Терпеть ради семьи — самая опасная ошибка женщины.

Терпеть ради семьи — самая опасная ошибка женщины. - 987469095152

ГЛАВА 1. «Ты знала? Он не только ушёл, но ещё и подал в суд на квартиру»

Утро было тихим. Даже подозрительно тихим. В доме пахло вчерашним чаем с бергамотом и чем-то ещё — неуловимо чужим, как если бы в воздухе притаился чей-то взгляд.
Анна, как всегда, проснулась первой. Сходила на кухню, включила чайник, поставила на плиту овсянку — привычный, почти автоматический ритуал, как чистка зубов. Только теперь за столом — пусто. Второй стул был аккуратно задвинут. Уже месяц.

Она уже перестала автоматически наливать в обе чашки.

В дверь позвонили. Один раз — коротко, сухо, как сигнал. Не соседка. Не почта. Не Ксения, дочь, у неё свой ключ.

— Да? — голос Анны звучал глухо, будто сквозь вату.

Молодой мужчина в куртке и вязаной шапке протянул коричневый конверт с печатью.
— Судебное уведомление. Распишитесь, пожалуйста.

— Что? Простите, что?..

— Повестка. Районный суд. Ответчик — вы, истец — гражданин Шилов Олег Павлович.

Анна не сразу поняла. Имя ударило по виску. Она оперлась на дверной косяк, будто в живот ударили.

— Он... — прошептала она. — Он подал в суд?

Курьер пожал плечами — равнодушно, по-деловому.

— Квартира, вопрос о разделе имущества после расторжения брака. Всё стандартно. До свидания.

Он ушёл. А она стояла в коридоре, с этим нелепым конвертом в руках, как с повесткой на расстрел.

— Мам. Мам, сядь. — Ксения взяла у неё листы, глядя не на буквы — на мать. В её глазах не было слёз. Только усталость и что-то стальное, неожиданное для молодой женщины.

— Он требует... половину. Половину квартиры, — прошептала Анна, будто если сказать это вслух, бумага сгорит сама.
— Он ушёл к Марине, Ксю. А теперь — судится. Судится со мной.

— Я знала, что он подонок. Но не думала, что ещё и глупый, — сухо отрезала Ксения. — Это же наша квартира. Не его.

— Он считает, что имеет право, — Анна опустила глаза. — Мы же прожили двадцать три года. Я все эти годы... Я даже не знала, что он уже тогда…

— Мам, — перебила Ксения, — а ты правда не знала?

— Что?

— Что он тебя не любит. Что ты у него не жена — а фон. Привычка. Сервис. Уютное кресло.

Анна вздрогнула.
— Почему ты так говоришь?

— Потому что я видела. Как он с тобой. Как ты — с ним.
Мам, я люблю тебя. Но ты всю жизнь будто старалась — нравиться. Не жить. Не быть. А нравиться.

— Он же был мой муж…

— Был. Пока не нашёл, с кем удобнее. Ты не женщина для него, а завтрак на столе, отглаженная рубашка и тихое согласие. А теперь он хочет забрать и последний приз.

— Приз?

— Квартиру, мам. Которая тебе досталась не от него — а от твоей жизни. От твоего отца. От тебя самой.

Анна молчала.
А потом вдруг засмеялась — тихо, странно, будто проснулась от сна.

— Ты знала, Ксюш? Что он не только ушёл, но ещё и подал в суд?

— Нет. Но знаешь, что я знала? Что ты переживёшь.

Анна впервые за месяц посмотрела в зеркало — не глазами хозяйки, не глазами жены. А как женщина. Чуть постаревшая. Чуть похудевшая. С отросшими корнями и щемящим светом в зрачках.

— Я не уверена. Но, может быть… — она посмотрела на дочь, — может быть, мне пора перестать быть фоном.

ГЛАВА 2. «Я готовила тебе завтрак, пока ты писал ей стихи»

Стеклянный чайник булькал на плите, будто воспоминание, которое само себя разогревает. Анна стояла у окна, с чашкой в руках, и смотрела, как по стеклу ползёт тонкая капля дождя. Весна. Та самая, которую она раньше так любила. Весна, в которую теперь было... пусто.

