западную, приморскую захватили греки. Но так как вероятно безобидное размежевание гагаузских сел между двумя враждующими сторонами было довольно затруднительно и так как каждая из них имела претензию и на другую, недостающую ей поло-вину, то понятно, почему из-за гагаузов между болгарами и греками шла постоянная ожесточенная борьба, которая, по словам Иречка, временами доходила до кровавых столкновенийi. Чтобы доказать свое исключительное право на ассимиляцию гагаузов, та и другая партии пускали в ход гипотезы о происхождении этого загадочного народца. Болгары, основываясь на сходстве гагаузских обрядов и обычаев с болгарскими и на многочисленных заимствовавших от них у гагаузов, утверждали, что гагаузы- это потурченные болгары. А греки, с которыми гагаузы не имели ничего общего, кроме религиозных терминов православной церкви, пускали в ход смелые филологически объяснения имени гагаузов, одно из которых нам удалось записать в Адрианополе от интеллигентных греков. Греки почему-то произносят имя гагаузов гагавусъ и говорят, что вусъ по-гречески значить корова, а гагъ или, что одно и то же, гегъ— имя одного из албанских племен. Следовательно, говорят греки, народное имя гагаузов с одной стороны свидетельствует о том, что это народ земледельческий, ибо слово явусъ“ (корова) намекает на обыкновение гагаузов пахать свое поле на волах, а другой слог гагъ, очень похожий на гегъ, намекает на родство гагаузов с албанцами, от которых до греков уже рукой подать. Такая гипотеза далеко оставляет за собою знаменитые филологические гипотезы нашего доморощенного филолога, блаженной памяти Тредьяковского, но как она ни комична с научной точки зрения, а для народной массы в свое время сослужила свою службу. Греческие гагаузы были вполне убеждены в своем греческом происхождении и легко заражались от греков их ненавистью к болгарскому народу. Интересно, что такую ненависть они переносили и к нам в Россию, когда стали переселяться на свободные Бессарабские земли. Так, например, предки нынешних конгазцевъ (гагаузов села Конгаз Измаильского уезда) пришли в Poccию со своим греческим духовенством, потомки которого в числе 15 семейств и теперь ещё живут в их селе, хотя уже успели потерять всякую связь с духовным сословием. А гагаузы села Башкюю (Комратской волости), наполовину населено болгарами, в своей ненависти к болгарам доходят до того, что размежевывают на две половины свою единственную сельскую церковь и хоронят своих покойников на отдельном от болгар кладбище. Наконец гагаузы села Бешалма, принадлежавщие за Дунаем, как теперь оказывается, к числу «болгарских», в Бессарабии также прониклись ненавистью к болгарам и ненависть эта отчасти отразилась и на моем описании гагаузо-болгарских отношений в «Этнографическом Обозрении». Неизвестно, чем бы кончилась в конце концов вражда между болгарами и греками из-за гагаузов в пределах нынешней Болгарии, если бы в дело не вмешалась слепая судьба, которая все изменила по-своему. Гагаузы, как ярые фанатики православия, всегда не нравились их “родственникам” по крови, османам. Эти последние всякий раз, как они начинали, периодически повторявшуюся резню христиан, прежде всего принимались за гагаузов. Кроме того в конце XVIII века особенно сильно развилось, неразлучное с господством турецкой власти, разбойничество на Балканском полуострове.
В то время особенно сильно свирепствовали шайки Пасвана-Оглу и Кара-Феджи, доходившей численностью до нескольких тысяч. И вот эти-то два обстоятельства заставили гагаузов броситься в конце XVIII и в начале XIX века в Poccию, во вновь приобретенную нами Бессарабию. Таким образом гагаузское население в нынешней Болгарии значительно поредело, так как добрая его половина выселилась. От этого переселения, по-видимому, пострадали более болгары, чем греки, так как в Poccию переселялись более болгарские, чем греческие, более восточные, чем западные гагаузы. Действительно кроме данных, сообщённых нами выше, о больших выселениях из Нови- Пазарской околии, здесь можно еще добавить, что гагаузское население поредело также и в Добричской околии, где число их сильно уменьшилось в городе Добричъ и в селе Каракурт, а в с. Ботево, Малко-Чамурли и Коркутъ, где прежде были гагаузы, в настоящее время их нет вовсе.
