Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о росписи новоладожских прялок. Условно можно поделить новоладожские прялки на два типа – золочёнки и крашенки. Отличаются они обилием золотого цвета (золочёнки) или его отстутствием (крашенки). Золотой цвет получался путём закаливания серебристого металлического порошка и лака, которыми покрывали лопасть и ножку прялки. Строго определённого цвета для фона лопасти крашенок не было, но чаще других цветов встречаются красный и жёлтый. Композиционно крашенки и золочёнки идентичны. В центре лопасти изображали стилизованный цветок розы – розан, который сегодня известен как волховский и является, пожалуй, самым узнаваемым элементом народного искусства нашего края. Розан часто обрамляли сокращённой именной надписью. В собрании музея-заповедника «Старая Ладога» можно встретить такие: «CIЯ. ПРЯЛ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВ», ««CИЯ ПРЯЛ ПАРАС ФЕДОРО», «CIЯ. ПРЯI АННI АЛЕКС», «CIЯ. ПРЯ НАСТ СЕМЕН». От таких именных полос происходят местные частушки. «Моя прялка ИМЕННА, у Кораблёва сделана…» Напомню, Кораблёв-Шустов – один из четырёх доподлинно известных мастеров Спасовщины. А эта частушка отсылает нас к традиции прялочных посиделок, которые могли сопровождаться молодёжными играми, гаданиями и привораживанием: «Моя прялка именна, на беседушке одна. Мой забавушка придёт, по именной прялке найдёт». Розан с надписью был окружен природными формами, в основном растительными - листьями, «лепочками» (капельками). Другим распространённым декором были солярные знаки, орнамент «витеечка» и венчающие всю композицию крупные каплевидные формы – так называемые "рыбки". Хорошего воскресенья и до скорых встреч! Лидия Порохня, хранитель коллекций «Историко-бытовая» и «Нумизматика»
Прялка-золочёнка. Конец XIX — начало XX в. Из собрания музея-заповедника «Старая Ладога».
Прялка-крашенка. Конец XIX — начало XX в. Из собрания музея-заповедника «Старая Ладога».
Солярный знак и "лепочки". Из собрания музея-заповедника «Старая Ладога».
Орнамент "витеечка". Из собрания музея-заповедника «Старая Ладога».
"Рыбки". Из собрания музея-заповедника «Старая Ладога».
Музей-заповедник "Старая Ладога"
ВЫХОДНОЙ С ПРЯЛКОЙ
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о росписи новоладожских прялок.
Условно можно поделить новоладожские прялки на два типа – золочёнки и крашенки. Отличаются они обилием золотого цвета (золочёнки) или его отстутствием (крашенки). Золотой цвет получался путём закаливания серебристого металлического порошка и лака, которыми покрывали лопасть и ножку прялки. Строго определённого цвета для фона лопасти крашенок не было, но чаще других цветов встречаются красный и жёлтый.
Композиционно крашенки и золочёнки идентичны. В центре лопасти изображали стилизованный цветок розы – розан, который сегодня известен как волховский и является, пожалуй, самым узнаваемым элементом народного искусства нашего края. Розан часто обрамляли сокращённой именной надписью. В собрании музея-заповедника «Старая Ладога» можно встретить такие: «CIЯ. ПРЯЛ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВ», ««CИЯ ПРЯЛ ПАРАС ФЕДОРО», «CIЯ. ПРЯI АННI АЛЕКС», «CIЯ. ПРЯ НАСТ СЕМЕН». От таких именных полос происходят местные частушки.
«Моя прялка ИМЕННА, у Кораблёва сделана…» Напомню, Кораблёв-Шустов – один из четырёх доподлинно известных мастеров Спасовщины.
А эта частушка отсылает нас к традиции прялочных посиделок, которые могли сопровождаться молодёжными играми, гаданиями и привораживанием: «Моя прялка именна, на беседушке одна.
Мой забавушка придёт, по именной прялке найдёт».
Розан с надписью был окружен природными формами, в основном растительными - листьями, «лепочками» (капельками). Другим распространённым декором были солярные знаки, орнамент «витеечка» и венчающие всю композицию крупные каплевидные формы – так называемые "рыбки".
Хорошего воскресенья и до скорых встреч!
Лидия Порохня,
хранитель коллекций «Историко-бытовая» и «Нумизматика»
#выходнойспрялкой