Комментарии
- Valeo NedzelskiyКомментарий удалён.
- Ирина ШведоваКомментарий удалён.
- Андрей Шведов (Лакец) ответил Ирине ШведовойКомментарий удалён.
- 12 дек 2017 06:01александр кургузкин
- 12 дек 2017 06:01александр кургузкин
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
ГЕОРГИЕВСКИЕ КАВАЛЕРЫ В РЯСАХ...
Это наша История – слава Богу, нам есть КЕМ и ЧЕМ гордиться!!!
(А.В. Суворов, генералиссимус)
* * *
26 ноября (7 декабря) 1769 года в честь Святого Георгия для отличия
офицеров за заслуги на поле боя и выслугу в воинских чинах, импера-
трицей Екатериной II, была учреждена высшая военная награда Рос-
сии – орден святого Георгия. За 245 лет его существования кавалера-
ми ордена стали более 20 священнослужителей.
26 ноября 1869 года в России торжественно отмечали 100-летие орде-
на святого Великомученика и Победоносца Георгия. На праздничной
церемонии в Зимнем дворце внимание собравшихся невольно привле-
кал военный священник. Его скромная ряса, украшенная двумя георги-
евскими наградами – орденом святого Георгия 4-й степени и наперс-
ным крестом на Георгиевской ленте, контрастно выделялась на фоне
шитых золотом военных и придворных мундиров. А после того, как от-
ца Иоанна удостоил беседой император Александр II-й , и присутству-
ющим показали покореженный пулей наперсный крест и разорванную
шрапнелью епитрахиль военного священника, интерес к нему стал
всеобщим.
Иоанн Пятибоков начал службу в 1848 году младшим священником Ко-
стромского егерского полка. Полковой батюшка быстро завоевал любовь
и уважение однополчан. Особенно импонировало солдатам то, что отец
Иоанн не робеет в бою и никогда не кланяется вражеским пулям. Когда священника упрекали в «излишней» храбрости, он неизменно заявлял,
что не может кланяться басурманским пулям, поскольку привык это де-
лать только перед святыми иконами. Уже в 1849-50 годах он отличился
усердной пастырской деятельностью в ходе Венгерской кампании, был
назначен старшим священником в Могилевский пехотный полк. В марте
1854 года могилевцы, форсировав Дунай, стали штурмовать турецкие
укрепления. В ходе кровопролитного боя, длившегося около 6 часов,
полк понес большие потери; были убиты или ранены многие офицеры.
Когда под огнем турецкой артиллерии солдаты дрогнули и смешались,
перед полком с крестом в руке появился отец Иоанн и с призывом: «Съ
нами Бог! Родимые, не посрамим себя!! Сослужим службу во славу Свя-
той Церкви, в честь Государя и на утешение нашей матушки России!» –
пошел на врагов. Солдаты устремились за полковым батюшкой.
Турецкие укрепления были взяты, и одним из первых на них взошел отец
Иоанн, получивший в ходе боя две контузии. Крест с отбитой пулей правой стороной и пробитую шрапнелью епитрахиль, бывшие на Пятибокове в эт-
ом бою, и показывал император собравшимся в Зимнем дворце. За этот
подвиг отец Иоанн стал третьим среди священнослужителей кавалером
ордена святого Георгия 4-й степени. Так как кавалер георгиевского орде-
на автоматически становился потомственным дворянином, он получил и
грамоту о внесении его в Дворянскую родословную книгу Санкт-Петербург-
ской губернии.
1-е ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=4MEAXOG-3ck
Первым почетную боевую награду еще в 1812 году получил священник
19-го Егерского пехотного полка Василий Васильковский. Вместе с еге-
рями отец Василий отличился во многих боях. На начальном этапе вой-
ны полк выдержал тяжелый бой под Витебском. Командир дивизии, в ко-
торую входил егерский полк, генерал Петр Лихачев после этого боя от-
мечал, что отец Василий по искреннему усердию постоянно находился
в «жарком огне, поощряя и воодушевляя сражающихся». В бою он был
ранен, а от верной смерти духовного пастыря спас наперсный крест,
принявший на себя удар вражеской пули.