Она не заметила, как села. И не помнила, наливала ли чай себе или кому-то. Мысленно она снова была не здесь.

Олег всегда просыпался на полчаса позже. Это было негласным законом дома: Анна вставала первая, включала кофемашину, чистила мандарины (он не любил кожуру на пальцах), гладила рубашку. Всё было сделано ещё до его первого зевка.

— Аннушка… — говорил он сонно, входя на кухню, — как у тебя получается каждый раз всё так… безупречно?

Она улыбалась. Глупо, по-девичьи. В сорок лет.
— Ты же знаешь. Я просто люблю порядок.

Но она не признавала себе тогда: она не порядок любила. Она любила быть нужной. Невидимо нужной.

А однажды — проснувшись раньше, чем надо, — она подошла к двери в кабинет. Она услышала, как он диктует что-то себе вполголоса. Словно стихи.

— «Твои волосы пахнут солью и летом. Как ты смеешь быть такой живой рядом с моей тенью...»
Пауза. Потом снова:
— «Ты не жена. Ты что-то больше. Ты оправдание моего бегства…»

Анна тогда подумала — это для неё. Глупо, нелепо, но — для неё.
А через месяц, когда он уже жил у Марины, она вспомнила. Именно эти слова прочитала в посте на странице её бывшей подруги, где та писала о «новой главе, новой любви и своём герое».

И тогда — всё стало ясно.

«Ты писал ей стихи, пока я стояла у плиты», — думала Анна, медленно размешивая ложкой уже остывший чай.
— Я мыла за тобой посуду. Стирала твои носки. Слушала твои жалобы на начальника. Я верила, что это и есть — любовь.
Но, наверное… — она усмехнулась, — …я была просто хорошим шумовым фоном для твоей поэзии.

Она встала. Открыла старую коробку с письмами, которую хранила в шкафу — ту, где он в первые годы брака оставлял ей записки: «Ты — лучшее, что случилось со мной».
Анна достала одну. Бумага выцвела. Чернила поблёкли.

Она достала спички.

Записка сгорела быстро. Без дыма. Без трагедии.

— Прощай, девочка с завтраками.
Теперь — ты женщина с огнём.

ГЛАВА 3. «Анна, пора выходить в люди. Хватит быть мебелью»

— Тётя Ань, — сказала Алёна, подруга Ксении, с тем простым нахальством, на которое способны только тридцатилетние, уверенные, что жизнь поддаётся коррекции, — вы же понимаете, что всё это уже не имеет смысла?

— Что именно? — Анна положила салфетку на колени, словно собиралась защищаться, не от еды — от слов.

— Это. Сидеть дома, перебирать чайные пакетики и смотреть в точку. Вы не мебель. А ведёте себя как трюмо, которое забыли выбросить.

Ксения усмехнулась: — Алёна, ты как всегда — тактично.

— Я — честно, — пожала плечами Алёна. — Жизнь — это не он. И не эта квартира. И не даже… — она кивнула на пачку документов с суда, — это. Вы женщина, а не антикварная комодина.

Анна вздохнула.
— А куда, по-твоему, мне идти? В ночной клуб?

— Почти. На вечер в "Домике на Покровке". Там будут художники, литераторы, пара юристов. Все старше тридцати. Без ТикТока. Кстати, я записала вас — у них свободная сцена и вино.

— Ты… записала меня? — Анна приподняла бровь.

— Конечно. Как участницу. Будем считать это терапией. Вы либо читаете стихи, либо пьёте. Или и то, и другое.

Когда Анна вошла в зал, пахло лавандой, вином и чьей-то тонкой, дорогой тоской. Там было светло и негромко, мужчины в шарфах и женщины в длинных серьгах переговаривались с видом уставших театральных героев.

