ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ Русская народная игрушка – крепкая память нашего народа о своем историческом и доисторическом прошлом. Её вид, украшение являются одними из начальных форм освоения человеком окружающей среды. Русская игрушка – достояние нашей народной культуры наряду с родным языком, сказкой, песней, костюмом. Сегодня мы расскажем вам о таком народном промысле, как деревянные игрушки. Богородская игрушка История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде. Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая. Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам. Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще. После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей
Мазыкская (шуйская) игрушка Это такой любопытный русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора без использования других инструментов. Другие названия промысла: «топорщина», «болвашка», «тарарушка», «щепной товар». В XIX веке изготавливалась в Шуйском уезде Владимирской губернии
В основном игрушки представляли собой статуэтки зверей и людей, которые выполняли роль языческих божков — покровителей домашнего очага, идолов, оберегов и просто детских игрушек. Эта игрушка особенная и редкая. Она не делалась на продажу. Она изготавливалась для самых близких и любимых — детей, жён, родных. Мазыкской этот вид резьбы называется, поскольку сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии. Хотя подобного рода игрушки и были распространены по всей России, но именно как ремесленная школа, как вид мастерства, до наших времён мало где сохранился. Главная особенность этой игрушки — она полностью изготовляется с помощью одного инструмента — особо острого топора. Редко вдобавок к топору использовались другие инструменты. Поскольку руки у всех различаются, то и топор будет у каждого единственным, подходящим в совершенстве только для себя, но если его возьмёт другой человек, то и ему он покажется значительно удобнее других недоведённых топоров. В общем создать игрушечный топор — дело немалое.
Делают игрушку, как правило, из сосны. Но это не обязательный материал. Традиционно изготавливают её и из полешка с торчащими сучками. Эти сучки используют в изделии, они могут превратиться в хвост или клюв, а могу стать плавниками у щуки. Мастер обязательно должен чувствовать материал, смотреть, как расположены древесные волокна в заготовке, чтобы определить с какой стороны резать-рубить и под каким углом.
Птица счастья Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до XX века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона).
Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия. Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь потокам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси. Подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома
Изготавливается Птица счастья из цельного бруска, щепки, без применения клея и крепежных элементов, путём нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания, лепестки получившихся крыльев и хвоста могут соединяться нитками. Обычно делается из дерева сосны, ели, пихты или сибирского кедра. За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии
МБУК "Централизованная сельская клубная система"
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ: 6.
ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ
Русская народная игрушка – крепкая память нашего народа о своем историческом и доисторическом прошлом. Её вид, украшение являются одними из начальных форм освоения человеком окружающей среды. Русская игрушка – достояние нашей народной культуры наряду с родным языком, сказкой, песней, костюмом. Сегодня мы расскажем вам о таком народном промысле, как деревянные игрушки.
Богородская игрушка
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей
Это такой любопытный русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора без использования других инструментов. Другие названия промысла: «топорщина», «болвашка», «тарарушка», «щепной товар». В XIX веке изготавливалась в Шуйском уезде Владимирской губернии
Эта игрушка особенная и редкая. Она не делалась на продажу. Она изготавливалась для самых близких и любимых — детей, жён, родных.
Мазыкской этот вид резьбы называется, поскольку сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии.
Хотя подобного рода игрушки и были распространены по всей России, но именно как ремесленная школа, как вид мастерства, до наших времён мало где сохранился.
Главная особенность этой игрушки — она полностью изготовляется с помощью одного инструмента — особо острого топора. Редко вдобавок к топору использовались другие инструменты. Поскольку руки у всех различаются, то и топор будет у каждого единственным, подходящим в совершенстве только для себя, но если его возьмёт другой человек, то и ему он покажется значительно удобнее других недоведённых топоров. В общем создать игрушечный топор — дело немалое.
Мастер обязательно должен чувствовать материал, смотреть, как расположены древесные волокна в заготовке, чтобы определить с какой стороны резать-рубить и под каким углом.
Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до XX века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона).
За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии