"Степан Разин" - последняя значительная историческая картина Сурикова, завершившая его творческий путь. Суриков работал над полотном долго, переписывал, дополнял, добиваясь нужного ему впечатлению.
Широкая даль Волги. Большой струг (старинное речное деревянное судно). Гребцы взметнули весла. Замерли. Играет на гитаре казак-гитарист, спит на борту другой казак...В мерных взмахах весел в широких просторах Волги есть что-то песенное, эпическое, роднящее картину с теми народными песнями и сказаниями о Степане Тимофеевиче Разине:
"Из-за острова на стрежень, на простор речной волны Выплывают расписные, Стеньки Разина челны..."
А сам Разин, атаман казацкой вольницы, облокотившись на узорное седло, погружен в глубокую думу...И кажется, выплыл он на волжский простор, чтобы напомнить людям о великих битвах прошлого, о войнах крестьянских...
Василий Иванович Суриков представил публике свою картину «Степан Фазин», последнюю из завершенных «больших» исторических работ, на XXXV выставке Товарищества передвижных художественных выставок, в Москве, в здании Историческрго Музея, 30 декабря 1906 года.
Однако, вопреки ожиданиям самого Василия Ивановича, картина не произвела на публику положительного впечатления. Напротив, московская критика упрекала его в бедности композиции картины, в ее «иллюстративности» и отсутствии содержания. Образ Разина, по мнению публики, был «бледен» и совершенно оторван автором от стихии «народной темы» (Кончаловская Н. Дар бесценный. М.: Детская литература, 1969, с. 291).
Соответственно, никто не высказал и пожелания приобрести картину. Василий Иванович возложил свои надежды на петербургскую публику. 13 февраля 1907 года он писал своему брату Александру: «...Картину выставлю в Питере с марта 2-го. Уже упаковали ее на Передвижную выставку. О покупке покуда ничего не знаю. Как Питер скажет. Времена то нынче настали не художественные» (Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977, с. 126).
После закрытия выставки в Москве 4 февраля 1907 года Суриков отправил картину в Петербург, где Передвижная выставка была открыта со 2 марта в здании Общества поощрения художеств. Однако и после закрытия петербургской передвижной выставки картина так и не была никем приобретена. 4 апреля 1907 года Суриков в письме с изрядной долей пессимизма сообщил брату, что «картина находится во владении ее автора Василия Ивановича и, должно быть, перейдет в собственность его дальнейшего потомства».
Так же как и в Москве, публика в Петербурге более чем прохладно приняла его работу и выставку в целом. Вот что писала «Петербургская газета» от 4 марта 1907 года (№ 62): «Скукой веет от открывшейся вчера в Обществе Поощрения Художников передвижной выставки. Старая шарманка, в тысячу первый раз повторяющая одни и те же мотивы, с той разницей, что с каждым годом инструмент звучит все хуже и хуже...
Совсем не оправдала ожиданий огромная картина В. И. Сурикова «Разин». На большом полотне грубо намалеваны мужские фигуры, плывущие в лодке... Ни одного сколько- нибудь типичного лица, ни малейших признаков того, что это не простые гребцы, а «удалая шайка» Стеньки Разина. Сам Разин ничем не отличается от своих товарищей, и в его физиономии нет ничего характерного. Догадаться, что это главарь шайки, можно лишь по тому, что его фигура центральное других. Живопись картины грубая и сухая, и много погрешностей на рисунке: фигура Разина, находясь на втором плане, является одинаковой с первоплановыми фигурами. В. И. Суриков, судя по этой неудачной картине, пошел назад».
Газета «Новое время» от 3 марта 1907 года (№ 11126) в разделе «Художественные новости» также уделила несколько строчек картине: «Первое место по величине занимает колоссальная картина В. Сурикова «Разин», не уступающая по своим размерам его «Ермаку», но гораздо слабее последней по замыслу и трактовке...»
