Есть ли промысел после промысла или с чем мы войдем в «Золотое кольцо»?

Есть ли промысел после промысла или с чем мы войдем в «Золотое кольцо»? - 864901947937
Недавно размышлял я о том, что нужно Серпухову, чтобы 100-процентно попасть в «Золотое кольцо»? Попасть в него не так просто: нужно, чтобы выполнялись 5 групп специальных критериев, установленных Минкультом. Одно из требований – наличие в городе народных промыслов.

Прокатился я по городу и пришел к выводу, что с этим у нас ситуация, мягко скажем, не лучшая. Может, в Серпухове были какие-то народные промыслы, которые сегодня можно возродить? С этим вопросом я обратился к знатоку истории Серпухова, к Марианне Пантелеевой, заведующей «Туристско-Информационного Центра»:
Есть ли промысел после промысла или с чем мы войдем в «Золотое кольцо»? - 864901985825
«Что мы понимаем под народными промыслами? Есть «наше всё»: золотая хохлома, Гжель, Павлово-Посадские платки – это те бренды, которые представляют нашу страну. А было ли что-то подобное в Серпухове?

Был «Серпуховской уклад». У нас в обилии добывалась болотная руда, знаменитый «лимонит». Нагревали в домницах, перековывали, так получался «серпуховской уклад». Это железо в виде прутов или болванок продавалось в Серпухове достаточно успешно. Серпуховский уклад покупали кузнецы и перековывали в гвозди, подковы и тому подобное.

И так было до начала 18 века, до приказа Петра I «в Серпухове у всякого чина людей истребить плавильные ручные домны», чтобы сделать выплавку железа государственной. В Тульской губернии появились заводы, уклад стал «неактуальным» и этот бренд исчез.

Но остались топонимы. Овраг Рудники, деревня Раденки (они же Рудники), деревня Клейменово – это все идет с тех времен.

Позже появилась серпуховская парусина. Этот бренд просуществовал совсем немного, лет 70, пока парусный флот развивался. Серпуховской парусиной торговали в Петербурге, даже на экспорт отправляли.

Все, чем мы можем гордиться, делалось, в основном, «на местную потребу». Но делалось это везде. И везде, где существовали, например, гончарные мастерские, существуют топонимы, подобные нашим – Верхние и Нижние Гончары.

Эти улицы находятся в исторической части города, в районе Тульской. Когда-то между ними была Гончарная слобода. Там до сих пор при строительстве находят остатки печей для обжига, керамический бой, находят керамические детские погремушки и глиняные игрушки. Делались у нас и керамические курительные трубки. В принципе, производство детских керамических игрушек может стать серпуховским брендом, но подобное производство придется возрождать с нуля.
Есть ли промысел после промысла или с чем мы войдем в «Золотое кольцо»? - 864901993505
Кузнечное дело было хорошо развито. Кузнечная слобода за Нарой была огромная. «14-й магазин» - это бывшая кузница. В районе Сенной площади можно найти остатки кузнечных заведений, так называемые «Московские кузнецы».

Была у нас и Кожевенная слобода. Но кожу мяли везде, обувь тоже шилась повсеместно, упряжь делали по всему миру.

В 70-х годах был в Серпухове известный мастер, который плел из лозы. Еще при Советском Союзе был бренд «Серпуховский текстиль».

Ничего уникального, что сегодня могло бы делаться в Серпухове, я не знаю. Возможно, придется создавать какой-то новый бренд. Перспективы, считаю, есть у кузнечных мастеров – в Серпухове есть мастер, который кует «монеты» с гербом города, с видами монастырей, с надписью Серпухов.

Кстати, герб города, павлин – он уникален. Чем не тема для народного промысла?»
Есть ли промысел после промысла или с чем мы войдем в «Золотое кольцо»? - 864902004513

Комментарии