Алёна тут же исчезла в компании знакомых. Ксения подмигнула матери — и отправилась в другой угол.
Анна осталась одна. И впервые — это не пугало. Только щемило, как натёртые старые туфли, в которых когда-то шла на первое свидание.

Она подошла к столику, где стояли книги. И вдруг — знакомый голос. Звонкий. Слишком уверенный.

— …и тогда он сказал: «Ты — как воздух. Я дышал тобой, пока не понял, что задыхаюсь от прежней жизни».

Анна застыла.

Марина. Подруга детства. Смеялась, закидывая голову, играя кольцом на бокале. Рядом — Олег. В том же пиджаке, что Анна гладила ещё в октябре. Он держал её за талию, как держал когда-то Анну — за плечо, чуть свысока.

Анна не шелохнулась. Словно экран завис. Словно память решила: "Смотри. До конца."

Марина повернулась. Их взгляды встретились.

Тишина между двумя женщинами была гуще, чем весь зал. Марина чуть наклонила голову. Улыбнулась. Так, как улыбаются тем, кого не боятся. Кого считают проигравшими.

Олег оторвался от бокала и увидел Анну. Он не растерялся. Только нахмурился. Словно не вовремя пришла уборщица.

Анна кивнула. Слегка. И ушла вглубь зала.

— Ну как? — Алёна догнала её в буфете. — Получилось?

— Получилось. Теперь я знаю, с кем он живёт. — Анна взяла бокал.

— Кто?

— Марина. Моя бывшая подруга. Из тех, что знала, как я мечтала о нём в девятом классе. Она слушала, как я читала её письма от него. А теперь — слушает его стихи.

— Ну, как говорится… красиво жить не запретишь, — буркнула Алёна.

— Да, — кивнула Анна. — Но иногда красота — это просто иллюзия. Вроде фальшивой картины на настоящей стене.

Алёна усмехнулась: — Что вы и докажете на суде?

— Нет, — сказала Анна, впервые глядя в глаза. — Что я докажу — самой себе.

ГЛАВА 4. «Ты всегда была фоном. А он — герой. Тебе просто повезло с ним»

Вечер подходил к финалу, но разговор только начинался.
Порционный салат на белоснежной тарелке выглядел так, будто его рисовали акварелью: пара капель соуса, одинокая веточка кинзы и что-то розоватое, неуловимо сомнительное.
Анна положила вилку, даже не попробовав.
Марина сидела напротив. Без стеснения. Без фальши.

— Я знала, что ты придёшь, — сказала она, отпивая глоток вина. — У тебя всегда была эта… тяга к драме. И к нему.

— А у тебя — к чужому, — спокойно ответила Анна.

Марина усмехнулась.
— Чужого не бывает, если ты просто умеешь ждать. Я же не виновата, что ты прожила с ним двадцать лет и так и не поняла, кто он на самом деле.

— Я поняла. Но слишком поздно.

— Слишком поздно? — Марина наклонилась, опершись локтем на край стола. — Да ты никогда его не понимала. Ты была у него фоном. Мягким, удобным. Как шерстяной плед. А он — человек ветра. Человек страсти. Он задыхался рядом с тобой, Ань.

— Странно. Пока он задыхался — я готовила ему обеды, ездила в поликлинику с его матерью, писала ему отчёты по работе, когда он бухал с подрядчиком.

— Потому что тебе нравилось быть нужной. Но нужная — не значит любимая.

Анна молчала. Она держала взгляд.
Марина почувствовала это. Почувствовала, как меняется воздух между ними. Раньше она бы заговорила быстрее, чтобы вернуть себе преимущество. Но сейчас — продолжала тихо, яд капал дозированно.

— Олег — сложный человек. Его не удержать ни бытом, ни преданностью. Ему нужна муза. Движение. Сопротивление. Он живёт на разнице потенциалов. А с тобой было ровно. Тепло, но скучно.

— А с тобой — весело, да?

— С ним — никогда не бывает скучно. Он пишет снова. Он смеётся. Он живёт.

Анна кивнула, словно слушала врача, сообщающего диагноз.