Почему именно переселялись в Poccию более болгарские, чем греческие гагаузы, в точности неизвестно. Может быть греки, благодаря своей пронырливости, пользовались большей благосклонностью турецкого правительства, а потому сумели лучше, чем болгары защитить своих гагаузов от турецкой резни, а может быть болгарские гагаузы, как более восточные, подвергались более частым нападениям разбойничьих шаек, имевших свой главный притон в Больших Балканах, как бы то ни было, но переселение гагаузов в Poccию отразилось более невыгодно на болгарах, чем на греках. Но зато русско-турецкая война вполне вознаградила болгар и окончательно доконала греков, так как после войны все гагаузы, как болгарские, так и греческие, достались болгарам и теперь предназначены к по¬степенному и полному смешению с болгарским народом. Во время моей поездки в Болгарию я как раз попал к бывшим греческим или „настоящим»“ гагаузам в окрестностях города Варны и нашел только слабые следы бывшего влияния на этот народ греками. Сравнительно более сильное влияние на гагаузов греки могли иметь только в самом городе Варна, где их считается до 4.670 человек, а гагаузов гораздо меньше. Но и там, в настоящее время гагаузская интеллигенция стыдится почему-то своего происхождения и выдает себя не за греков, а за болгар, хотя болгары к ним особого расположения не чувствуют. Так например молодые люди болгары из городского населения охотнее женятся на гречанках, который, как у нас польки, славятся своим кокетством, чем на гагаузских девушках, брак с которыми считается настоящим испытанием, так как о их нравственности ходить очень нелестная молва. Что касается гагаузских сел, то в них даже и в турецкие времена совсем не было греков, за исключением духовенства и школьного учителя, которые объяснялись со своей паствой по-турецки. Следовательно, элленизирования гагаузов здесь можно было бы ожидать разве только через несколько столетий. В с. Кестричъ, например, я знал только одного старика, который имеет у себя несколько духовных греческих книг, читает и понимает их. У остальных же следы греческого влияния сохранились только в разных мелочах, касающихся религии и религиозных обрядов. Так, например, болгарские гагаузы разделяют святых православной церкви на два разряда. Святых первого разряда, наиболее близких к Богу, они называют и Светi и к числу их относят Св. Николая, Св. Георгия, Св. Ивана и других, а святых второго разряда: Илью, Мину, Тодура и др. называют по-турецки Ай, напр. Ай Илiя, Ай Мина, Ай Тодур и пр. Греческие же гагаузы около Варны всех святых без различия называют по турецки Ай, а о слове Cвemi, говорят, что оно „болгарское”. На пасхе болгарские гагаузы приветствуют друг друга словами: „Христос воскресе", а греческие: „Христос анэсти” и т. под.
Я прожил в с. Кестриче под Варной целую неделю и за все это время тамошние гагаузы относились ко мне очень доверчиво и дружелюбно. Они охотно показывали мне все, что касалось их хозяйства, отвечали на все мои вопросы, так что за эго время я мог бы собрать от них не меньше, чем от гагаузов бендерских, если бы мне не помешали полевые работы, которые позволяли вести беседы с народом только в сумерки и в дождливые дни. Кроме того, здешние гагаузы сравнительно с бендерскими были менее любозна¬тельными и более практическими людьми. Тогда как бендерские гагаузы старались объяснить себе по своему каждое явление природы, кестрические даже и не пытались сделать это и успокаивались на мысли, что они люди темные. Поэтому у них оказалось несравненно менше верований, чем у бендерских гагаузов. Что касается местного наречия, то кестрические гагаузы произносили слова менее отчетливо, что делало для меня их язык более трудным, чем язык сургучей и даже константинопольских осман. Кроме того здесь я натолкнулся на странную особенность, с которой незнакомы ни османы, ни сургучи. Кестрические гагаузы на каждом шагу заменяют послелог iчiн (для) словом кома. значение которого вначале трудно было уловить. Там, где прочие гагаузы, сургучи и османы говорят iчiн, они говорят кома. Например вместо беним iчiн —для меня, сенин iчiн — для тебя, бу тестi су iчiн вар — эта кружка для воды они говорят: бенiм кома, iчiн кома, бу тестi су кома вар. Это кома я склонен объяснить переделкой болгарского къмъ, значение которого подходит довольно близко к значению слова iчiн. Этот факт тем более удивил меня, что слово iчiн принадлежит к числу древне тюркских: мы паходим его у казанских татар в виде öчöн и в орхонских надписях в виде учун.
Что касается своей внешности, то кестрические гагаузы очень похожи на своих бендерских собратов; костюм их в общих чертах сходен с костюмом наших гагаузов и отличается от него только в деталях и в цвете. Тогда как в одежде наших гагаузов преобладаете как у мужчин, так и у женщин, цвет черный или темный, здесь предпочитаются цвета пестрые и ярые.
Постройка домов здесь несколько отличается от нашей, но легко заметить, что это отличие вызывается главным образом свойством местных строительных материалов.
Из числа обычаев здешних гагаузов меня больше всего поразил обычай вырывать из могилы кости своих родственников через семь лет после их похорон, обмывать их вином и снова закапывать па прежнее место. У наших гагаузов этого обычая уже не существуете, но следы его есть.

Распространение материала на других сайтах возможно только с указанием ссылки на нашу группу
https://ok.ru/gagauzskiiugol

#историягагаузов

Комментарии