Стоило мне написать небольшой текст про появление книги Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес", как в комментарии начались набеги "специалистов", желающих непременно просветить всех остальных про э-э-э-э... особые отношения сказочника с маленькими девочками.
И я бы это пережил - в конце концов, в педофилии ныне обвиняют всех, кто много общался с детьми - от Льва Толстого с его школой для крестьянских детей до Владислава Крапивина с его отрядом "Каравелла".
Но меня очень веселит то, что главным доказательством виновности Кэрролла в глазах досужих сплетников является тот факт, что он, видите ли, фотографировал детей (и даже девочек) в голом и полуголом виде.
Поэтому извините, но я все-таки скажу пару слов на эту очень неприятную тему. Это просто короткая реплика, не более того.
Главная проблема неумных людей заключается в том, что они очень мало знают, и в силу этого обстоятельства полагают мир стабильным и неизменным. И потому искренне убеждены, что сегодняшнее нетерпимое отношение к тиражированию детской наготы было всегда - и сто лет назад, и двести, и пятьсот.
Меж тем дело обстоит ровно наоборот - и это знает любой человек, который вместо просмотра роликов в Сети работает с первоисточниками.
Это увидев сегодняшние купальники взрослых женщин, жители тогдашнего мира выронили бы глаза и сразу же поняли, что конец света уже случился, мир захвачен Антихристом и дозволены любые непотребства.
Такого они действительно никогда не видели.
А голых детей видели преизрядно. Потому что в голых детях тогда никто не усматривал ничего плохого. Дети считались безгрешными, а их нагота прямо выступала символом чистоты и невинности.
Я даже не буду заводиться про путти и прочая, достаточно вспомнить, что издаваемые в 19 веке книги стихов или сказок часто украшались иллюстрациями с обнаженными феечками. Примерно такими.
Это было что-то вроде сегодняшних разноцветных пушистых котят - умилительно-кавайные картиночки, эдакое концентрированное ми-ми-ми.
Ровно то же самое было и с фотографиями обнаженных детей. Их я здесь показывать, разумеется, не буду - мне блокировка канала не к чему - но могу заверить, что они делались повсеместно. Тот же Кэрролл во времена, когда умелый фотограф был еще очень востребованной диковинкой, периодически фотографировал обнаженных детей по просьбе их родителей (и, разумеется, в их присутствии).
Фотки эти делали по тем же самым причинам - обнаженные дети считались эталоном приятной глазу красоты, чистоты и невинности. Будет потом что вспомнить выросшим и нагрешившим людям, будет над чем пустить ностальгическую слезу.
Да что там 19 век? Практически у любого сегодняшнего бумера в домашнем альбоме хранятся младенческие фотографии, где он, извините, практически тычет пиписькой в объектив. Обличать эти фото - это примерно как сегодня объявить непотребством фотографирование собственных котиков. Никто в этом не видел ничего плохого еще в конце 1980-х, достаточно вспомнить финальный кадр культового польского фильма "Новые амазонки", где, извините, детородный орган народившегося младенца занимает пол-экрана.
Но если в 80-е общественное согласие на публичную обнаженку распространялось только на младенцев, то до войны люди не видели ничего плохого и в обнаженных подростках. В знаменитом крымском лагере "Артек" пионеры и пионерки, раздевшись догола, целыми отрядами восторженно бежали в море, а орган ЦК ВЛКСМ журнал "Пионер", ничтоже сумняшеся, публиковал на своих страницах развернутые детальные фоторепортажи об этом счастливом детстве советских детей.
Я, правда, здесь выложу только одно фото - самое невинное, из "Пионера" №10 за 1938 год. Как говорил переодевшийся в майора герой фильма "Асса": "Я не идиёт".
Резюмируя - обнаженные дети были не смущавшей никого обыденностью, и в тогдашнем мире встречались повсюду. В своей великолепной картине "Весна" художник Аркадий Пластов обыграл именно повсеместный стереотип "одетый взрослый - голый ребенок", "зазеркалив" его.
Так что "фотографировал малоодетых детей" - плохой, негодный аргумент для обвинений в педофилии.
С другой стороны - обличителей тоже можно понять. Никаких других доказательств противоестественных наклонностей автора "Алисы в Стране Чудес" не существует, а потрепаться на "остренькую" тему хочется.
Микроистории об истории
:Вадим Нестеров
Льюис Кэрролл и маленькие девочки
Стоило мне написать небольшой текст про появление книги Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес", как в комментарии начались набеги "специалистов", желающих непременно просветить всех остальных про э-э-э-э... особые отношения сказочника с маленькими девочками.
Но меня очень веселит то, что главным доказательством виновности Кэрролла в глазах досужих сплетников является тот факт, что он, видите ли, фотографировал детей (и даже девочек) в голом и полуголом виде.
Поэтому извините, но я все-таки скажу пару слов на эту очень неприятную тему. Это просто короткая реплика, не более того.
Главная проблема неумных людей заключается в том, что они очень мало знают, и в силу этого обстоятельства полагают мир стабильным и неизменным. И потому искренне убеждены, что сегодняшнее нетерпимое отношение к тиражированию детской наготы было всегда - и сто лет назад, и двести, и пятьсот.
Меж тем дело обстоит ровно наоборот - и это знает любой человек, который вместо просмотра роликов в Сети работает с первоисточниками.
Это увидев сегодняшние купальники взрослых женщин, жители тогдашнего мира выронили бы глаза и сразу же поняли, что конец света уже случился, мир захвачен Антихристом и дозволены любые непотребства.
Такого они действительно никогда не видели.
Я даже не буду заводиться про путти и прочая, достаточно вспомнить, что издаваемые в 19 веке книги стихов или сказок часто украшались иллюстрациями с обнаженными феечками. Примерно такими.
Фотки эти делали по тем же самым причинам - обнаженные дети считались эталоном приятной глазу красоты, чистоты и невинности. Будет потом что вспомнить выросшим и нагрешившим людям, будет над чем пустить ностальгическую слезу.
Да что там 19 век? Практически у любого сегодняшнего бумера в домашнем альбоме хранятся младенческие фотографии, где он, извините, практически тычет пиписькой в объектив. Обличать эти фото - это примерно как сегодня объявить непотребством фотографирование собственных котиков. Никто в этом не видел ничего плохого еще в конце 1980-х, достаточно вспомнить финальный кадр культового польского фильма "Новые амазонки", где, извините, детородный орган народившегося младенца занимает пол-экрана.
Я, правда, здесь выложу только одно фото - самое невинное, из "Пионера" №10 за 1938 год. Как говорил переодевшийся в майора герой фильма "Асса": "Я не идиёт".
С другой стороны - обличителей тоже можно понять. Никаких других доказательств противоестественных наклонностей автора "Алисы в Стране Чудес" не существует, а потрепаться на "остренькую" тему хочется.