— Ты права. Я была фоном. Потому что верила, что любовь — это быть рядом. Не блистать. Не требовать. Просто быть.
— Но теперь, Марина, я думаю: может, это была не любовь. А самообман, в красивой упаковке с его улыбкой.

Марина откинулась на спинку стула. Её глаза сузились.
— Тебе просто повезло с ним. Сколько бы ты там ни фантазировала. Ты не равная ему. Никогда не была. Он — герой. А ты — бухгалтер.

— Зато теперь я точно умею считать. Особенно предательства. Они, знаешь ли, тоже накапливаются.

— Ты что, мстить пришла?

— Нет. Просто ужинать. С подругой. Бывшей.

Пауза повисла между ними. Глубокая, как колодец. Только вместо воды — то, что не сказано годами.

Анна встала.

— Передай Олегу, что стихи у него неплохие. Особенно те, что он писал мне — и отдал тебе.

И ушла.

ГЛАВА 5. «Вы ведь не знали, что квартира записана на вашу дочь?»

Юрист оказался моложе, чем Анна ожидала. И спокойнее. Спокойствие это было не от равнодушия, а от знания — как у хорошего терапевта, который видел в своей практике всё: и панические атаки, и неумелую ложь, и слёзы, от которых носят с собой запасной носовой платок.

— Садитесь, Анна Павловна. — Он поправил очки и разложил документы. — Я внимательно посмотрел дело. Тут интересный момент…

Анна сжала руки на коленях. Не уверена, что хочет услышать. Не уверена, что сможет выдержать ещё одно «вы же понимаете, всё по закону».

— Да-да, я в курсе. Квартира приобретена в браке, но по документам... — начала она машинально, — ...формально оформлена на меня, но Олег имеет право на половину.

Юрист приподнял бровь, словно ей удалось рассмешить его усталый лоб.

— А вот и нет. Квартира не на вас.

— Простите? — Анна приподнялась. — Как это?

Он выдвинул из папки копию — старую, пожелтевшую.

— Оформлена на вашу дочь. По дарственной. Год 2015. Подпись — Григорий Михайлович… ваш отец?

Анна побледнела.
— Он... Но как? Он тогда уже плохо говорил…

— Но ещё хорошо писал. И, судя по всему, мыслил очень ясно. Посмотрите: вот акт, вот подпись нотариуса. Всё чисто. С тех пор квартира принадлежит вашей дочери. Вы и ваш бывший муж — проживающие. Не собственники.

Анна уставилась на бумагу. Её глаза расширились, будто в них внезапно ударил свет.

— Он… ничего не сказал. Никому.

Юрист пожал плечами.

— Вероятно, он знал, что будет дальше. Люди старшего поколения часто проницательнее, чем мы думаем. И умеют действовать... наперёд.

Анна откинулась на спинку кресла. Вдох. Первый по-настоящему глубокий вдох за долгое, очень долгое время.

— Значит, Олег подал в суд... не зная?

— Именно. Формально — вы не ответчик. Судья уже удивился. Думаю, Олег будет крайне… обескуражен. Но это уже не ваша проблема.

Она медленно провела пальцами по подлокотнику.

— Значит, он все эти годы жил… у тёщи.

Юрист усмехнулся.

— Даже не у тёщи. У наследницы. В этом доме его не было ни прав, ни будущего.

Анна поднялась.
— Знаете, — сказала она, — мне вдруг захотелось пирожное. С клубникой. И кофе. Самый дорогой, что есть. Сегодня — праздник.

— Праздник?

— День возвращения достоинства.

Она шагнула к выходу, чуть расправив плечи.
На улице моросил весенний дождь. И впервые за много лет он не показался ей серым. Он был — чистым.

ГЛАВА 6. «Значит, я 20 лет жил у тёщи, как прихожанин?»

Он вошёл в кафе, как в допросную.
Пальто — нараспашку, волосы — растрёпаны, лицо — серое от злобы. Люди у соседних столиков отвели глаза: такой человек не просто зашёл выпить кофе — он пришёл мстить. Или выяснять. А это в любом случае будет громко.

