«Сутулый, с короткой шеей, втянутой в плечи, с крупными чертами лица и тяжёлой челюстью, как у деревянной скульптуры, высеченной топором доисторического мастера» – так описывала художника Хаима Сутина его коллега и подруга Мария Воробьева-Стебельская, известная как Маревна.
13 января исполнится 132 года со дня рождения Сутина – живописца белорусско-еврейского происхождения. Биография Сутина полна контрастов, страсти и боли, как и его полотна. Десятый ребенок в бедной еврейской семье родился в поселке Смиловичи Минской области. Интерес к живописи проявлял с детства, но родителям не нравилась идея сына связать жизнь с искусством. Поэтому в 14 лет Хаим убежал из дома в Минск и начал учиться там в рисовальной школе Якова Кругера. Хаим мечтал увидеть Париж и прославиться там. В 20 лет Сутину удалось перебраться в город мечты и записаться в художественную студию. Но академический рисунок вскоре променял на посещение Лувра, где изучал работы классиков – Рембрандта, Тинторетто, Гойи, Эль Греко, Шардена. А дальше начались годы нищеты и активного, безудержного рисования. Есть легенда, что Сутин всегда писал свои картины голым – но не из эксцентричности, а потому что берег одежду, на которую не было денег. Он жил в «Улье», международном общежитии бедных художников, где познакомился с Шагалом, Фернаном Леже и Модильяни. Спустя 10 лет после приезда в Париж, Сутин смог выбраться из нищеты, но при этом продолжал тратить все, что зарабатывал. В 2014-2016 годах работа Сутина «Бычья туша» была продана за более чем $28 млн , «Камердинер» – за $16,9 млн, «Маленький кондитер» – за $18 млн, «Невеста» – за $15,6 млн. Хаим восхищал своей манерой письма многих современных ему художников, но так и не примкнул ни к одному из авангардных течений, возникающих и развивающихся в то время в Париже. Про его работы можно сказать: «больно смотреть». Кровавые туши, скукоженные фигуры в портретах и пылающий красный цвет – отражение жизни самого Сутина и его одержимостью своим делом. Умер он в 50 лет в оккупированном Париже от осложнений на фоне многолетней язвы – результата постоянного недоедания. В последний путь Хаима провожали всего несколько человек, среди которых были Пикассо и Жан Кокто.
Школа рисования Enterclass
«Сутулый, с короткой шеей, втянутой в плечи, с крупными чертами лица и тяжёлой челюстью, как у деревянной скульптуры, высеченной топором доисторического мастера» – так описывала художника Хаима Сутина его коллега и подруга Мария Воробьева-Стебельская, известная как Маревна.
13 января исполнится 132 года со дня рождения Сутина – живописца белорусско-еврейского происхождения. Биография Сутина полна контрастов, страсти и боли, как и его полотна. Десятый ребенок в бедной еврейской семье родился в поселке Смиловичи Минской области. Интерес к живописи проявлял с детства, но родителям не нравилась идея сына связать жизнь с искусством. Поэтому в 14 лет Хаим убежал из дома в Минск и начал учиться там в рисовальной школе Якова Кругера. Хаим мечтал увидеть Париж и прославиться там.
В 20 лет Сутину удалось перебраться в город мечты и записаться в художественную студию. Но академический рисунок вскоре променял на посещение Лувра, где изучал работы классиков – Рембрандта, Тинторетто, Гойи, Эль Греко, Шардена.
А дальше начались годы нищеты и активного, безудержного рисования. Есть легенда, что Сутин всегда писал свои картины голым – но не из эксцентричности, а потому что берег одежду, на которую не было денег. Он жил в «Улье», международном общежитии бедных художников, где познакомился с Шагалом, Фернаном Леже и Модильяни. Спустя 10 лет после приезда в Париж, Сутин смог выбраться из нищеты, но при этом продолжал тратить все, что зарабатывал.
В 2014-2016 годах работа Сутина «Бычья туша» была продана за более чем $28 млн , «Камердинер» – за $16,9 млн, «Маленький кондитер» – за $18 млн, «Невеста» – за $15,6 млн.
Хаим восхищал своей манерой письма многих современных ему художников, но так и не примкнул ни к одному из авангардных течений, возникающих и развивающихся в то время в Париже. Про его работы можно сказать: «больно смотреть». Кровавые туши, скукоженные фигуры в портретах и пылающий красный цвет – отражение жизни самого Сутина и его одержимостью своим делом.
Умер он в 50 лет в оккупированном Париже от осложнений на фоне многолетней язвы – результата постоянного недоедания. В последний путь Хаима провожали всего несколько человек, среди которых были Пикассо и Жан Кокто.