Комментарии
- 23 сен 2022 15:01Марина Земскова(Томилова)Благодарю за интересную статью!
- 23 сен 2022 15:23Лара РомановаОх и ругалась Раневская с Кошеверовой!!! Аж дым стоял!
- Оксана БочароваКомментарий удалён.
- Оксана БочароваКомментарий удалён.
- Оксана БочароваКомментарий удалён.
- Оксана БочароваКомментарий удалён.
- Марина ФильчагинаКомментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Обо всём понемногу, или Много ни о чём
К 120-летию Надежды Кошеверовой — главной сказочницы советского кино
Не равнодушен он был и к искусству, поэтому до Октябрьской революции раз в неделю утраивал приёмы, приглашая в гости деятелей культуры тех лет.
Маленькая Надя на эти празднества не допускалась, но всё же ей удавалось порой что-то увидеть и услышать, поэтому нет ничего удивительного в том, что девочка с детства мечтала стать актрисой.
С 1910 по 1916 г. Надежда училась в гимназии, и за это время её несколько раз отправляли за границу на лечение. Она побывала в Германии, Италии, Австрии. Эти вояжи остались в её памяти на всю жизнь. Впрочем, и иностранные языки она освоила — свободно владела французским, читала и говорила по-немецки, немного знала английский. Так что могла изъясняться с представителями разных культур.
Надежда Кошеверова с детства интересовалась кукольным театром, в 1923 году окончила актерскую школу при петроградском театре «Вольная комедия» и несколько лет прослужила актрисой в различных питерских театрах, включая Ленинградский театр сатиры Николая Акимова (великий ленинградский художник и театральный режиссер, сейчас его имя носит Санкт-Петербургский театр комедии).
Николай Акимов стал ее первым мужем.
А уже с 1925 года в жизнь Надежды Кошеверовой плотно вошло кино — тогда ещё молодое искусство. Одновременно с работой в театре с 1925-го по 1928-й годы Надежда Кошеверова училась в киномастерской Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС), а с 1928 года устроилась на работу на киностудии «Ленфильм», где работала ассистентом у Григория Козинцева и Леонида Трауберга.
Она приняла участие в создании двух фильмов из трилогии о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга — «Возвращение Максима», снятого в 1937 году и «Выборгская сторона», снятого в 1938 году.
Позже Г. Козинцев писал, что Кошеверова узнавала кинематограф по труду на рабочем месте, а не по книгам и чьим-то рассказам. Так что весь кинопроцесс она знала досконально, "от и до", уделяя пристальное внимание каждой составляющей фильма — сценарию, выбору натуры, костюмам, интерьерам, музыке… Поэтому так хороши её фильмы.
Пройдя такую серьезную школу, занялась кинорежиссурой сама. Первая, к сожалению — не сохранившаяся картина, снятая Кошеверовой в 1937 году, называлась «Однажды осенью», и была экранизацией рассказа Максима Горького.
И вполне успешным, доказавшим, что женщины могут снимать кино не хуже мужчин.
Но Кошеверова упорно шла к своей цели стать режиссером. Она тщательно вырабатывала мужской характер и всегда очень упорно добивалась желаемых результатов.
На съемках Надежда Николаевна была предельно жесткой, несмотря на то, что ставила преимущественно комедии. При этом знавшие ее отмечали, что в жизни и в быту у нее почти отсутствовало чувство юмора.
Погрузившись в ленфильмовский мир, она вынуждена была принять правила игры и сама окружила себя массой условностей. «Кинематограф подобен кукольному театру — над созданием фильма трудится много человек, а зритель видит только то, что ему положено видеть», — говорила она.
Что и говорить, Кошеверова была умелым, профессиональным кукловодом.
В 1934 году Надежда Николаевна рассталась с Н. Акимовым, но в дальнейшем их продолжали связывать добрые творческие отношения. Так, по его эскизам были сделаны все костюмы и декорации "Золушки".
Вторым мужем Н.Н. Кошеверовой стал кинооператор Андрей Николаевич Москвин — один из создателей отечественной операторской школы. Человеком он был молчаливым и своеобразным, порой предпочитал изъясняться жестами, но пара была вполне счастлива.
И в 1935 году у них родился сын Николай.
Следующая картина, снятая Кошеверовой в 1939 году, была лирической комедией под названием «Аринка». Фильм рассказывал о семье железнодорожников, вышел на экраны СССР в марте 1940 года, и вошел в число лидеров проката этого года (его посмотрели почти 23 миллиона зрителей).