Однако наиболее интересным и неожиданным комментарием показалась заметка в разделе «Эскизы и Кроки» «Петербургской газеты» от 20 марта (№ 77). Вот о чем писалось в заметке: «Отсутствие И.Е. Репина на передвижной выставке объясняют тем, что художник не успел окончить начатых картин. Зато в будущем году Репин выставит у передвижников огромную вещь, как говорят, очень похожую на картину В.И.Сурикова «Стенька Разин», фигурирующую на нынешней передвижной выставке.
Картина изображает запорожцев, плывущих на лодке по реке. Сходство с Суриковым заключается не только в одинаковом мотиве, но ив самой композиции картины. У Репина тоже на первом плане угол лодки. Видевшие картину говорят, что она является повторением известных репинских запорожцев, с той разницей, что художник посадил теперь своих запорожцев в лодку».
Действительно, критики переживали по поводу отсутствия работ И.Е. Репина на XXXV передвижной выставке, считая его «единственным живым художником у передвижников», и говорили о том, что его отсутствие «делает нынешнюю выставку передвижников особенно убогой». Возможно, именно из-за такого приема и заочного проигрыша «с треском» своему главному «конкуренту», который даже не выставил своих работ, В.И. Суриков в том же году решил выйти из членства в Товариществе передвижных художественных выставок, списав отчасти свою неудачу с «Разиным» на упавшую популярность передвижников.
КАЗАК "Рубеж"
Суриков Василий Иванович - Степан Разин (1903)
Широкая даль Волги. Большой струг (старинное речное деревянное судно). Гребцы взметнули весла. Замерли. Играет на гитаре казак-гитарист, спит на борту другой казак...В мерных взмахах весел в широких просторах Волги есть что-то песенное, эпическое, роднящее картину с теми народными песнями и сказаниями о Степане Тимофеевиче Разине:
Выплывают расписные, Стеньки Разина челны..."
А сам Разин, атаман казацкой вольницы, облокотившись на узорное седло, погружен в глубокую думу...И кажется, выплыл он на волжский простор, чтобы напомнить людям о великих битвах прошлого, о войнах крестьянских...
Однако, вопреки ожиданиям самого Василия Ивановича, картина не произвела на публику положительного впечатления. Напротив, московская критика упрекала его в бедности композиции картины, в ее «иллюстративности» и отсутствии содержания. Образ Разина, по мнению публики, был «бледен» и совершенно оторван автором от стихии «народной темы» (Кончаловская Н. Дар бесценный. М.: Детская литература, 1969, с. 291).
«...Картину выставлю в Питере с марта 2-го. Уже упаковали ее на Передвижную выставку. О покупке покуда ничего не знаю. Как Питер скажет. Времена то нынче настали не художественные» (Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Искусство, 1977, с. 126).
«Скукой веет от открывшейся вчера в Обществе Поощрения Художников передвижной выставки. Старая шарманка, в тысячу первый раз повторяющая одни и те же мотивы, с той разницей, что с каждым годом инструмент звучит все хуже и хуже...
Сам Разин ничем не отличается от своих товарищей, и в его физиономии нет ничего характерного. Догадаться, что это главарь шайки, можно лишь по тому, что его фигура центральное других.
Живопись картины грубая и сухая, и много погрешностей на рисунке: фигура Разина, находясь на втором плане, является одинаковой с первоплановыми фигурами.
В. И. Суриков, судя по этой неудачной картине, пошел назад».
«Первое место по величине занимает колоссальная картина В. Сурикова «Разин», не уступающая по своим размерам его «Ермаку», но гораздо слабее последней по замыслу и трактовке...»
«Отсутствие И.Е. Репина на передвижной выставке объясняют тем, что художник не успел окончить начатых картин. Зато в будущем году Репин выставит у передвижников огромную вещь, как говорят, очень похожую на картину В.И.Сурикова «Стенька Разин», фигурирующую на нынешней передвижной выставке.