Фанк - один из основных музыкальных стилей второй половины двадцатого века, который является составной частью многих других направлений музыки, например, таких как хип-хоп, джак-рок, фьюжн, эйсид джаз, диско, драм-энд-бэйс и многих других.

Музыка в стиле фанк представляет собой прямое продолжение соула, порой даже специалисту трудно разграничить их.
Термин "соул" (душа) означал движение негров в Америке в борьбе за права в далёкие времена рабовладельчества. Верующие рабовладельцы США хотели узаконить убийство негров, считая их животными, которые не имеют души, и потому, якобы, не нарушается Первая заповедь Христа. В свою очередь чёрные идеологи подчёркивали факт наличия души как основной момент в борьбе за выживание. В следствие чего появились соул-братства, а американские негры начали называть себя соул-братьями или иногда просто словом соул.
Новым видом музыки соул стал в середине пятидесятых годов 20-го века. Появившийся в конце тридцатых ритм-энд-блюз - черный электрифицированный городской блюз - стал называться рок-энд-роллом для удобства его распространения среди белого населения. Соул возник, объединив в себе ритм-энд-блюз и идеи духовных песнопений негров - спиричуэлс и госпелз - при этом добавив ей новое звучание. Его основателем исторически считается Рэй Чарлз, а первыми самыми известными представителями были Джеймс Браун и Сэм Кук. Рэй Чарлз придавал соул музыке бытовой и лирический характер, а Джеймс Браун вкладывал в неё более серьёзные проблемы. И даже в 1962 году позволил себе звание соул-брата номер один. Соответственно, соул музыка с момента становления начала развиваться по двум путям: как социально направленная, обращенная преимущественно к неграм, и как развлекательная, лирическая и красивая.
Коммерческий вопрос соул музыки привёл к возникновению большого количества компаний, две из которых явились создателями целых направлений в чёрной музыке. Первая фирма - Мотаун в Детройте, вторая - Стакс в Мемфисе. Особенностью первой компании, созданной негром Берри Горди, стал курс на развлекательную соул-музыку для белой аудитории, поэтому впоследствие получила мировую известность. Компанию Мотаун представляют такие известные исполнители как Стиви Уандер, Дайана Росс, Марвин Гей, Майкл Джексон и другие выдающиеся артисты. Фирма Стакс была открыта белыми предпринимателями и, наоборот, стремилась сохранить черный дух соул музыки. Ее яркими представителями были такие известные фигуры как Уилсон Пикетт, Руфас Томас, Отис Реддинг.
В 1968 году в Штатах накалилась политическая ситуация. После убийства известного лидера чёрного населения Мартина Лютера Кинга начались массовые беспорядки в чёрных кварталах большинства городов, а в крупных городах Вашингтоне, Детройте, Чикаго, Бостоне негры проводили массовые демонстрации, которые разгонялись с огромным числом человеческих жертв. На тот момент борьба за политические права и свободы негров в США приобрела ещё более активный, а иногда и более агрессивный характер, чем во всём мире. Также известен факт о широкой деятельность таких организаций как Черные Пантеры и Черные Мусульмане. Многие негры, разочарованные в христианстве, принимали мусульманскую веру в знак протеста при этом меняя имена.
Популярные соул-музыкантов понимали, что стоять всё время в стороне от этих проблем и оставаться простой развлекательной музыкой уже было нельзя. Леди Соул. известная как исполнительница Арета Франклин, поддерживая требования назревшего чёрного самосознания, записала в 1968 году несколько песен, где открыто провозглашала протест и заявляла о полной свободе чёрных. В тот же период Джеймс Браун записал песню, ставшую хитом, "Say It Loud, I'm Black and I'm Proud". Непосредственно с этого времени и возникает слово фанк как символ нового более жесткого стиля в чёрной музыке. Да и сама эта музыка начала представлять собой нечто более жесткое и острое, чем соул.
Слово "фанк" давно использовалось как часть разговорной речи обитателями негритянских гетто. В соответствие с некоторыми неизвестными источниками, оно означает запах человеческого тела во время сексуального возбуждения. Непосредственно в музыкальном обиходе слово это появилось с подачи джазового пианиста и композитора Хораса Сильвера, записавшего в 1952 году свою пьесу под названием Funky Hotel . Позже этот термин использовался группой Dyke the Blazers в одном из их хитов Funky Broadway. А потом уже Джеймс Браун дал данному термину мировую известность и популярность, приписав социальный смысл.