Марина уже сидела, с прямой спиной, с чашкой недопитого капучино. Вид у неё был странный: не растерянный, а скорее — настороженный. Как у женщины, которая, наконец, услышала за углом скрежет задвигающейся ловушки.

— Что это значит?! — с порога рявкнул Олег.

— Сядь, — сказала она тихо, — люди смотрят.

— Пусть смотрят! — Он опустился на стул. — Ты знала?

— Что?

— Что квартира не её. Не их с Анной. А дочери. Девчонки. Сраной… Ксении!

— Нет, — ответила Марина после короткой паузы. — Не знала.
— Ты сам говорил, что у неё ничего нет. Что она осталась одна. С бумажкой. И страхами.

Олег вскочил.
— Я подал в суд. Я стоял, как идиот, перед судьёй, а он мне говорит: «Вы не собственник. У вас — нет интереса».
Ты представляешь?! Меня... меня — как клоуна.

— А Анна? — Марина внимательно на него смотрела. — Она смеялась?

— Нет, — зло выдохнул он. — Она молчала. Смотрела на меня, словно я — ветошь на чердаке. Как будто я — все эти годы был никто.

— Может, ты и был. — Марина взяла чашку и сделала глоток. — Просто теперь ты это видишь.

Олег замер.
Он не был готов к тому, чтобы Марина не встала с ним плечом к плечу. Не взорвалась в унисон. Не пошла в наступление на «этих ведьм».

— Ты тоже на их стороне?

— Я ни на чьей. Просто… знаешь, ты обещал мне одно. Обещал, что мы начнём с чистого листа. Что у нас будет дом, будущее. А ты принёс мне… войну. Да ещё такую нелепую, проигранную в первом раунде.

— Я ради тебя ушёл из семьи!

— Нет, — Марина прищурилась. — Ты ушёл, потому что тебя там больше не терпели. Я — просто мягкий коврик, на который ты решил удобно приземлиться.

Он хотел что-то сказать, но не смог. Руки дрожали. Он впервые выглядел... не злым. А растерянным.

— Значит, — прошептал он, — я двадцать лет жил у тёщи… как прихожанин. В гостях. На птичьих правах. И все эти годы меня... терпели.

— Не терпели, Олег. — Марина встала. — Просто не замечали.
Ты был настолько важен для себя, что не понял, как стал второстепенным для всех остальных.

Он остался сидеть. Один.
Никто не подходил.
И только официант, молодой парень с серёжкой в ухе, осторожно положил рядом счёт.
Без слов. Без жалости.

ГЛАВА 7. «Он остался без квартиры, без семьи. А я впервые выспалась»

Утро не обещало ничего особенного. Ни солнца, ни грозы, ни большого поворота судьбы. Просто серое, тихое, мягкое утро. В доме было непривычно пусто. Ни звука шагов, ни чужого дыхания во сне, ни запаха мужского одеколона, к которому привыкаешь, как к фону — не замечаешь, пока не исчезнет.

Анна сидела у окна. В простом халате, с чашкой чая в руках. На подоконнике лежал кот — старый, полосатый, вальяжный. Даже он будто стал спокойнее.

— Ты знаешь, Шерлок, — сказала она коту, — я сегодня выспалась. По-настоящему. Без тревог, без чувства вины, без ожидания, что кто-то хлопнет дверью и скажет, что я не так заварила чай.

Шерлок не ответил. Он перевернулся на другой бок, всем видом показывая: теперь — только свои.

Анна вспомнила, как вчера Ксения подошла к ней и тихо сказала:

— Мам, теперь ты свободна. И ты не должна ни мстить, ни доказывать. Просто живи. Себе. А не "рядом с кем-то".

Сначала это прозвучало странно. Слишком пафосно, слишком… книжно. Но сейчас, в утренней тишине, эти слова легли на душу как мягкое одеяло.

Свобода — это не когда у тебя никого нет.
Свобода — когда тебе никто не мешает быть собой.

