Комментарии
- 23 ноя 2021 07:43Я тоже помню такую песню
А вот голубоглазые лица как то редкость большая.
- 23 ноя 2021 15:51Большое спасибо за статью! С детства любила эту певицу, но ничего о ней не знала
- 25 ноя 2021 09:54У Лидии из большой родинки (скорее всего,той,что под левым ухом на титульном фото) стремительно развилась(что типично!) меланома - "чёрная опухоль", которая очень быстро распространяет метастазы с током крови и лимфы по всему организму,поражая все органы и делая заболевание неизлечимым.
- 25 ноя 2021 16:52Встретилось небольшое уточнение от Александра Колкера :
- 25 ноя 2021 16:59Алла, а,может, авторы слов Борис Гершт и Константин Григорьев имели ввиду "голубоглазых" финнов,регулярно посещавших Ленинград с "алкогольными турами"?!..
...Помните, надеюсь, и у Владимира Высоцкого о Ленинграде : "... Не сравнить с Афинами - прохладно...
Правда, немцы с финнами,но - ладно!..." - 25 ноя 2021 17:02Кстати, соавтор слов Константин Григорьев довольно известный и самобытный актёр!.. Вспомните его в фильмах "Трактир на Пятницкой", " Зелёный фургон"...
- 25 ноя 2021 17:04Возможно Юрий и так. Финны по большому счёту светлые и действительно с голубыми..серыми глазами. У нас их было немало на наладке оборудования. Многие из них шутили...что им нужно срочно менять генофонд...и что если они женятся на русачке брюнетке или с карими или чёрными глазами...им государство даст на выбор квартиру.
- 25 ноя 2021 17:10Прочитала об артисте Константине Григорьеве...хорошо конечно помню его. Интересная и трагическая жизнь Светлая память
А песню эту я решила выучить...что то она у меня который день поётся
- 25 ноя 2021 17:12...Все скандинавы, на мой взгляд, в смысле познания и обустройства своей жизни большие рационалисты - не даром же по уровню жизни они "в голове списка"!..
...А в России, вроде, генофонд будет меняться в нынешней жизненной ситуации " в сторону более чёрных и узких азиатских глаз"!.. - 25 ноя 2021 17:16Про скандинавов в точку. Как и про то...что тёмные глаза будут преобладать...у нас в Сибири уже засилье таджиков...узбеков...и появились молдаване.И если учесть у нас Азия...и как то своих доморощенных бурятов..алтайцев..тувинцев...народов Севера прилично.Вот поэтому я и написала ранее ...что голубоглазые..и синеглазые...это уже редкость.
- 25 ноя 2021 17:19Да, я очень сожалел и сожалею о том,что случилось с Константином Григорьевым, из фильмов я запомнил его очень таким самобытным, с резко выраженной индивидуальностью не только как киноактёра, но и человека-гражданина!..
...А песня замечательная!...
И она так гармонично сочетается с таким лиричным голосом милой Лидочки Клемент!..
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Обо всём понемногу, или Много ни о чём
Дождь по асфальту рекою струится, Дождь на Фонтанке и дождь на Неве...
Канонический текст Осипа Мандельштама, который, разумеется, узнает каждый, в песне немного изменен. Так фонари из "ночных" стали "речными", из строчки "У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса" были убраны "мертвецы", ну и, главное, - это замена Петербурга на Ленинград.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У меня еще есть адреса,
По которым найду голоса.
Ленинград! Ленинград!
Я еще не хочу умирать,
У тебя телефонов моих номера,
Я еще не хочу умирать.
Пугачеву тогда многие критики упрекали чуть ли ни в вероломстве по отношению к классику. Но то, что в 1977 году Пугачева смогла хотя бы в таком варианте со сцены спеть стихи Мандельштама, когда само имя поэта было под негласным запретом - это уже, по сути, если не подвиг, то определенно - поступок.
Да, ей пришлось пойти на некий компромисс - убрать упоминание мертвецов. К сожалению, в противном случае песню просто бы запретили. А Алла Борисовна очень хотела спеть ее - именно в память певицы Лидии Клемент, о которой речь пойдет ниже. И, к слову, именно ради Клемент Пугачева сознательно поменяла "Петербург" на "Ленинград", ведь Клемент не жила в Петербурге.
А вот фонари стали "речными" случайно. Пугачева во время записи ошиблась, потом, правда, сделала дубль с правильными словами, но редактор, монтирующий пластинку, просто не обратил внимания, и на диске появился первый вариант.
Кстати, когда в 1978 году Пугачева исполнила эту песню на концерте в ленинградском Дворце спорта "Юбилейный", то шесть тысяч зрителей в едином порыве встали и стоя дослушали ее до конца. И многие в зале плакали. Очевидно, это были те, кто еще помнил выступления Лидии Клемент.
