Вглядитесь в лик настоящей иконы - сколько в ней выражено самых прекрасных черт, сколько она являет мира, любви, сострадания, смирения, бесстрастности и умиления.
Если в вашем доме висит такая икона, а не портрет культуриста, актера или фотография ультрасовременной машины, то у человека, особенно ребенка, постоянно смотрящего на такую икону, неосознанно формируются соответствующие качества, ценности, идеалы и стремления, - мы можем и не подозревать, насколько сильно и благотворно может быть ее влияние. Подтверждение такого влияния мы часто видим в произведениях и мемуарах известных писателей, где глубокие, бесконечно добрые и любящие глаза святых угодников с икон являются ярчайшим воспоминанием детства, образом, пронесенным через года непростой жизни. При этом существует расхожее мнение, что традиционная русская икона не может быть понятна ребенку. Такая точка зрения глубоко ошибочна – изобразительный язык иконы приемлем для ребенка потому, что он и сам так изображает мир - условно, не ориентируясь на внешнюю схожесть. Он изображает не столько то, что видит, сколько то, что чувствует. Реализм иконы, как и реализм детского рисунка, далек от натурализма, он в ином - в соответствии тому миру, который внутри художника, в его душе. Икона и детский рисунок обращены не к миру видимому, а к миру переживаемому. Именно поэтому ребенок, не ведая о понятии "обратной" перспективы, "выворачивает" изображение на зрителя, подобно древнему иконописцу. Конечно, не стоит ставить знак равенства между детским рисунком и иконой. Ведь икона - это совсем не "наивное" или "примитивное" искусство, а сложнейшая богословская система. Рассматривая иконы, дети быстрее запоминают само евангельское повествование - гораздо быстрее, чем если слушают рассказ от родителей или читают сами по книге. Икона для ребенка - все равно, что Библия в картинках, и не случайно отцы Церкви так и называли церковное искусство - "Библией для неграмотных". Икона родилась из желания донести христианскую весть до самых простых, не умеющих читать людей, которые постигают мир не из книжной премудрости, а сердцем. Ребенок точно так же воспринимает мир, и потому он легко научается "читать" иконописное изображение, безошибочно выделяя основной смысл образа. Одна учительница изобразительного искусства в младших классах, провела такой эксперимент. Предваряя знакомство детей с иконой "Троица" кисти Андрея Рублева, она рассказала им об основной идее Троицы: о единстве в любви, о согласии, о мире и свете - словом, о тех понятиях, которые сконцентрированы в рублевских ангелах. Сама икона при этом детям не показывалась, но им было дано задание: попытаться выразить в красках то, о чем говорил преподаватель. Результат оказался поразительным. Большинство детей использовали в своих композициях голубой, желтый и зеленый цвета - то есть точно колорит "Троицы" Рублева. Черный и серый цвета не использовал никто. В некоторых работах прочитывалась круговая композиция, что также является конструктивным элементом рублевского образа. Откуда дети знали об этом? Почему из всего разнообразия красок выбрали именно те, которые использовал когда-то и Рублев? Это можно объяснить лишь необыкновенной чуткостью детей и тем, что в иконе вообще, а тем более кисти Рублева, сосредоточено нечто изначально присущее природе человеческого духа. Маленький ребенок почти не задумывается над тем, какими средствами достигается изображение, его интересует, что или кто изображен, а также само событие - что происходит "на картинке". Уже в возрасте 10-12 лет ребенок начинает обращать внимание на то, как изображено. Обычная реакция на икону в этом возрасте - вопросы: почему так изображены глаза? Почему так нарисованы руки? Почему художник изображает "непохоже" (или даже - "неправильно")? Почему изображение не такое, как мы видим "на самом деле"? И наконец, из уст подростка может прозвучать категоричное: "Так не бывает!" Над всеми этими вопросами тяготеет приобретенный опыт, воспринятые штампы, зависимость от стереотипов, цепляние за внешние ориентиры. Чем меньше ребенок, тем более он свободен от всего этого Будем искренне рады поддержке нашей просветительской работы. Поблагодарить пожертвованием -Сбербанк - 2202 2056 2930 8476 Ангела-хранителя вам! 🙏❤
Движение "ЗА ЖИЗНЬ"
Вглядитесь в лик настоящей иконы - сколько в ней выражено самых прекрасных черт, сколько она являет мира, любви, сострадания, смирения, бесстрастности и умиления.