Из изначально трагической истории авторы сумели сделать лирическую комедию об активной и энергичной девушке, как того требовало время, в котором не было места негативу, безделью и унынию.
Молодёжью тех лет лента воспринималась очень хорошо, и многие смотрели её неоднократно.
До начала войны Кошеверова успела снять еще одну картину. Фильм назывался «Галя» и в нем шло повествование о финской войне. Картина не была допущена к показу, и это стало одной из причин перехода Кошеверовой в детское кино.
Первой сказкой Кошеверовой стал фильм-опера «Черевички», снятый в 1944 году по одноименной опере П. Чайковского, причем Кошеверова сама была автором сценария.
На этой работе Кошеверова впервые встретилась с Михаилом Шапиро — невероятно изобретательным режиссером, прекрасно чувствовавшим музыку.
В труднейшие военные годы Кошеверова и Шапиро стали прекрасным режиссерским дуэтом, работавшим на студии ЦОКС в Алма-Ате.
Уже в этом фильме можно заметить приемы, которые потом станут ее фирменными: погружение во внутренний мир сказочных героев, углубление их личностей и отношений, работа преимущественно с театральными актёрами, мягкая лиричность в образах центральных персонажей, сочетание медленных вдумчивых сцен раскрытия героев и быстрых и динамичных комедийных эпизодов, выбор сценариев, основанных на литературных произведениях, острая сатира на монархический двор.
«Черевички» уникальны ещё и тем, что это оперная постановка – но не просто экранизация спектакля, а произведение исключительно кинематографическое: со сложным монтажом в отдельных сценах, с поразительными (для 1944 года) трюками и спецэффектами, с особенной режиссурой отдельных сцен, невозможной для театра. А как эффектно тут выглядят полёты на метле!
Увы, «Вечера на хутора близ Диканьки» А Роу (1961 г.) полностью затмит собою все прочие постановки по этому произведению. Однако «Черевички» — не только яркий дебют Надежды Кошеверовой в жанре киносказки, но и достойный фильм сам по себе: красивый, праздничный и поэтичный.
После окончания войны Надежда Кошеверова продолжила создавать сказки, и ее очередная картина вошла в сокровищницу отечественного кинематографа.
В 1947 году на экраны СССР вышел фильм, ставший ее визитной карточкой на всю жизнь, — сказка «Золушка», поставленный Кошеверовой совместно с Шапиро по сценарию Евгения Шварца (близкого друга Кошеверовой).
Милая, добрая сказка с потрясающим актерским составом и остроумными, глубокими диалогами полюбилась зрителям всех возрастов.
Но заниматься созданием детского кино в те годы было непросто. Раньше Кошеверовой начали снимать фильмы для детей режиссеры Птушко и Роу, и было это в нелегкие для производства сказок времена. Власти страны считали, что это легкомысленный жанр, создавать необходимо серьезные документальные фильмы.
Роу после снятой им сказки «По щучьему велению» начальством было указано, что его перевод устного народного творчества в кино слишком легковесен.
И режиссеру приходилось добавлять немало патетики в следующие снятые им картины «Василиса» и «Кощей Бессмертный».
Но даже после триумфа «Кощея Бессмертного» в 1945 году режиссеру запретили снимать шварцевского «Царя Водокрута».
Хотя эту картину, нужно отметить, Роу позже все-таки снял, называлась она «Марья-искусница», и вышла на экраны в 1959 году.
Птушко также не давали снимать сказки до 1952 года даже после триумфа в Каннах его картины «Каменный цветок» и вручения Государственной премии в 1947 году.
На экран после войны из сказок вышла только «Золушка» Кошеверовой.
В 1944 году, когда «Ленфильм» вернулся из эвакуации, Надежда Николаевна встретила свою хорошую довоенную знакомую актрису Янину Жеймо в холодном нетопленом коридоре киностудии.
Янина была грустна и подавлена — ее бросил муж.
Кошеверова ей предложила: «Мы должны снять с тобой Золушку!» И режиссер сдержала свое обещание, вплоть до того, что уговорила Шварца написать драматический вариант «Золушки».
Кошеверовой стоило немалого труда уговорить руководство киностудии снять в главной роли девочки 38-летнюю Янину Жеймо. По сценарию Золушке должно было быть 16 лет, тем не менее, режиссеры не планировали искать другую актрису.
