Жаркое лето 1959 года. Глава 3. Документальная повесть Александра Боярского. Подольск был в те годы хоть и не большим по размерам, но очень красивым городом, а самое главное – всегда очень зелёным. Деревьев было высажено очень много настолько, что порой за ними нельзя было увидеть с дороги, стоящие вдоль улиц жилые дома. На том же знаменитом Ревпроспекте, от самого вокзала, где была автобусная станция, с обеих сторон вдоль зелёных газонов в два ряда росли американские клёны. Строгие, пышные и очень симпатичные. На том самом месте, где сейчас автобусная остановка, раньше находились частные одноэтажные домики, образовывая собой почти ровный равнобедренный треугольник, позади которого находился известный тогда продуктовый Тишинский рынок, а рядом с ним стояла всем известная водонапорная башня знаменитого архитектора Шухова, практически копия той, что стала в те годы символом Советского телевидения на Шаболовке. Простояла она до начала нового тысячелетия, а потом, в 2003 году её к сожалению, сломали. Металл не выдержал. Жаль. А на месте снесённых домов в конце 60-х годов построили монумент Рабочего со стелой, а рядом стал работать фонтан. В те годы по утрам из шлангов дворники все тротуары мыли. И в школу мы шагали по чисто вымытому асфальту, дыша свежим воздухом, тем более машин на дорогах ещё было очень мало, хотя личные автомобили уже стали появляться на улицах города и не были такой редкостью, как перед войной. У школьного товарища, что жил недалеко от нас за двумя заборами в сарае, переделанном в гараж стоял новенький «Москвич-407», а по дорогам часто бегали ещё предыдущего выпуска «Москвичи-400» и 401, а у некоторых даже были кабриолеты, без верхней железной крыши. В то время ещё таким одним кабриолетом была знаменитая «Победа». Даже тогда у многих это вызывало удивление – в нашем холодном климате, где лето всего от силы три-пять месяцев в году, начали выпускать машины в кузове «кабриолет». Почему? Оказалось, всё гораздо прозаичнее, чем можно было подумать: после войны не хватало металла и решили выпускать разновидность автомобилей с мягкой утепленной крышей и продавать их больше не в Москве и Подмосковье, а в Казахстане, Узбекистане и других восточных республиках, а также в республиках Северного Кавказа. Кабриолет «Москвич-400-420» выпускался с 1949 по 1954 года, а перестали его выпускать именно из-за сложностей усиления салона. Зато после все искали подержанные автомобили именно с салоном кабриолет. Кстати собирать «москвичи» стали сразу после войны, как из Германии по репарации был вывезен завод по производству легковых автомобилей «Опель», прототипом которого он послужил для создания неприхотливого, но очень необходимого для простых людей автомобиля. Он стал первенцем, кто появился в свободной продаже. В первое время за машинами не было никакой очереди и их можно было совершенно свободно купить в автомагазине. Первый «Москвич-400» был собран 4 декабря 1946 года. А всего за эти несколько лет было выпущено 17 742 автомобиля в кузове кабриолет. Уже в 1956 году был выпущен новый по кузову и разработке «Москвич-402» и стоил он уже 15 000 рублей, а в 1958 году – «Москвич-407» за 25 000 рублей, так как двигатель у него был мощнее на 10 л.с. В то время «Москвич-400» стоил 9 000 рублей, а «Победа» - 16 000 рублей. И часто бывало, что из командировок люди привозили себе такие автомобили и очень были ими довольны, потому что летом они могли красиво пофартить перед всеми откидным верхом и с ветерком прокатиться в те же Дубровицы. Но на этом эпоха кабриолетов в свободном доступе для покупателей закончилась, хотя раньше даже специальные плакаты выпускали, чтобы люди стремились покупать такие машины. Поэтому, когда в 1958 году стали выпускать новую «Волгу Газ-21» - она уже была с жёсткой крышей и пользовалась соответственно бешеной популярностью и стала героиней многих известных советских фильмов – от комедии «Три плюс два» до «Бриллиантовой руки». Особый успех конечно выпал на фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где герой И.