Если в вашем доме висит такая икона, а не портрет культуриста, актера или фотография ультрасовременной машины, то у человека, особенно ребенка, постоянно смотрящего на такую икону, неосознанно формируются соответствующие качества, ценности, идеалы и стремления, - мы можем и не подозревать, насколько сильно и благотворно может быть ее влияние. Подтверждение такого влияния мы часто видим в произведениях и мемуарах известных писателей, где глубокие, бесконечно добрые и любящие глаза святых угодников с икон являются ярчайшим воспоминанием детства, образом, пронесенным через года непростой жизни.
При этом существует расхожее мнение, что традиционная русская икона не может быть понятна ребенку. Такая точка зрения глубоко ошибочна – изобразительный язык иконы приемлем для ребенка потому, что он и сам так изображает мир - условно, не ориентируясь на внешнюю схожесть. Он изображает не столько то, что видит, сколько то, что чувствует. Реализм иконы, как и реализм детского рисунка, далек от натурализма, он в ином - в соответствии тому миру, который внутри художника, в его душе. Икона и детский рисунок обращены не к миру видимому, а к миру переживаемому. Именно поэтому ребенок, не ведая о понятии "обратной" перспективы, "выворачивает" изображение на зрителя, подобно древнему иконописцу. Конечно, не стоит ставить знак равенства между детским рисунком и иконой. Ведь икона - это совсем не "наивное" или "примитивное" искусство, а сложнейшая богословская система.
Рассматривая иконы, дети быстрее запоминают само евангельское повествование - гораздо быстрее, чем если слушают рассказ от родителей или читают сами по книге. Икона для ребенка - все равно, что Библия в картинках, и не случайно отцы Церкви так и называли церковное искусство - "Библией для неграмотных". Икона родилась из желания донести христианскую весть до самых простых, не умеющих читать людей, которые постигают мир не из книжной премудрости, а сердцем. Ребенок точно так же воспринимает мир, и потому он легко научается "читать" иконописное изображение, безошибочно выделяя основной смысл образа.
Одна учительница изобразительного искусства в младших классах, провела такой эксперимент. Предваряя знакомство детей с иконой "Троица" кисти Андрея Рублева, она рассказала им об основной идее Троицы: о единстве в любви, о согласии, о мире и свете - словом, о тех понятиях, которые сконцентрированы в рублевских ангелах. Сама икона при этом детям не показывалась, но им было дано задание: попытаться выразить в красках то, о чем говорил преподаватель. Результат оказался поразительным. Большинство детей использовали в своих композициях голубой, желтый и зеленый цвета - то есть точно колорит "Троицы" Рублева. Черный и серый цвета не использовал никто. В некоторых работах прочитывалась круговая композиция, что также является конструктивным элементом рублевского образа. Откуда дети знали об этом? Почему из всего разнообразия красок выбрали именно те, которые использовал когда-то и Рублев? Это можно объяснить лишь необыкновенной чуткостью детей и тем, что в иконе вообще, а тем более кисти Рублева, сосредоточено нечто изначально присущее природе человеческого духа.
Маленький ребенок почти не задумывается над тем, какими средствами достигается изображение, его интересует, что или кто изображен, а также само событие - что происходит "на картинке". Уже в возрасте 10-12 лет ребенок начинает обращать внимание на то, как изображено. Обычная реакция на икону в этом возрасте - вопросы: почему так изображены глаза? Почему так нарисованы руки? Почему художник изображает "непохоже" (или даже - "неправильно")? Почему изображение не такое, как мы видим "на самом деле"? И наконец, из уст подростка может прозвучать категоричное: "Так не бывает!" Над всеми этими вопросами тяготеет приобретенный опыт, воспринятые штампы, зависимость от стереотипов, цепляние за внешние ориентиры. Чем меньше ребенок, тем более он свободен от всего этого
Будем искренне рады поддержке нашей просветительской работы.
Поблагодарить пожертвованием -Сбербанк - 2202 2056 2930 8476
Ангела-хранителя вам! 🙏❤