К слову, Лида стала певицей, как это часто бывает, совершенно случайно. Да, она с детства любила петь, училась в музыкальной школе по классу фортепиано, была солисткой в школьном хоре. Но когда пришла пора ей выбирать профессию, ее мама, Екатерина Гордеевна, пережившая вместе с Лидой всю блокаду в Ленинграде, настояла на поступлении дочери в "нормальный" вуз, дающий хорошее инженерное образование.
В этом же убеждал ее и отчим (ее отец, Ричард Германович, скончался еще до войны) - он был архитектором и вполне аргументированно уверял ее, что наиболее востребованы после войны строительные профессии.
В итоге Лидия поступила в Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ), благополучно его в 1960 году окончила по специальности "Городское строительство и хозяйство" и была направлена на работу проектировщиком в Ленпроект. Но еще будучи студенткой, она стала участницей оркестра, которым руководил пианист Наум Темкин.
Оркестр хоть и был самодеятельным, его часто приглашали на концерты в дома культуры, в частности в ДК имени Орджоникидзе на Васильевском. В конце концов, оркестр под управлением Темкина перешел из ЛИСИ в этот Дом культуры. Тогда же, еще студенткой, она познакомилась с музыкантом Борисом Шафрановым. Вскоре они поженились, а через год, в 1961-м, Лидия родила дочь Наталью. Разумеется, она ушла из Ленпроекта в декретный отпуск и больше к инженерной профессии не вернулась.
Даже маленький ребенок не мог помешать Лидии осуществить свою мечту. Еще когда Наташа была совсем младенцем, Лида пришла работать в квартет под управлением Румянцева. Именно с этим квартетом она съездила в 1962 году в свою единственную зарубежную гастрольную поездку - в Венгрию.
А после этой поездки композитор Андрей Петров написал для нее песню "Звезды в кондукторской сумке". Песня прозвучала на радио, и на следующий день Лидия Клемент, как говорится, проснулась знаменитой. Ее пригласили петь в кафе "Север" на Невский.
И это действительно была большая удача. Именно там с ней познакомился режиссер Ленинградского телевидения Лев Цуцульковский и пригласил ее на съемки передачи "На огонек" - прообраз будущего "Голубого огонька". Программа снималась в июле, прямо на пляже Петропавловской крепости. Клемент исполнила в ней песню все того же Андрея Петрова "Здравствуй", и после этого композиторы буквально выстроились к ней в очередь.
Песни для нее писали Александр Колкер, Станислав Пожлаков, Георгий Портнов, Вадим Шеповалов... На песню "Звезды в кондукторской сумке" на телевидении был снят один из первых в Советском Союзе клипов, после его показа зрители заваливали музыкальную редакцию письмами с просьбой показать его еще и еще раз.
Но самой популярной песней в исполнении Лидии Клемент стала, наверное, "Долго будет Карелия сниться" композитора Александра Колкера на стихи Кима Рыжова.
Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая ночь напролет,
И не понять — то ли небо в озера упало,
И не понять — то ли озеро в небе плывет…
Песню эту, кстати, тогдашний худсовет Ленинградского радио поначалу не принял и не рекомендовал к исполнению. Но Колкер не сдался и все-таки добился того, чтобы Клемент исполнила "Карелию". После того, как песня прозвучала на радио, она фактически стала неофициальным гимном Карелии.
О ее популярности говорит тот факт, что она до сих пор играет на железнодорожном вокзале столицы северной республики во время отправления одноименного фирменного поезда "Петрозаводск-Москва". А Александру Колкеру за создание "Карелии" в 2009 году было присвоено звание почетного гражданина Республики Карелия.
О таланте Лидии Клемент ленинградская джазовая певица Нонна Суханова сказала: "Такая родится через тысячу лет, и это будет опять она!" А Александр Бродский, бывший в те годы редактором Ленинградского телевидения, говорил: "Лиду Клемент обожали все музыканты. Не только за красоту. Но и за удивительную интеллигентность и мягкость".
В репертуаре Лидии Клемент было чуть больше двадцати песен. Из них она записала около десятка. Часть из них вышла на так называемых миньонах - по одной песне на стороне пластинки. В 1964 девять из них были объединены в одну большую грампластинку, но Лидия этот диск не успела увидеть - она скончалась от онкологического заболевания 16 июня 1964 года.
Ей было 26 лет. Александр Колкер вспоминал: "Умирала она под звуки "Карелии". В тот скорбный день Центральное радио передавало эту уже очень популярную песню двенадцатый раз". На прощание с ней в Театр Эстрады пришли тысячи полюбивших ее жителей Ленинграда.
Лидию Клемент похоронили на Богословском кладбище. Вообще здесь похоронено много выдающихся ленинградцев/петербуржцев, но лишь к могилам нескольких из них установлены указатели. В том числе, и к месту упокоения Лидии Ричардовны. Памятник в виде диска грампластинки, над которой навис тонарм, создал архитектор Юрий Лобанов.
Я спешу, спешу, спешу, спешу за звездой,
Я дышу, дышу, дышу, дышу своей мечтой,
И земных пассажиров с собой я зову —
Я билеты до звезд вам продам наяву!