Анна поставила чашку на подоконник и вдруг улыбнулась.
Не тонкой ироничной улыбкой. Не усталой. А по-настоящему — как улыбаются только те, кто в первый раз за долгое время не боится будущего.

На телефон пришло сообщение. От Олега.

«Я ошибся. Мне жаль. Можем поговорить?»

Анна не стала отвечать. Просто удалила. Без злобы. Без слёз.
Это был конец. Без восклицательного знака. Только точка.
И в этой точке — вся суть.

Она осталась одна. Но не покинутая. А освобождённая.
Без мужа. Без игры. Без фальши.
И впервые — выспавшаяся.

ГЛАВА 8. «Я не мстила. Я просто больше не притворялась слабой»

Иногда месть выглядит как кино — с пощёчинами, с криками в дождь, с разбитыми бокалами и эффектными выходами под аплодисменты внутреннего зала.
А иногда — как чашка ромашкового чая в девять утра. Тишина. Свет. И ты сама. Живая. Без чужого дыхания в затылке.

Анна сидела на кухне. Без телевизора, без телефона, без дел. Просто так. Смотрела, как чай остывает, и думала.

"Я не мстила. Я просто больше не притворялась слабой."

Она повторила это вслух. Осторожно, как фразу на иностранном языке, которую только выучила.

Столько лет… Она думала, что быть женщиной — это быть удобной. Гибкой. Податливой.
Сначала — отцу. Потом — Олегу. Потом — работе, обстоятельствам, страхам.
Она гордилась тем, что "держится". Что не ломается. Что умеет "терпеть ради семьи".
Только теперь поняла: её сила была в способности приглушить себя. А не в том, чтобы быть собой.

Когда она пошла в суд — это не была война. Это был жест самоуважения.
Когда не ответила на сообщение — это не было унижением. Это была свобода.

"Я не перестала быть доброй. Я просто перестала быть удобной."

Она вспомнила слова Марины:

«Ты была фоном. А он — герой».

И вдруг подумала — а может, фон бывает куда важнее главного объекта?
Фон создаёт пространство, даёт дыхание, оттеняет, освещает.
А герой без фона — просто человек с переоценкой значимости.

Скорее всего, Олег продолжит искать. Муз, поклонниц, зеркала, в которых отражается его "особость".
А она — наконец перестала быть зеркалом.

"Месть — это когда ты хочешь, чтобы он страдал.
А я — хочу, чтобы он был далеко. И никак не касался моего воздуха."

Анна улыбнулась. Слегка. Не победно — спокойно.

Впереди — новая работа. Новые люди. Новая она.

И это не начало.
Это — возвращение.

ГЛАВА 9. «Новый день пахнет дождём. И свободой»

Дождь начинался лениво, словно небеса ещё не определились — полить всерьёз или просто слегка напомнить о себе. Мелкие капли стекали по оконному стеклу, оставляя прозрачные дорожки, похожие на трещины — но не на стекле, а в прежней жизни.

Анна завязала платок на шее. Лёгкий, кремовый, тот самый, что подарила себе сама на день рождения год назад. Тогда она не надела его — «не к месту, не по случаю». А теперь — самое место. Самое время.
Она посмотрела на себя в зеркало у выхода.
Женщина. С глазами, в которых больше не спят чужие сны.

На кухне мяукнул Шерлок.
Анна подошла, присела, провела рукой по его мягкой шерсти.

— Не скучай. И не дёргай кактус, слышишь? Он не виноват, что я теперь ухожу.

Кот зевнул в ответ.
Анна усмехнулась и встала.

Папка с резюме лежала в сумке. Ничего особенного. Но для неё — символ.
Первый шаг не в чью-то сторону. Не из вины, не из страха. А вперёд.
К себе.

Она вышла.
Дверь закрылась мягко, без звука. Как будто сама поняла — не хлопать. Тут начинается новая глава, не надо пафоса.

На улице пахло мокрым асфальтом, набухшей землёй, черёмухой и свободой.

