Про Сашу Токсика, шаблонное "боярЪ-аниме" и коварных авторов
На днях я выложил обзор самых популярных майских новинок в жанре "боярЪ-аниме", в котором посетовал, что практически всю семерку лидеров читать не хочется из-за шаблонности сюжета во-первых и плохого языка авторов во-вторых. В комментарии пришел один из самых популярных сегодня авторов портала Саша Токсик и поинтересовался:
"И по прежнему остаётся открытым вопрос. Почему эти скучные, примитивные, шаблонные и одинаковые книжки читают столько людей, сколько интересным, оригинальным, увлекательным книжкам других жанров даже и не снилось".
Это очень простой вопрос, но поскольку он все равно неотвратимо возникает с известной регулярностью, я решил на него ответить не в комментариях, а отдельным постом.
Все дело в том, что большинство читателей портала "Автор.Тудей" приходит сюда именно затем, чтобы прочитать примитивные, шаблонные и одинаковые книжки. А сложные, оригинальные и разнообразные книжки они читать не хотят и не будут.
И это происходит вовсе не потому, что читатели на АТ - глупые и примитивные люди. Нет, просто желание почитать что-нибудь простое, бодрое и ожидаемое у них есть, а вот сложное и грузящее - нет и не ожидается.
Хороший писатель Павел Иевлев называет это "казуальным чтением". Извините за длинную цитату, но у Паши настоящий дар формулировать суть социальных процессов коротко и по существу (книга "УАЗ-Дао" к вашим услугам).
"Немного о феномене «казуального чтения», который не то порожден АТ, не то его породил, не то они нашли друг друга, как курица и яйцо.
«Казуальным» я называю чтение книг, имеющее целью «утилизацию времени» и ничего не более, что приравнивает его к просмотру сериалов, игре в аркадные игры и так далее. Сразу скажу, абсолютно ничего плохого в этом нет – прекрасная форма отдыха. Отличие казуального чтения в том, что оно является антагонистом чтения условно «литературного». Литературное предполагает, что читатель должен что-то от текста получить – новую концепцию, интересную мысль, свежую идею, важную информацию или хотя бы просто увидеть качественное сложение слов в предложения и немного вырасти в художественном отношении. Казуальное предполагает, что читатель должен просто комфортно «промотать время», которое ему больше нечем занять.
Книга для литературного чтения категорически не подходит для казуального, потому что не решает задачу читателя – отдохнуть, не затрачивая душевных, эмоциональных, интеллектуальных и иных ресурсов. Такие её характеристики, как высокое качество текста, глубокое отражение этических или социальных проблем, философичность, художественность, эмоциональная напряженность и так далее, которые считаются однозначными достоинствами в литературе, в данном случае являются недостатками. Все они требуют от читателя расхода энергии – на сопереживание, размышление, осмысление новых идей, а он скачал книжку для задачи ровно обратной – отдохнуть, без усилия скользя глазами по гладкому, комфортному, не вызывающему особых эмоций тексту. Казуальные книги всегда четко идентифицируются по жанрам и имеют такое важное преимущество, как взаимозаменяемость – дочитав одну «боярку» или «литропыгу», можно без перерыва продолжить читать другую, у другого автора, потому что поменяются только имена и названия. Это создает изотропное пространство потокового чтения, бесконечного, как игра «тетрис».
Одно чтение не хуже другого, это просто совершенно разные явления. Востребованность того или другого зависит от внешних по отношению к чтению факторов, в первую очередь от устройства жизни общества и человека. Нельзя даже сказать, что они конкурируют за один и тот же конечный ресурс – время. Это разное, невзаимозаменяемое время – время отключенного и включенного мозга. Иногда мозг надо отключать, чтобы остыл, и тогда казуальное чтение приходит на помощь.
Слава ему и АТ".
Добавлю немного от себя.
Первое. Я думаю, абсолютное большинство пользователей портала АТ ищет там именно казуального чтения - люди, предпочитающие "литературное" чтение (или предпочитающие декларировать такие предпочтения) тусуются в других местах.
Второе. Но при этом авторы, в большинстве своем, напротив, не любят писать казуальную литературу. Для начала, это противоречит самой сути творчества - см. гениальный эпизод, когда Незнайка и Тюбик рисовали портреты малышек после крушения воздушного шара. Написание казуальных книг - очень тяжелый, времязатратный, однообразный и, самое главное - неблагодарный труд (хоть и сравнительно неплохо оплачиваемый).
Это когда ты поешь от души - тебя прет и шарашит эмоциями. А когда ты четвертый раз за вечер исполняешь по заказу уважаемого гостя из Дилижана "Ов, сирун, сирун" - это, по-честному, конвейер. Не «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!», а «Ну, слава богу, дописал, норму выполнил». Не ленись, стой и крути гайки по заданному алгоритму - вот и все, что от тебя требуется.
Это напрягает.
Никто не любит крутить гайки. Особенно, когда душу терзают подозрения, что вместо гаек ты бы мог проектировать новые самолеты.