Смоктуновского в роли страхового агента Юрия Деточкина выделывал на ней самые сложные трюки… но это было несколько позже, а сейчас по улицам города чаще всего ездили люди на «Москвичах» и «Победах», а молодежь стремилась себе купить либо мотоцикл, либо новинку советского автопрома – мотороллер «Вятка», который один в один скопировали с популярной после войны в Европе итальянской «Веспы». Мотороллер выпускался с 1957 по 1966 года на Вятско-Полянском машиностроительном заводе. История её разработки типична для многих моделей советских автомобилей и мотоциклов. В июле 1956 года Миноборонпром предписал построить до конца того же 1956 года опытные образцы первого советского мотороллера, чтобы в следующем 1957 году начать его выпуск. Конструкторам не оставалось выбора, и они разобрали купленный образец популярной на Западе «Веспы» и скопировали её конструкцию. Советские потребители не имели возможности сравнивать её с оригиналом, поэтому резонно довольствовались преимуществами чрезвычайно тихого 150 кубового мотора и комфортной подвески мотороллера. В результате такого решения разница между ними оказалась минимальна и уже в скором времени эта элегантная и лёгкая конструкция стала так же очень популярна среди молодёжи Советского Союза. Особенно мотороллер очень нравился девушкам, так как на нём было очень удобно ездить, в отличие от мотоцикла. Стоил он в то время всего 3 200 рублей (это до денежной реформы 1961 года), и купить его себе мог позволить почти каждый желающий, исходя из месячной зарплаты, которая уже к концу 50-х годов была в среднем не менее 1000 рублей, и это у рабочих и специалистов начального уровня. Скопив в сберегательной кассе деньги на такую новинку, а хватало порой от трёх до шести месяцев и люди с удовольствием потом на нём рассекали по всему Союзу. Мотороллер был очень надёжным и практически не ломался. Развивал скорость до 70 км в час при своей мощности в 5,5 л.с., а горючего тратил всего 3,1 литра на сто километров пути при крейсерской скорости в 50 км в час. При объёме бензобака в 12 литров вполне хватало на 400 км пути. Очень многие так на мотороллере ездили отдыхать «дикарями» с рюкзаком за плечами из Подольска в Крым. Мотороллер «Вятка» в СССР стала символом стиля, молодости и свободы. А кому не хотелось лететь по улице или ещё лучше загородному шоссе, одному или в компании с любимой подругой в безмятежный выходной жаркого солнечного лета, чтобы тебя обдувал лёгкий свежий ветер, и окрылённый счастьем ты летел на встречу своей мечте! Продолжение следует… Автор: Александр Боярский. «Местные вести» (№10/01.03.2018 г.)
История Подольска
Подольск.
Жаркое лето 1959 года. Глава 3.
Документальная повесть Александра Боярского.
Подольск был в те годы хоть и не большим по размерам, но очень красивым городом, а самое главное – всегда очень зелёным. Деревьев было высажено очень много настолько, что порой за ними нельзя было увидеть с дороги, стоящие вдоль улиц жилые дома. На том же знаменитом Ревпроспекте, от самого вокзала, где была автобусная станция, с обеих сторон вдоль зелёных газонов в два ряда росли американские клёны. Строгие, пышные и очень симпатичные. На том самом месте, где сейчас автобусная остановка, раньше находились частные одноэтажные домики, образовывая собой почти ровный равнобедренный треугольник, позади которого находился известный тогда продуктовый Тишинский рынок, а рядом с ним стояла всем известная водонапорная башня знаменитого архитектора Шухова, практически копия той, что стала в те годы символом Советского телевидения на Шаболовке. Простояла она до начала нового тысячелетия, а потом, в 2003 году её к сожалению, сломали. Металл не выдержал. Жаль. А на месте снесённых домов в конце 60-х годов построили монумент Рабочего со стелой, а рядом стал работать фонтан.
В те годы по утрам из шлангов дворники все тротуары мыли. И в школу мы шагали по чисто вымытому асфальту, дыша свежим воздухом, тем более машин на дорогах ещё было очень мало, хотя личные автомобили уже стали появляться на улицах города и не были такой редкостью, как перед войной. У школьного товарища, что жил недалеко от нас за двумя заборами в сарае, переделанном в гараж стоял новенький «Москвич-407», а по дорогам часто бегали ещё предыдущего выпуска «Москвичи-400» и 401, а у некоторых даже были кабриолеты, без верхней железной крыши. В то время ещё таким одним кабриолетом была знаменитая «Победа». Даже тогда у многих это вызывало удивление – в нашем холодном климате, где лето всего от силы три-пять месяцев в году, начали выпускать машины в кузове «кабриолет». Почему? Оказалось, всё гораздо прозаичнее, чем можно было подумать: после войны не хватало металла и решили выпускать разновидность автомобилей с мягкой утепленной крышей и продавать их больше не в Москве и Подмосковье, а в Казахстане, Узбекистане и других восточных республиках, а также в республиках Северного Кавказа.