Затем было Бородино и кровопролитное сражение под Малоярославцем,
который несколько раз переходил из рук в руки. О действиях отца Василия
в этом сражении командующий корпусом генерал Дмитрий Дохтуров доно-
сил Кутузову, что священник 19-го Егерского полка «все время находился
с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями и примером му-
жества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужес-
твенно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Заслуги духов-
ного пастыря по праву были отмечены орденом святого Георгия 4-й сте-
пени. Свой жизненный путь отец Василий закончил так, как подобает во-
ину: он скончался во Франции от ран, полученных во время заграничного
похода...
2-е ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=ho_a1jdDv2c
Вторым кавалером военного ордена стал священник Тобольского пехот-
ного полка Иов Каминский . Во время русско-турецкой войны 1828-29 гг.
полк участвовал во многих боях. В мае 1829 года одному из батальонов
полка была поставлена задача форсировать Дунай и уничтожить непри-
ятельские батареи, чтобы обеспечить штурм города Рахова.
Отец Иов благословил воинов на берегу реки и вместе с ними под огнем противника переправился на лодке через Дунай. Форсирование прошло
успешно, и солдаты, воодушевляемые священнослужителем, бросились
на штурм вражеской батареи. После ожесточенного боя турецкая бата-
рея была захвачена, но отец Иов, находившийся в первой шеренге атаку-
ющих, был тяжело ранен пулей в голову. За этот подвиг отец Иов стал
кавалером ордена святого Георгия.
Крымская война 1853-1856 гг. дала немало ярких примеров пасторского
служения военных священников. В марте 1855 года, в ходе ожесточенных
боев за Севастополь, отряд генерала Степана Хрулева предпринял дерз-
кую ночную вылазку. В переломный момент боя, когда французы стали
одолевать смельчаков, в передовой цепи появился священник 45-го фло-
тского экипажа отец Иоанникий и, воодушевив солдат, поднял их в атаку.
В стремительном порыве солдаты захватили три вражеские траншеи. Не-
смотря на контузию – пуля попала в крест на груди пастыря – он не оста-
вил поля боя. Свидетельством того, что священник оказался участником рукопашной схватки, стали епитрахиль и ряса, пробитые вражескими шты-
ками. Единственный из военных священников, участвовавших в Крымской кампании, Иоанникий Савинов был награжден орденом святого Георгия
4-й степени...
3-е ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=Q-XvHdrUUrk
В войнах, которые приходилось вести России, подвиги военных священни-
ков, появившихся в армии еще во времена Петра I-го, были явлением да-
леко не единичным. Многие из них в критические моменты боя, следуя при-
меру иноков-воинов Пересвета и Осляби, с крестом в руке шли впереди со-
лдат, собственным примером увлекая их на противника.
При штурме Измаила в Полоцком пехотном полку погиб командир, были уб-
иты или ранены многие офицеры; атака начала захлебываться. Тогда впере-
ди полковой колонны встал священник Трофим Куцинский и с крестом в руке
повел солдат на штурм. Полк свою задачу выполнил.
После победы Александр Суворов доносил генерал-фельдмаршалу Григо-
рию Потемкину: «Сегодня у нас будет благодарственный молебен. Его бу-
дет петь Полоцкий поп, бывший с крестом перед сим храбрым полком...».
Одним из первых отец Трофим в 1790 г. получил золотой наперсный крест
на Георгиевской ленте, который специально и учрежден для награждения
военных священников за боевые подвиги.
Стоит отметить, что Георгиевский наперсный крест стал второй (по времени учреждения) Георгиевской наградой в России; знаменитый солдатский Геор-гиевский крест (первоначально он назывался Знак отличия Военного ордена) появился значительно позже, только в 1807 году. Золотой наперсный крест
на Георгиевской ленте стал не только очень почетной, но и относительно ре-
дкой боевой наградой; до русско-японской войны им наградили всего лишь
111 человек. И за каждой такой наградой – конкретный подвиг...
4-е ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=aLcBztbvFqA
Военные священники могли поощряться также специальными духовными
наградами: за боевые отличия их производили в протоиереи, представляли
к скуфье и камилавке, награждали тремя видами золотых наперсных крес-
тов - на Георгиевской ленте, из Кабинета Его Императорского Величества и
от Священного Синода.
Войны ХХ века – русско-японская и первая мировая – дали еще множество примеров героизма военных пастырей. Священник 11 Восточно-Сибирского стрелкового полка, иерей Стефан Щербаковский, в бою под Тюренченом, благословив стрелков, с пением «Христос воскресе» пошел в атаку во главе знаменной роты, получил ранение, став пятым георгиевским кавалером сре-
ди священнослужителей.
