Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно

Оказавшись в готическом соборе со множеством статуй, витражей, алтарных образов и фресок, современный человек часто может упустить из виду интересные и принципиально важные детали.

Дело не только в том, что не всем знакомы библейские сюжеты, истории ветхозаветных пророков или же христианских святых. Непонимание часто касается того, как устроено само здание...
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217555118

Термин “готика” был образован от названия германских племен - “готов”, это название им дали римляне.
Родиной готического архитектурного стиля принято считать север Франции.

В XII-ом веке он стал развиваться, и по истечению века распространился почти по всей территории Западной Европы.
Одной из причин такого распространения стала католическая церковь, которая активно поддерживала строительство новых соборов в данном стиле.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217521070
Базилика Сен-Дени стала отправной точкой готического стиля архитектуры.

К XII веку европейская архитектура накопила довольно большой строительный и инженерный опыт. Инженерные решения стали смелее, размеры зданий – больше, выше.

В отличие от грубой и тяжеловесной романики, готика более воздушная, легкая, устремленная вверх.
“Главный герой” готики – колоссальный городской собор, который был местом соединения искусств: скульптуры, архитектуры, театрального искусства (богослужения) и музыки (песнопения).
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217506478
Главным новшеством готики является принципиально иной, нежели раньше, принцип конструкции — каркасная система.

Исторически она появилась из усовершенствования романского свода.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217489582
Два варианта распределения нагрузок: романика и готика.

Однако полукруглая арка, которая применялась в Древнем Риме и в романике, имеет большой недостаток.
Когда на нее сверху давит нагрузка, она стремится расползтись в стороны. А это значит, что такую арку можно поставить только на толстые стены, которые смогут выдержать этот распор.

Стрельчатая арка же при нагрузке сверху передает эту тяжесть не в стороны, а практически строго вниз. Поэтому ее можно поставить даже на тонкие опоры.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217478318
Полукруглая и стрельчатая арка.

Самый важный элемент любого готического собора — это крестовый свод. Он формируется при помощи двух арок, проброшенных друг через друга. Арка состоит из двух дуг, которые образуют остроконечную вершину, — за такую форму её и прозвали стрельчатой.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217468334
Крестовый свод.

Ребра крестового свода называются нервюрами — именно они образуют причудливые рисунки готических сводов. Каждая секция-ячейка крестового свода называется травеей.
Весь готический собор состоит из системы травей.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217529518

Арки опираются на колонны - они могут выглядеть как самостоятельные столбы или же как пучки тонких колонн.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217451950
Пучки колонн.
Чтобы подобная конструкция была в целости и сохранности, снаружи рядом со стенами располагаются внешние столбы - контрфорсы.

Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись стрельчатыми окнами.

От стен к ним переброшены специальные "мостики" — аркбутаны. Для надёжности в некоторых соборах могло быть сооружено несколько ярусов.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217436846

Демоны и монстры, как правило, занимают верхние части собора. Гаргульи украшают водостоки, различные чудища восседают на контрфор­сах и венчают башни. Такие фантастические существа являются плодом народной фанта­зии.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217427630
Ансамбль химер, флеронов и гаргуйлей собора Парижской Богоматери.
Каждый из фасадов готического собора украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы распо­лагаются в тимпанах (внутреннее треугольное или полу­круглое поле фронтона) порталов, на откосах, центральном столбе и архиволь­тах.

Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонифи­кации 7 свободных искусств и так далее.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217406126
Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари.

Зачастую на фа­саде часто можно увидеть резную арочную галерею — Галерею королей.
Иногда она может быть расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217396654
Галерея Королей, Нотр-Дам-де-Пари.

Вход в храм всегда находится с западной стороны. Практически всегда он оформлен в виде тройного перспективного портала. Некоторые порталы могут венчать вимперги — треугольные ажурные навершия.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217379502
Готический портал.

В тимпане центрального портала, как правило, изображена сцена Страшного суда. В архивольтах — ангельские чины и 24 старца Апокалипсиса.
Откосы портала обычно украшают фигуры двенадцати апостолов - они обращены к статуе Христа на цен­тральном столбе.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217367214
Тимпан центрального портала Амьенского собора (Пикардия, Франция).

После того, как вы окажетесь в храме, вы попадаете в первую "ячейку" пространства — нартекс. Главное пространство храма состоит из центрального нефа (главного прохода) и боковых.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217359022

Примерно посередине вы увидите неф, перпендикулярный центральному. Он называется трансептом. Место их пересечения образует средокрестие — часто снаружи оно может быть увенчано башенкой. В самом конце вы увидите закругление — это апсида, где находится алтарь.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217352366

Внутреннее пространство собора с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, создает образ небесного мира. Толкование физического света как символа света Божественного заставляло готических мастеров разрабатывать утонченные структурные системы.

Отсюда культивирование искусства витража в XII–XIII вв. и такие его достижения, каких не знала ни одна последующая эпоха. Достаточно сказать, что площадь витражей, например, Шартрского собора равнялась 2600 квадратным метрам.
Как “читать” готический собор: объясняю просто и понятно - 985217343662
Витражи Шартрского собора.

Таким образом, готическое искусство — это, прежде всего, принципиально новые конструктивные открытия.
Использование каркасной системы позволило создавать прежде невозможные по высоте и ширине сооружения, избавиться от массивности и тяжеловесности стен, а также создать свой собственный пластический язык.

Просто об искусстве

Комментарии