Самыми первыми исполнителями той музыки, что впоследствие отнесут к фанку, были джаз музыканты, игравшие еще в конце пятидесятых - начале шестидесятых наиболее энергичный вид джаза, наиболее близкий к музыке соул. Прежде всего, это Хорас Сильвер, Квинтет братьев Эддерли, Арт Блейки, Стенли Таррентайн, Доналд Берд, Грант Грин, а также звёзды хаммонд-органа Джек МакДафф и Джимми Смит.
Если отмечать различие между фанк и соул с чисто музыкальной стороны, то первоочерёдно надо отмечать, что в музыке фанк используются абсолютно другие ритмические структуры. Как и ритм-энд-блюз, соул представляет собой музыку триольную, то есть в композиции каждая четверть такта мысленно разделяется на три восьмых. В то время как фанк - это музыка на восемь восьмых, то есть в композиции четверть делится ровно пополам, или с незначительным смещением (такой ритм имеет название "шаффл"). Помимо всего прочего, в фанке более острые синкопы и разнообразная фактура, которая создаётся дополнительными аккомпанирующими инструментами. Также в музыке фанк гармонические конструкции чрезвычайно просты, обычно все основывается на одном аккорде, но ритмическая ткань зато более сложна. Она как бы состоит из некоторых самостоятельных линий, наложенных друг на друга и заполняющих собой все ритмическое пространство композиции.
Пик известности Джеймса Брауна как звезды фанка пришелся на конец шестидесятых - начало семидесятых годов. Браун это самая влиятельная и мощная фигура в фанке, но чтобы оценить что такое фанк Джеймса Брауна нужно слушать его альбомы семидесятых годов такие как"Body Heat" и "Sex Machine Today".
Последователями его дела стали музыканты, некогда представлявшие собой его партнеров, которые отделились от него. Это гитарист Джордж Клинтон, создавший такие группы как Funkadelic и The Parliament, пользующиеся популярностью по сей день, а также басист Бутси Коллинз и его Bootsy's Rubber Band. Клинтон на обложках своих альбомов изображал знак чёрных борцов за свободу (коза - поднятые мизинец и указательный пальец, своеобразный образ буквы U - образование от слова Unity, означающим "единство", в ответ на знак хиппи V от Victory - "победа"), а также он сделал популярным лозунг One Nation united under the Groove, что в переводе означает: Одна нация, объединенная чувством ритма. Твёрдость настоящего фанка в лице Ларри Грэма, групп Ohio Players, Kool and the Gang, братьев Джонсон с одной стороны, и истинная агрессивность черного джазового авангарда, представленного Арчи Шеппом, Альберта Айлера или Фарао Сандерса стали гимном черных националистических движений.
В этот же период в пике расцвета находилась и рок-культура, объединявшая, в основном, белую молодежь. Среди рок-исполнителей появились разновидности белого блюза и музыки соул, названной Голубоглазым Соулом. Ее наиболее заметными представителями стали Джо Кокер и Дженнис Джоплин, а также группы Young Rascals, Delaney and Bonnie, Righteous Brithers, Averige White Band и многие другие.
Позже фанк постепенно отходил от политической борьбы, развиваясь как независимое направление и влияя на другие жанры. В результате этого появились поп-группы нового типа, использующие сложные гармонические и ритмические структуры. Главные места на арене мировой известности надолго заняли такие знаменитые артисты как Майкл Джексон, Стиви Уандер или Принц, чьё творчество пронизано концепцией фанка.
В то же время именно фанк с его изощренными синкопами создал диско, полную противоположность себе, предельно простую музыку в ритмическом отношении. И в этом вопросе не последнюю роль сыграла музыка одного из самых выдающихся исполнителей музыки фанки-фьюжн Хэрби Хенкока.
Практически одновременно с этим, в начале восьмидесятых, фанк занял свое надёжное место в культуре хип-хоп, произошедшей из недр чёрных гетто. На сегодняшний день фанк лежит в основе различных направлений, таких как эйсид джаз, джангл, драм-энд-бэйс, а также включён в некоторые разновидности музыки нью эйдж.