Священник крейсера «Варяг» Михаил Руднев во время боя бестрепетно хо-
дил по залитой кровью палубе, напутствуя умирающих, оказывая помощь раненым и воодушевляя сражавшихся. Награжден золотым наперсным кре-
стом на Георгиевской ленте...
ПОДРОБНЕЕ: https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Святого_Георгия
Действуя в боевых порядках, священники подвергались тем же опасно-
стям, что и простые воины. Только в Отечественную войну 1812 года
погибло, умерло от ран и болезней около 50 полковых священников.
Большими были потери священнослужителей и в других войнах. В 1853
году, обер-священник Кавказского корпуса протоиерей Михайловский
доносил обер-священнику армии и флотов, что «по взятии турками укре-
пления святого Николая, гарнизон начальника Черноморской береговой
линии адмирала Серебрякова, исключая 30 человек, весь уничтожен. В
числе убитых находится мученически умерший иеромонах Серафим Гу-
глинский, ему отпилили голову и, вонзив ее на копье, показывали турец-
кому полчищу». И таких примеров можно привести немало. Только в хо-
де первой мировой войны более 400 священников было контужено или
ранено, а более 30 погибло. Практики посмертного награждения в рус-
ской армии не было до 1917 года, поэтому главной наградой погибшим священнослужителям стала светлая память об их подвигах.
В октябре 1914 г., в Черном море немецкий крейсер атаковал минный за-
градитель «Прут», который не мог противостоять ему в открытом бою. Ко-
мандир российского корабля принял решение – открыть кингстоны. Видя,
что «Прут», не спуская Андреевского флага, начал погружаться, а личный
состав садится в шлюпки, капитан крейсера приказал открыть артиллери-
йский огонь. С отходящих от гибнущего корабля шлюпок матросы видели,
что на верхней палубе среди огня и дыма стоит в полном облачении с по-
днятым к небу крестом корабельный священник. Восьмидесятилетний ие-
ромонах отец Антоний не покинул родной корабль, а предпочел с ним по-
гибнуть, до последней минуты жизни благословляя свою паству....
Время не властно над традициями. И в годы Великой Отечественной войны
рядом с воинами снова оказались духовные пастыри. Призванные в ряды Красной Армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам,
они с честью выполнили свой гражданский и христианский долг.
Священник Успенской церкви, Ивановского р-на на Пинщине, отец Василий Копычко с первых дней оккупации установил тесные связи с партизанами и
стал их связным. Патриотическая деятельность священника, который призы-
вал прихожан к сопротивлению, доводил до них сводки Совинформбюро, не осталась незамеченной оккупантами. Фашисты сожгли церковь и дом свяще-
нника, но отца Василия захватить не смогли – прихожане его спрятали, а за-
тем переправили в партизанский отряд. За свою подвижническую деятель-
ность отец Василий был награжден медалями «Партизану Великой Отечест-
венной войны», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Вели-
кой Отечественной войне». Интересно, что награждение двумя последними медалями одного и того же человека – случай очень редкий, т.к. обычно на-граждали только одной из них.
Пятью боевыми медалями был отмечен ратный путь священника из города Чистополя – Куницына, призванного в армию в 1941 году и с боями дошед-
шего до Берлина.
5-е ВИДЕО:
https://www.youtube.com/watch?v=h0zWZE7fXvI
В наши дни в воинские части и на боевые корабли снова пришли священно-служители. И глубоко символично, что возрождение, как когда-то и зарожде-
ние, военного духовенства началось на флоте. В 1992 году из Кронштадта в дальний поход вышел учебный корабль «Гангут», на борту которого находи-
лся настоятель кронштадтского Владимирского собора отец Владислав.
Возрожденная традиция духовного окормления российского воинства воен-
ными священниками динамично развивается, получая поддержку в армии,
обществе и государстве. Подтверждением подвижнического служения воен-
ного духовенства являются государственные и ведомственные (силовых ст-
руктур) награды, которые вновь стали вручать военным пастырям.
Владимир Рогоза,
полковник запаса, кандидат исторических наук
Источник:
Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию
с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
#АзыПравославия #ВоиныХристовы #георгий #ВоеннаяТема #подвиг