Злые языки обзывали Жеймо карлицей, начальство режиссеров отправляло на просмотр юных балерин, но Кошеверова никаким уговорам не поддавалась: «Нам нужна не расцветающая сексуальность, как средство жизненного успеха, а доброта, детская непосредственность и невинность. А это никто не сможет сыграть лучше, чем Янина Жеймо. Даже в 37 лет».
"От Жеймо исходило какое-то особое сияние, она излучала доброту, естественность и давала веру в счастье..." Надежда Кошеверова
Главными положительными героями, кроме самой Золушки, были Король и Принц — первые положительные августейшие особы на советском экране. Кошеверова и Шапиро первыми из кинематографистов поняли, что дети воспринимают, прежде всего — форму, а потом — содержание.
А по форме фильм «Золушка» выглядел совершенно революционно. Режиссеры много внимания уделили декоративному оформлению, ставшему позже в 1960—е годы практически нормой.
Но в 1947 году это новшество выглядело сенсационно.
Художником фильма был муж Кошеверовой — Николай Акимов, и он прекрасно справился с поставленной режиссерами задачей.
Не менее важную роль играл блистательный текст Евгения Шварца.
Кошеверовой и Шапиро удалось собрать прекрасный творческий коллектив — Янина Жеймо сыграла Золушку,
Алексей Консовский сыграл Принца,
Эраст Гарин сыграл Короля,
Фаина Раневская сыграла Мачеху,
Василий Меркурьев сыграл Лесника,
Варвара Мясникова сыграла Фею,
ленинградский школьник Игорь Клименков был маленьким Пажом.
Также в съемках фильма принял участие Сергей Филиппов…
Герои фильма — особенно Мачеха в исполнении Раневской, с ее комическими репризами, пополнили галерею самых памятных персонажей отечественного кино. А Эраст Гарин считал роль Короля в «Золушка» одной из лучших своих ролей.
Евгений Шварц никогда не допускал изменений в тексте и импровизации актеров на съемочной площадке, но Фаине Раневской позволил добавить что-нибудь от себя.
Любое появление Фаины Раневской или Эраста Гарина на съемочной площадке превращалось в импровизированный театр безо всяких сценариев. Например, фраза: «Я бегаю, хлопочу, добываю и добиваюсь, очаровываю…» была придумана Фаиной Георгиевной прямо на съемках.
Раневская вспоминала: «...Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!»
Несмотря на талант Раневской, Кошеверова вырезала из фильма один из эпизодов с участием актрисы. В нем хрустальный башмачок приходился по ноге дочери Мачехи.
Раневская громко командовала капралу: «За мной!» И тут же запевала: «Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка! Канареечка жалобно поет!» — и маршировала во дворец. Кошеверова решила, что это лишнее.
А Фаина Раневская неистовствовала: «Можно подумать, что мне приходилось в кино часто петь!»
Фильм вышел на экраны в 1947 году, и эта сказка была настоящим лекарством от страха и голода.
Остается загадкой — как сняли этот фильм с пышным реквизитом и костюмами в послевоенном Ленинграде, где почти не осталось мебели и даже тряпок, сожженных в блокаду.
Хрустальные башмачки и платье, по свидетельствам очевидцев, ткались буквально из воздуха. «Хрустальные» туфельки для Золушки были изготовлены из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо, у которой был 31-й размер ноги.
В них нельзя было ни танцевать, ни даже ходить.
Пара прозрачных туфель использовалась только как реквизит, и только пару раз Жеймо вошла в них в кадр.
Платья для героинь, в том числе и главной, шили из занавесок и скатертей. Для массовки в феерической сцене королевского бала приготовили шикарные туалеты – три тысячи костюмов берлинского театра конфисковала Советская армия в 1945-м.
Тяжелая парча и нежный панбархат целый год до начала съемок пропылились на складе.
В 2009 году фильм «Золушка» прошел полную реставрацию, так как сохранившаяся пленка 1947 года находилась в плачевном состоянии. По заказу Первого канала был сделан ремастеринг звука, полная реставрация и колоризация изображения. В кинофонде теперь хранятся два варианта фильма — отреставрированный черно—белый и цветной.
Фильм стал одним из лидеров проката и открыл зрителю новую талантливую актрису — Людмилу Касаткину.