Кабриолет «Москвич-400-420» выпускался с 1949 по 1954 года, а перестали его выпускать именно из-за сложностей усиления салона. Зато после все искали подержанные автомобили именно с салоном кабриолет. Кстати собирать «москвичи» стали сразу после войны, как из Германии по репарации был вывезен завод по производству легковых автомобилей «Опель», прототипом которого он послужил для создания неприхотливого, но очень необходимого для простых людей автомобиля. Он стал первенцем, кто появился в свободной продаже. В первое время за машинами не было никакой очереди и их можно было совершенно свободно купить в автомагазине. Первый «Москвич-400» был собран 4 декабря 1946 года. А всего за эти несколько лет было выпущено 17 742 автомобиля в кузове кабриолет.
Уже в 1956 году был выпущен новый по кузову и разработке «Москвич-402» и стоил он уже 15 000 рублей, а в 1958 году – «Москвич-407» за 25 000 рублей, так как двигатель у него был мощнее на 10 л.с.
В то время «Москвич-400» стоил 9 000 рублей, а «Победа» - 16 000 рублей.
И часто бывало, что из командировок люди привозили себе такие автомобили и очень были ими довольны, потому что летом они могли красиво пофартить перед всеми откидным верхом и с ветерком прокатиться в те же Дубровицы. Но на этом эпоха кабриолетов в свободном доступе для покупателей закончилась, хотя раньше даже специальные плакаты выпускали, чтобы люди стремились покупать такие машины. Поэтому, когда в 1958 году стали выпускать новую «Волгу Газ-21» - она уже была с жёсткой крышей и пользовалась соответственно бешеной популярностью и стала героиней многих известных советских фильмов – от комедии «Три плюс два» до «Бриллиантовой руки». Особый успех конечно выпал на фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где герой И.Смоктуновского в роли страхового агента Юрия Деточкина выделывал на ней самые сложные трюки… но это было несколько позже, а сейчас по улицам города чаще всего ездили люди на «Москвичах» и «Победах», а молодежь стремилась себе купить либо мотоцикл, либо новинку советского автопрома – мотороллер «Вятка», который один в один скопировали с популярной после войны в Европе итальянской «Веспы». Мотороллер выпускался с 1957 по 1966 года на Вятско-Полянском машиностроительном заводе. История её разработки типична для многих моделей советских автомобилей и мотоциклов. В июле 1956 года Миноборонпром предписал построить до конца того же 1956 года опытные образцы первого советского мотороллера, чтобы в следующем 1957 году начать его выпуск. Конструкторам не оставалось выбора, и они разобрали купленный образец популярной на Западе «Веспы» и скопировали её конструкцию. Советские потребители не имели возможности сравнивать её с оригиналом, поэтому резонно довольствовались преимуществами чрезвычайно тихого 150 кубового мотора и комфортной подвески мотороллера. В результате такого решения разница между ними оказалась минимальна и уже в скором времени эта элегантная и лёгкая конструкция стала так же очень популярна среди молодёжи Советского Союза. Особенно мотороллер очень нравился девушкам, так как на нём было очень удобно ездить, в отличие от мотоцикла. Стоил он в то время всего 3 200 рублей (это до денежной реформы 1961 года), и купить его себе мог позволить почти каждый желающий, исходя из месячной зарплаты, которая уже к концу 50-х годов была в среднем не менее 1000 рублей, и это у рабочих и специалистов начального уровня. Скопив в сберегательной кассе деньги на такую новинку, а хватало порой от трёх до шести месяцев и люди с удовольствием потом на нём рассекали по всему Союзу. Мотороллер был очень надёжным и практически не ломался. Развивал скорость до 70 км в час при своей мощности в 5,5 л.с., а горючего тратил всего 3,1 литра на сто километров пути при крейсерской скорости в 50 км в час. При объёме бензобака в 12 литров вполне хватало на 400 км пути. Очень многие так на мотороллере ездили отдыхать «дикарями» с рюкзаком за плечами из Подольска в Крым.
Мотороллер «Вятка» в СССР стала символом стиля, молодости и свободы. А кому не хотелось лететь по улице или ещё лучше загородному шоссе, одному или в компании с любимой подругой в безмятежный выходной жаркого солнечного лета, чтобы тебя обдувал лёгкий свежий ветер, и окрылённый счастьем ты летел на встречу своей мечте! Продолжение следует…
Автор: Александр Боярский.
«Местные вести» (№10/01.03.2018 г.)