Наиболее серьёзное влияние фанк оказал на такое многозначительное музыкальное явление как джаз-рок/фьюжн.
Работы саксофониста Гровера Уашингтона начала семидесятых годов, представили собой яркий пример соединения традиций фанка и соул-джаза. А поздняя музыка М. Дэйвиса восьмидесятых годов, начиная с пластинки Man with a Horn - это яркий пример концептуального фанка, соединившего в себе множество слоёв музыкальной культуры. Особенно важно отметить тот факт, что в лице звезд джазовой музыки, пришедших к фанку, этот стиль получил чисто инструментальное воплощение.
Первый, кто откровенно применил ритмику поп-фанк в джазе, в комплексе с современными электронными музыкальными инструментами, был Хэрби Хэнкок. Его диск Headhunters 1973-го года стал отправной точкой в процессе дальнейшего становления стиля фанки-фьюжн, а также сыграл значительную роль в том, что сейчас называют словом Cool Jazz или, по-другому, Smooth Jazz (Grover Washington, David Sanborn, Bob James, Kenny G.). В последующем Хэнкок не раз обращается к фанку в сочетании с такими стилями хип-хопа, как брейк-данс Future Shock (1983) и рэп Dis Is Da Drum (1994). Его известнейший видео-клип, снятый по пьесе Rock It, стал международно знаменитым хитом и завоевал приз Гремми.
Постепенно время стирало границы между рок-музыкой белых и чёрным фанком. Поколения молодежи начала восьмидесятых годов, особенно в европе, где не существует расовых проблем, принимали белый фанк за рок-музыку. Наиболее известным примером этому могут служить записи современного поп-фанка Томаса Долби, группы Level 42 или Slangehammer Питера Гэбриэла.
Фанк в его наиболее заметных проявлениях стал музыкой, нуждающейся в огромном нервном напряжении и большой отдаче энергии как от исполнителей, так и от слушателей. Когда первая волна увлечения этой музыкой немного спала, стало ясно, что очень немногие могут называть себя настоящими фанкменами. По времени это произошло одновременно с аналогичным спадом у большой части молодежи интереса к формам рока: к арт-року, блюз-року, фолк-року, хард-року, к психоделическим и другим её проявлениям. Массовый слушатель захотел чего-нибудь более простого, а главное - спокойного.
Фанк с простым ритмом выступил основой ритмической структуры другого стиля - диско.
В конце семидесятых фанк превратился в некотором роде в пренебрежительный термин среди профессиональных исполнителей и музыкантов; эпитет "фанки", то есть незатейливый, посредственный, сейчас можно встретить у английских и американских критиков при рецензировании пластинок.
В начале восьмидесятых годов, когда люди окончательно устали от механистичной диско-музыки, фанк, как не менее "танцевальная", но более живая и с большим творческим простором форма, стал действительно популярен, особенно на территории европейских стран.
Фанк несомненно стал преобладающим танцевальным ритмом восьмидесятых и достойно конкурировал с Hi-Energy.
Опять же с подачи Хэрби Хэнкока, который завёл в арсенале музыкантов, исполняющих фанк весь спектр электронных инструментов современности, фанк 80-х стал играть в соответствии с требованиями того времени. Музыканты с большим энтузиазмом пользовались новыми возможностями и, в отличие от большинства звёзд диско, фанк-исполнители спокойно пережили угасание диско и продолжают играть даже в наши дни.
Фанк с начала семидесятых и до наших дней - это разноплановые исполнители разных поколений, такие как Джеймс Браун, Арета Франклин, Масео Паркер, Пола Абдул, Майкл Джексон, EarthWind&Fire, Count Basic, The Imagination, Jamiroquai, Brand New Heavies, Freak Power, Tower Of Power, Incognito и много других знаменитых исполнителей, играющих оригинальную музыку, в которой иногда трудно определить корни - фанк 60-70х.
В своём начальном значении термин "фанк" фактически исчез из разговорной речи, хотя использование элементов данного стиля в музыке последних лет заявляет о том, что долголетие в музыке фанку гарантировано.

Фанк - один из основных музыкальных стилей второй половины двадцатого века, который является составной частью многих других направлений музыки, например, таких как хип-хоп, джак-рок, фьюжн, эйсид джаз, диско, драм-энд-бэйс и многих других. - 548386838572

Комментарии

Комментариев нет.