Премьера фильма, рассказывающего удивительную историю уборщицы клеток зверей в цирке, состоялась в марте 1955 года. Исполнительница главной роли Лены Воронцовой – Людмила Касаткина – в одночасье стала знаменитой. Ее успех был настолько ошеломляющим, что молодой актрисе сразу было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
В сценах с тиграми ее дублершей была дрессировщица Маргарита Назарова, которая позже сама сыграла главную роль в фильме «Полосатый рейс». По воспоминаниям Касаткиной, сначала на съемках «Укротительницы тигров» и речи о том, что она войдет в клетку с тиграми, не было.
Но спустя 8 месяцев съемок, Кошеверова сказала, что хочет непременно видеть лицо актрисы рядом с тигриной мордой. И Касаткиной пришлось заниматься изучением поведения тигров, работать под руководством опытного дрессировщика Бориса Эдера.
Съемки с тиграми проходили тяжело, Касаткина иногда сама не помнила, как успевала выбраться из клетки, а Эдеру приходилось буквально вырывать ее из вольера.
В 1956 году Кошеверова сняла мелодраму «Медовый месяц» с тем же дуэтом Касаткина-Кадочников, а в 1958 году — комедию «Шофер поневоле». А в 1960 году Кошеверова продолжила свой опыт режиссера-комедиографа фильмом «Осторожно, бабушка!» с великой Фаиной Раневской в главной роли.
К жанру сказки Кошеверова вернулась в 1963 году, сняв фильм «Каин XVIII» по сценарию Николая Эрдмана.
Фильм был непростым жанровым сочетанием сказки и политического памфлета на основе сказки Евгения Шварца «Два друга».
Пьеса получилась обличительной, хотя и в ней и проступает лёгкая сказочность и драматические интонации Шварца.
Это история про злого короля, который хочет жениться на молоденькой принцессе против её воли, а ещё – атаковать соседские страны взрывающимися комарами, чудом, созданным добрым учёным-профессором.
В фильме Надежда Кошеверова немного расширяет роль принцессы Милады и даёт романтической линии примерно столько же места, сколько и сатире. Хотя сатира получилась замечательная: знаменитые шварцевские меткие диалоги моментально запоминаются, а великолепная игра Эраста Гарина, Юрия Любимова и Михаила Жарова не только веселит, но даже немного пугает своей убедительной реалистичностью.
Действие происходит в нарочито театральных декорациях, и это немного снижает антимонархический пафос, делая историю более условной – и волшебной.
Как и «Золушка», этот фильм был поставлен Надеждой Николаевной совместно с Михаилом Шапиро.
К сожалению, это будет последнее их соавторство: после «Каина» Михаил Григорьевич поставит только «Катерину Измайлову», а потом, в 1971 году, уйдёт из жизни.
Сценарий переделывался много раз, чтобы избежать излишне строгой цензуры. Однако беда, как всегда, пришла оттуда, откуда никто не ждал. На премьерный просмотр случайно попал Хрущев. Всю сатиру Шварца и Эрдмана про королей и их министров генсек проспал, зато обратил внимание на эпизод, где молодые ткачи переодеваются в женские платья, чтобы попасть в покои принцессы.
Хрущев «рвал и метал» за растление моральных устоев. По его мнению, на экране были показаны «голубые».
Он уволил за этот фрагмент не только Кошеверову, но и всю группу. А картину показали лишь ограниченным тиражом.
В 1965 году Кошеверова еще раз обратилась к теме цирка в комедии «Сегодня новый аттракцион». В этой ленте свою последнюю роль в кино сыграла Фаина Раневская.
А потом Кошеверова решила снять «Старую, старую сказку», в которой сыграл Олег Даль, и появилась на экране никому неизвестная Марина Неелова.
Даль звал Кошеверову Куросавочкой и позже никогда не отказывался сниматься в ее сказках. В судьбе Даля Кошеверова сыграла очень значительную роль.
Именно Кошеверова посоветовала Григорию Козинцеву попробовать Даля в образе Шута в «Короле Лире».
На съемках «Короля Лира» Олег познакомился со своей будущей женой Елизаветой Апраксиной (Эйхенбаум)...
Театрализованная фантазия «Старая, старая сказка», поставленная в 1968 году на темы Андерсена, была интересна и взрослым, и детям. Сыгравшая одну из героинь фильма актриса Вера Титова вспоминала: «На роль ведьмы, заколдовавшей принцессу, Надежда Николаевна меня даже не рассматривала, думала: либо Пельтцер сыграет, либо Миронова.