Третье, вытекающее из первого и второго. Очень часто себялюбивые авторы хитрят и занимаются, извините, мимикрией. Пишут веселый, остросюжетный и легко читаемый текст, в котором прячут нетривиальные рассуждения и глубокие осмысления. Подсовывают лоху-читателю под видом мексиканского тушкана шанхайских барсов. Да-да, "вам подсунули гораздо лучший мех", именно так.
Создают что-нибудь вроде книги "Менеджер Нагибко, вы робот?" Юлии Жуковой и Елизаветы Шумской - https://author.today/work/428161, от которой сложно оторваться, но при этом она осмысляет современный мир много лучше большинства претендентов на престижные литературные премии.
Правда, мимикрия такая прокатывает это далеко не всегда. "Люди в общем мало знают, но они прекрасно чуют", ага. Как показывает практика, большинство уставших мозгом читателей все-таки быстро понимают, что их хотят под шумок пригрузить малёха, а поняв - скипают коварные творения изворотливого авторского разума.
Поэтому в топ популярных авторов вы таким образом точно не выбьетесь. Но у портала "Автор.Тудей" есть одно несомненное достоинство - там тусуется очень много людей, читающих книги. Рано или поздно, но свою аудиторию вы наберете, и пусть не жить "с пера", но подрабатывать "детишкам на молочишко" своими книгами сможете.
Микроистории об истории
:Вадим Нестеров
Про Сашу Токсика, шаблонное "боярЪ-аниме" и коварных авторов
На днях я выложил обзор самых популярных майских новинок в жанре "боярЪ-аниме", в котором посетовал, что практически всю семерку лидеров читать не хочется из-за шаблонности сюжета во-первых и плохого языка авторов во-вторых.
В комментарии пришел один из самых популярных сегодня авторов портала Саша Токсик и поинтересовался:
Почему эти скучные, примитивные, шаблонные и одинаковые книжки читают столько людей, сколько интересным, оригинальным, увлекательным книжкам других жанров даже и не снилось".
Это очень простой вопрос, но поскольку он все равно неотвратимо возникает с известной регулярностью, я решил на него ответить не в комментариях, а отдельным постом.
Все дело в том, что большинство читателей портала "Автор.Тудей" приходит сюда именно затем, чтобы прочитать примитивные, шаблонные и одинаковые книжки. А сложные, оригинальные и разнообразные книжки они читать не хотят и не будут.
И это происходит вовсе не потому, что читатели на АТ - глупые и примитивные люди. Нет, просто желание почитать что-нибудь простое, бодрое и ожидаемое у них есть, а вот сложное и грузящее - нет и не ожидается.
"Немного о феномене «казуального чтения», который не то порожден АТ, не то его породил, не то они нашли друг друга, как курица и яйцо.
«Казуальным» я называю чтение книг, имеющее целью «утилизацию времени» и ничего не более, что приравнивает его к просмотру сериалов, игре в аркадные игры и так далее. Сразу скажу, абсолютно ничего плохого в этом нет – прекрасная форма отдыха. Отличие казуального чтения в том, что оно является антагонистом чтения условно «литературного». Литературное предполагает, что читатель должен что-то от текста получить – новую концепцию, интересную мысль, свежую идею, важную информацию или хотя бы просто увидеть качественное сложение слов в предложения и немного вырасти в художественном отношении. Казуальное предполагает, что читатель должен просто комфортно «промотать время», которое ему больше нечем занять.
Слава ему и АТ".
Первое. Я думаю, абсолютное большинство пользователей портала АТ ищет там именно казуального чтения - люди, предпочитающие "литературное" чтение (или предпочитающие декларировать такие предпочтения) тусуются в других местах.
Второе. Но при этом авторы, в большинстве своем, напротив, не любят писать казуальную литературу. Для начала, это противоречит самой сути творчества - см. гениальный эпизод, когда Незнайка и Тюбик рисовали портреты малышек после крушения воздушного шара. Написание казуальных книг - очень тяжелый, времязатратный, однообразный и, самое главное - неблагодарный труд (хоть и сравнительно неплохо оплачиваемый).
Это напрягает.
Никто не любит крутить гайки. Особенно, когда душу терзают подозрения, что вместо гаек ты бы мог проектировать новые самолеты.
Создают что-нибудь вроде книги "Менеджер Нагибко, вы робот?" Юлии Жуковой и Елизаветы Шумской - https://author.today/work/428161, от которой сложно оторваться, но при этом она осмысляет современный мир много лучше большинства претендентов на престижные литературные премии.
Поэтому в топ популярных авторов вы таким образом точно не выбьетесь. Но у портала "Автор.Тудей" есть одно несомненное достоинство - там тусуется очень много людей, читающих книги. Рано или поздно, но свою аудиторию вы наберете, и пусть не жить "с пера", но подрабатывать "детишкам на молочишко" своими книгами сможете.
Ну или вставайте к конвейеру.
Тут, знаете ли – каждый выбирает по себе.