Анна шла по тротуару, не спеша. Листья липы ещё были светло-зелёными, почти прозрачными.
Прохожие проходили мимо, не зная, что сегодня мимо них проходит женщина, которая вчера вернула себе жизнь.

Камера словно поднималась вверх — условно, мысленно.
Город жил. Люди спешили. Кто-то ругался в телефоне, кто-то нёс кофе, кто-то жаловался на цены и пробки.

А одна женщина шла на новую работу.
Без кольца.
Без сожалений.
Без прежнего себя.

Свет стал чуть ярче. Или это просто внутреннее небо прояснилось.

А вы уверены, что живёте свою жизнь — или просто не мешаете кому-то жить свою рядом с вами?

Комментарии

  • 20 апр 14:58
    Ой, какая же это сложная тема! Ведь совершенно нет критериев оценок. Всё жутко субъективо.
  • 20 апр 16:44
    Знаю, многие скажут что-то типа -" Бог терпел, и нам Велел". В каком то смысле, возможно это и правильно. Но, чисто с точки зрения психосоматики - это "путь в никуда"-в лучшем случае, и прямая дорога к целому ряду последствий для здоровья в худшем. Да и о какой "семье" может идти речь, когда люди уже настолько отдалились друг от друга, что даже спят в разных комнатах ? Так в чём смысл продолжать поддерживать видимость жизнеспособности такой "ячейки общества"?! С точки зрения практической хирургии, при первых признаках гангрены - просто необходимо удалить поражённые ткани, иначе с каждым днём их количество будет разрастаться и удалять придётся уже не фалангу пальца,а полностью всю конечность. А ведь можно уже и не успеть. Так что, лично для меня варианты
    терпеть ради : " детей","семьи" и прочих причин - это как дать той же гангрене, поразить большую площадь. А дети, вырастут - поймут. В конце концов можно ведь и не ограничивать их общение .
  • 21 апр 04:23
    Сложно не видеть безразличие а не быть ,,муза"бредъ.
  • 23 апр 08:32
    Вы совершенно правЫ! Это вот терпение, прогибание под другого человека, "господина" -- а всё ради чего -- ради статуса "замужем"???
  • 24 апр 22:57
    Как же быстро нынче и мужчины и женщины научились разрушать семью. Даже с удовольствием- наконец-то останусь одна! И мужчины из спокойных и удобных отношений бегут как черт от ладана непонятно куда. Ни одна работа не заменит близкого человека. У моей знакомой умер муж. По молодости и пил и гулял. Думали все, что вот после смерти, Маша наконец отдохнет. Но она сказала: пусть бы он оставался таким же, только бы мне не быть одной в пустой квартире, когда выросли дети и внуки. Когда не с кем поговорить, пожаловаться и никому до тебя нет никакого дела остальные только ждут, когда освобожу квартиру.
  • 25 апр 15:31
    Просто Ваша Маша не знает как это ужасно и тоскливо жить рядом с кем-то кому ни пожаловаться ни поделиться хоть чем -нибудь ни порадоваться ни попечалиться. ЕМУ - просто ВСЁ РАВНО.....что ты , как ты....лишь бы ему было УДОБНО....и ничего более...... А рассказ тронул....может быть кого-то заставил вспомнить о своём ДОСТОИНСТВЕ.....
  • 28 апр 13:57
    Не понимаю таких женщин. Терпеть унижения,вонь,скандалы. Уж лучше уж одной,чем с кем попало. Я просто рада,что у меня хорошие дети. И я в них уверена,как в себе. Сын с внуками рядом и не оставляет меня без внимания. Очень жаль дочь с внуками далеко. Мы очень скучаем друг по другу. Хоть и на расстоянии,но я постоянно чувствую их поддержку и любовь.
  • 28 апр 14:01
    Согласна с вами. Жалеть о том,что рядом был лишь бы какой....И жаль что поздно поняла,что надо полюбить и себя. А терпеть пустое место рядом с собой....Лучше уж одной,чем с кем попало.