Но звонит как—то, говорит: «Верочка, приходи на студию, подыграть нужно, актер приехал пробоваться на роль солдатика — Саша Збруев».
Ну, думаю, хорошо. Закончили съемку, разошлись. Я уезжаю сниматься в Ригу, живу там в престижной гостинице, и вот представьте себе: как—то входит ко мне горничная — лицо насмерть перепуганное.
«Что случилось?» — интересуюсь.
Протягивает мне телеграмму, читаю:
«Поздравляю, ты — ведьма.
Кошеверова».
Так эта горничная ушла и больше ко мне не приходила. Представляете?»
В фильме «Старая, старая сказка» Кошеверова задолго до Марка Захарова использовала современную фактуру диалога для сказочной истории. «Разменять королевство с доплатой» — говорил Король Владимира Этуша, предвосхищая осовремененных монархов Евгения Леонова и Леонида Броневого в «Обыкновенном чуде» и «Мюнхгаузене».
Михаил Боярский (он снимался в картине «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил») рассказывал: «Надежда Николаевна сама была как из сказки. Или из XIX века. Всегда в длинных платьях, кофтах, от которых веяло стариной и уютом, по-старомодному вежливая и трогательная.
На съемочной площадке не ругалась. Актеры от нее не то, что мата, даже литературного ругательства не слышали. Конечно, причин для беспокойства у нее было меньше, чем у других: на сказки, да еще такому мастеру, всегда охотно выделяли деньги».
Контакт с артистами у Надежды Николаевны был потрясающий, она умела учитывать не только все грани их дарования, но и делать скидку на недостатки. Даже став знаковой фигурой отечественного кино, "лицом киностудии “Ленфильм”", она вела себя также просто, как обычный человек. Душа её не черствела, и она с пониманием и заботой относилась к коллегам и друзьям.
Работа с Н. Кошеверовой всем приносила радость. К ней с огромным уважением относились все члены съёмочной группы — от маститых актёров до светотехников и рабочих. А начинающие кинематографисты учились у неё профессиональному мастерству. Режиссёр С. Снежкин назвал Кошеверову "вторым ВГИКом, который он закончил".
После «Старой, старой сказки» Кошеверова снимала только фильмы-сказки. В 1972 году она сняла музыкальную сказку «Тень» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной по мотивам сказки Андерсена. В фильме снова снялись Олег Даль и Марина Неелова. А также Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Сергей Филиппов и Георгий Вицин.
В 1974 году на экраны страны вышла музыкальная сказка-комедия по мотивам русского фольклора «Царевич Проша». Это был первый опыт работы Надежды Кошеверовой – уже утвердившейся советской сказочницы - со сценаристом Михаилом Вольпиным. Сотрудничество стало настолько продуктивным, что Михаил Давыдович написал сценарии ко всем последующим фильмам Надежды Николаевны.
«Царевич Проша» – нежная романтико-приключенческая сказка про двух друзей: царевича Прошу, у которого злой герцог Дердидас украл любимую, и про вора Лутоню, который помогает Проше с поисками злодея (добрый плут станет одним из постоянных образов в творчестве Вольперина и Кошеверовой).
Вора Лутоню играет один из любимых актеров Кошеверовой Валерий Золотухин, а роль царевича Проши исполнил Сергей Мартынов – один из самых красивых актеров советского кино.
Немного жаль, что его партнерше Татьяне Шестаковой в роли принцессы достается куда меньше экранного времени – из-за этого романтическая линия отходит на второй план.
С другой стороны, в фильме полно приключений и интересных сюжетных поворотов, а герцог Дердидас в исполнении Евгения Тиличеева станет кладезем остроумных цитат. Фильм ко всему прочему музыкальный, и песни, написанные Моисеем Вайнбергом, отлично дополняют образы персонажей.
«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – один из самых философских фильмов Надежды Кошеверовой.
Ближе к 1980-м она стала тяготеть к сюжетам, максимально очищенным от приключенческого действа. Это будет особенно заметно в «И вот пришел Бумбо», где внешние остросюжетные повороты ничего не значат на фоне внутренней истории о спасении страдающей девочки.
В «Иванушке» все еще много событийности – будь то ограбление купца Марко Богатого, отравление Иванушки, потеря чувств у его невесты Настеньки, путешествие в далекую страну в поисках волшебника, столкновение с конокрадами.
