«Флоренский – квинтэссенция Сергиева Посада» - говорили об отце Павле его современники.

Действительно, в нём, в его «трудах и днях» воплотилось то главное, что всегда хранил этот город: душевный покой, молитвенная сосредоточенность, жизнь, угодная Богу.
Двадцать пять лет – от поступления в 1904 в Московскую Духовную академию до ареста в 1928 - Флоренский прожил в городе преподобного Сергия Радонежского. Здесь он принял сан, здесь родились его дети, здесь обустроил свой уютный дом, в котором, по завету отца Павла, продолжают жить потомки. Окрестная природа, неспешный повседневный уклад, многовековая память – всё здесь было дорого сердцу Флоренского. Своим духовным взором он прозрел главную идею этого благодатного места, его бытия в исторической перспективе.
Как никто точно и ёмко Флоренский определил значение святого Сергия в русского истории и в жизни каждого православного, говоря следующее: «Вглядываясь в Русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому перво-узлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука - все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному… В лице его русский народ сознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу, и тогда только, сознав себя, - получил историческое право на самостоятельность».
Но главное земное деяние Преподобного – зарождение Лавры, которая стала не только православной обителью, но и идеальным образом России, абсолютным её выражением, о чём тоже так проникновенно писал отец Павел: «Тут - чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в ц е л о м русской государственности; здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьётся пульс русской истории, здесь собрание наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается, как целое».
Михаил Кильдяшов

Комментарии

Комментариев нет.