Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь — Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя — я не знаю, Но кажется мне, что люблю!
Художник Владимир Первунинский
Георг Отс - Средь шумного бала
Стихотворные строки поэт Алексей Константинович Толстой сочинил в 1851 году, а посвящены они были его будущей супруге Софье Миллер, урожденной Бахметевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре, куда был приглашен весь аристократический Петербург, в самом конце декабря 1850 года или в начале января 1851-го; Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна … покрывала черты». Собственно, на том маскараде Софья Андреевна поразила совсем другого литератора-аристократа — Ивана Сергеевича Тургенева, но тот после первого же свидания остыл в своих страстях.
Софья Андреевна оказалась умной, образованной женщиной, прекрасно разбиравшейся в искусстве, литературе, философии, знавшей четырнадцать, а по некоторым сведениям, шестнадцать языков. Тургенев высоко оценил ее ум и литературный вкус, всегда первой читая ей или посылая свои новые произведения.
Что касается Алексея Толстого, то он влюбился без памяти. Вся его лирика, начиная со строк «Средь шумного бала», — это дневник отношений с одной женщиной — Софьей Андреевной…
К моменту знакомства с Алексеем Константиновичем Толстым Софья Андреевна была женой Льва Миллера. Но любовь, как известно, сильнее нелюбимого мужа. Софья Андреевна ответила влюбленному на его чувства. Не добившись развода, она пошла на открытый разрыв с официальным супругом.
Какое-то время Софья Андреевна и Алексей Константинович встречались тайно, потом жили в гражданском браке, а обвенчались — после смерти матери Алексея Константиновича, препятствовавшей их встречам, и получения наконец развода от Льва Миллера — в греческой церкви в Дрездене лишь через 12 лет после того шумного бала, на котором познакомились.
Но несмотря на такой длительный путь их любви, брак не оказался счастливым. Они жили вместе, но часто раздражали друг друга — впрочем, раздражительность могла быть продиктована болезнью Толстого. Алексей Константинович скончался в 1875 году, жена пережила его на двадцать лет. Умерла в Лиссабоне в 1895 году. Похоронена рядом с мужем.
Но это — мы слишком забежали вперед. Ко времени смерти Софьи Андреевны романс «Средь шумного бала» уже был создан.
Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, № 5.
Оно обратило внимание музыкантов. Романсы были в то время очень модны, а стихотворение словно просилось на музыку. И действительно — вскоре появились музыкальные версии к стихам. Сразу два композитора положили стихи на музыку: Борис Шереметьев и Алексей Шефер. Однако оба эти музыкальных варианта не прижились.
Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти Алексея Константиновича Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет.
Для передачи поэтического образа этих стихов Чайковский выбрал жанр вальса. Кроме того, композитор напрочь ушел от «шумного бала», оставив его лишь в начале — всё в музыке сосредоточено на интимных чувствах, где нет места ничему шумному, всеобще веселому: в его музыке все лирично, тонко и задушевно, там — лишь двое, и больше никто не нужен.
Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда.
Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской культуре.
Обо всём понемногу, или Много ни о чём
ИСТОРИЯ ОДНОГО РОМАНСА
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна … покрывала черты». Собственно, на том маскараде Софья Андреевна поразила совсем другого литератора-аристократа — Ивана Сергеевича Тургенева, но тот после первого же свидания остыл в своих страстях.
Софья Андреевна оказалась умной, образованной женщиной, прекрасно разбиравшейся в искусстве, литературе, философии, знавшей четырнадцать, а по некоторым сведениям, шестнадцать языков. Тургенев высоко оценил ее ум и литературный вкус, всегда первой читая ей или посылая свои новые произведения.
Что касается Алексея Толстого, то он влюбился без памяти. Вся его лирика, начиная со строк «Средь шумного бала», — это дневник отношений с одной женщиной — Софьей Андреевной…
К моменту знакомства с Алексеем Константиновичем Толстым Софья Андреевна была женой Льва Миллера. Но любовь, как известно, сильнее нелюбимого мужа. Софья Андреевна ответила влюбленному на его чувства. Не добившись развода, она пошла на открытый разрыв с официальным супругом.
Какое-то время Софья Андреевна и Алексей Константинович встречались тайно, потом жили в гражданском браке, а обвенчались — после смерти матери Алексея Константиновича, препятствовавшей их встречам, и получения наконец развода от Льва Миллера — в греческой церкви в Дрездене лишь через 12 лет после того шумного бала, на котором познакомились.
Но несмотря на такой длительный путь их любви, брак не оказался счастливым. Они жили вместе, но часто раздражали друг друга — впрочем, раздражительность могла быть продиктована болезнью Толстого. Алексей Константинович скончался в 1875 году, жена пережила его на двадцать лет. Умерла в Лиссабоне в 1895 году. Похоронена рядом с мужем.
Но это — мы слишком забежали вперед. Ко времени смерти Софьи Андреевны романс «Средь шумного бала» уже был создан.
Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, № 5.
Оно обратило внимание музыкантов. Романсы были в то время очень модны, а стихотворение словно просилось на музыку. И действительно — вскоре появились музыкальные версии к стихам. Сразу два композитора положили стихи на музыку: Борис Шереметьев и Алексей Шефер. Однако оба эти музыкальных варианта не прижились.
Прошло еще много лет, и в 1878 году, уже после смерти Алексея Константиновича Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет.
Для передачи поэтического образа этих стихов Чайковский выбрал жанр вальса. Кроме того, композитор напрочь ушел от «шумного бала», оставив его лишь в начале — всё в музыке сосредоточено на интимных чувствах, где нет места ничему шумному, всеобще веселому: в его музыке все лирично, тонко и задушевно, там — лишь двое, и больше никто не нужен.
Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда.
Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных в русской культуре.