Но все эти сцены работают не как занимательный аттракцион, а как дополнение к важным для картины рассуждениям о поиске человечности и о том, как эту человечность можно сохранить.
«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» — редкий сказочный фильм Кошеверовой, снятый не в павильонах. Постоянный оператор Надежды Кошеверовой Эдуард Розовский тонко передал красоту и таинственную сказочность российской природы – второго после Иванушки главного действующего лица картины.
В 1982 году Кошеверова сняла картину «Ослиная шкура» по мотивам сказок Шарля Перро. Эта картина стала призером I кинофестиваля «Сказка» в Киеве.
В 1984 году фильмография Кошеверовой пополнилась картиной «И вот пришел Бумбо», которая была экранизацией рассказа А.Куприна «Девочка и Слон». Фильм содержал кукольные сцены, смонтированные параллельно со сценами реальной действительности.
Дневная жизнь девочки Саши перемежевывалась фантасмагоричными «полуночными светскими раутами» — коллекция куколок—барышень обсуждала поведение и настроение хозяйки. Когда Сашенька заболела, врачи не могли поставить диагноз.
Но студент-медик Костя, рассказал девочке о слоне Бумбо. Девочка загорелась желанием встретиться с Бумбо и попросила отца, чтобы тот пришел к ней в гости. Мечту девочки помогли исполнить цирковые артисты. И в этом фильме Кошеверовой играл блестящий актерский ансамбль — О. Басилашвили, В. Золотухин, Т. Пельтцер, С. Немоляева, З. Гердт и С. Филиппов.
Интересно, что это редкая картина в фильмографии Кошеверовой, в которой представители королевской крови не злы, а у героев есть что-то вроде социального лифта.
Да, конечно, была «Золушка», в которой принц отличался редкостной добротой, а сама Золушка становилась частью королевской семьи, но обычно в сказках Кошеверовой монархия высмеивалась и выставлялась в неприглядном свете.
Тут же маляр Макар встречает добрую слепую королеву, которой бескорыстно помогает, при этом любя другую женщину – тоже, как ему кажется, королеву. Впрочем, самой любви в фильме удивительно немного; зато есть приключения, столкновения с колоритными сказочными персонажами и хореография Святослава Кузнецова.
За 50 лет работы Надежда Кошеверова поставила более 20 кинофильмов, многие из которых вошли в сокровищницу отечественного кинематографа и стала одним из лучших отечественных кинорежиссеров—сказочников.
В детстве, конечно, не замечаем – и не до того, и внимания не хватает, чтобы следить за режиссерским почерком, за сходством этих любимых фильмов, за отличиями их от других любимых фильмов – от сказок Александра Роу, например, "Морозко", "Варвара-Краса, длинная коса" - там русская сказка, избушки-терема, цари да купцы, да красны девицы.
А у Кошеверовой – фильм-театр, с общеевропейским сюжетом, с принцессами и королями, с яркими костюмами, вставными номерами-аттракционами – танцами-песнями, с намеренно условными декорациями…
Надежда Николаевна приходила на студию до последних дней, когда уже не могла работать, и просто сидела рядом с теми, кто её любил, ведь "Ленфильм" был её домом.
Ее не стало 22 февраля 1989 года. Надежда Кошеверова умерла в Москве, а была похоронена на кладбище в поселке Комарово под Ленинградом. Там и находится ее скромная могила без надгробного памятника. Рядом в 1995 году похоронили ее сына Николая Москвина.
И сегодня по телевизору можно увидеть ее картины. Во всех её фильмах органично сочетаются лиризм, романтизм, юмор и бытовой реализм, в них есть место общечеловеческим ценностям, а борьба идёт не с режимом или идеологией, а за доброе и светлое начало в людях.
Хотя, конечно, все киноленты Н. Кошеверовой многоплановы, с неким подтекстом, сказки напоминают притчи, и вдумчивый отечественный зритель, умеющий видеть "фигу в кадре", и сегодня находит в этих вроде бы простых картинах массу аллюзий с современной жизнью.
А уж про поучительные истины и говорить не приходится, ведь во все времена "никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, сердце — справедливым"…
Загадочные и волшебные, эти фильмы нашего детства сделали нас такими, какие мы есть.
Или даже не так: им мы обязаны лучшему, что в нас есть. И в следующей раз, когда вам захочется чего-то сказочного, вы вспомните одну из историй великой Надежды Кошеверовой.
Алла Зыбайло