"История возникновения духовых инструментов" - беседа для студии "Сюрприз"
Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни - на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и даже тысячелетий. Однако среди различных предметов материальной культуры палеолита встречаются духовые инструменты, напоминающие современные. Уже тогда наметилось три вида духовых инструментов, с различными способами образования звука. Один из видов составляли древние флейты - продольные, поперечные и многоствольные. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия. На продольной флейте иногда существовало особое приспособление для извлечения звука, применяемое в наше время на блокфлейте. Многоствольная флейта (флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее ствол мог издавать один или два (путем передувания) определенных по высоте звука.
Древняя продольная флейта продолжает существовать и в наши дни, являясь в современном Египте народным инструментом, распространенным у пастухов. В основе духового инструментария древнего Китая лежал флейтовый тип. Это продольная флейта сло, пайсло (разновидность флейты Пана с 12 бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта с 3 - 6 игровыми отверстиями), юэ (короткая флейта) и другие. Наиболее распространенным инструментом древней Индии являлась ванша - разновидность поперечной флейты, на которой по преданию играл бог Кришна.
Самая ранняя из сохранившихся русских летописей - «Повесть временных лет» (около 1113), составителем которой, как полагают, был монах Киевско-Печерского монастыря Нестор, начинающаяся словами «Се повести временных лет, откуда Русская земля стала есть», сообщает также о русских народных инструментах и музыкантах. В эпизоде об «Искушении Исаакия» (ок. 1074г.) упоминаются сопели.
Поскольку для авторов древнерусской письменной литературы, музыкальные инструменты являлись «гудебными бесовскими сосудами», то какого-либо описания их устройства они, естественно, не оставили. Поэтому особую ценность для русского инструментоведения представляют иконографические материалы: миниатюры, фрески, иконы, содержащие музыкальные сюжеты. Изображения подобного рода появляются только в XVI веке. Исключением может служить скульптура царя Давида Владимирской Покровской церкви, относящейся предположительно к XII веку. На скульптуре Давид держит в левой руке струнный инструмент с плоским корпусом прямоугольной формы, в котором можно, скорее всего, предположить псалтырь. На фреске Грановитой палаты «Пир неправедного судьи», к сожалению, уничтоженной в XII, судя по детальному описанию, сделанному в 1672 году выдающимися русскими художниками Симоном Ушаковым и Никитой Клементьевым, был изображен инструментальный ансамбль, музыканты которого играли на свирелях, домрах, скрипках и гуслях.
Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту. Инструмент, похожий на свирель Смеловой, в литературе называется сопель или дудка, пыжатка (термин применяется в Курской области). Вот описание этого инструмента, которое дает К.А. Вертков: «Сопель или дудка пыжатка (локальное) представляет собой продольную свистковую флейту. Ствол ее деревянный (преимущественно из ивы), круглый, имеет 35 - 40 см. в длину и 1,5 см в диаметре. В верхний, тупой конец трубки вставлена деревянная втулка со щелью, направляющей вдуваемый воздух на острый край среза свисткового отверстия, вырезанного в стволе на расстоянии 1,5 см от края. На противоположной (лицевой) стороне просверлены 6 игровых отверстий. Звук сопели при нормальном вдувании негромкий и, как обычно у продольных флейт, чуть глуховатый, при передувании в верхнем регистре становится значительно более сильным и даже резко свистящим. В этом регистре и производится игра. Звукоряд сопели диотонический, в объеме септимы, с передуванием достигает двух октав. Пользуясь различной степени силы вдувания воздуха и неполным прикрыванием игровых отверстий пальцами, исполнители на сопели извлекают при надобности и хроматически измененные звуки».
Однако при перечислении инструментов в древнерусской литературе не наблюдается случаев, когда одновременно были бы упомянуты свирель и сопель, из чего можно сделать вывод, что оба названия имели одинаковое понятие, представляли собой как бы синоним.
Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет тому назад. (Это время относится к музыкальному веку). Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент - свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, что свирель из Малой Сыи, хоть и самая старая из найденных, но не самая старая вообще. Потому что вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего, история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.
Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX начало XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого (свирель Кудрямова - прототип свирели Смеловой). Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сопилку, конструкции украинского мастера Деменчука (у которой 10 игровых отверстий, исключающих неудобное закрытие половины отверстия при исполнении хроматизмов).
В 80-е гг. прошлого века замечательный московский педагог Эдельвена Яковлена Смелова пришла к выводу о необходимости начинать занятия музыкой не с обучения игре на фортепиано, баяне, гитаре, скрипке, а с музицирования на самом простом, легком и, что немаловажно, дешевом музыкальном инструменте.
Этот инструмент обладает рядом несомненных и явных преимуществ перед некоторыми аналогичными представителями школьного музыкального инструментария. По сравнению с ближайшими «родственниками» - блокфлейта, свирель совершенно не дорогостоящий инструмент. При этом прекрасно держит строй, играет мелодию, компактен, прост для обучения, не требует обременительных затрат и, что самое главное, очень нравится детям.
Создание и промышленный выпуск свирели – большая заслуга Смеловой. Ее многолетняя работа с детской игрушкой – свистулькой привела к разработке первой свирели, экспериментальный выпуск которой по чертежам Эдельвины Яковлены освоила Завидовская фабрика детских игрушек.
" Сюрприз " МБУ "ДК" Веселовское СП
"История возникновения духовых инструментов" - беседа для студии "Сюрприз"
Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни - на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и даже тысячелетий. Однако среди различных предметов материальной культуры палеолита встречаются духовые инструменты, напоминающие современные. Уже тогда наметилось три вида духовых инструментов, с различными способами образования звука.
Один из видов составляли древние флейты - продольные, поперечные и многоствольные. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия. На продольной флейте иногда существовало особое приспособление для извлечения звука, применяемое в наше время на блокфлейте. Многоствольная флейта (флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее ствол мог издавать один или два (путем передувания) определенных по высоте звука.
Древняя продольная флейта продолжает существовать и в наши дни, являясь в современном Египте народным инструментом, распространенным у пастухов. В основе духового инструментария древнего Китая лежал флейтовый тип. Это продольная флейта сло, пайсло (разновидность флейты Пана с 12 бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта с 3 - 6 игровыми отверстиями), юэ (короткая флейта) и другие.
Наиболее распространенным инструментом древней Индии являлась ванша - разновидность поперечной флейты, на которой по преданию играл бог Кришна.
Самая ранняя из сохранившихся русских летописей - «Повесть временных лет» (около 1113), составителем которой, как полагают, был монах Киевско-Печерского монастыря Нестор, начинающаяся словами «Се повести временных лет, откуда Русская земля стала есть», сообщает также о русских народных инструментах и музыкантах. В эпизоде об «Искушении Исаакия» (ок. 1074г.) упоминаются сопели.
Поскольку для авторов древнерусской письменной литературы, музыкальные инструменты являлись «гудебными бесовскими сосудами», то какого-либо описания их устройства они, естественно, не оставили. Поэтому особую ценность для русского инструментоведения представляют иконографические материалы: миниатюры, фрески, иконы, содержащие музыкальные сюжеты. Изображения подобного рода появляются только в XVI веке. Исключением может служить скульптура царя Давида Владимирской Покровской церкви, относящейся предположительно к XII веку. На скульптуре Давид держит в левой руке струнный инструмент с плоским корпусом прямоугольной формы, в котором можно, скорее всего, предположить псалтырь. На фреске Грановитой палаты «Пир неправедного судьи», к сожалению, уничтоженной в XII, судя по детальному описанию, сделанному в 1672 году выдающимися русскими художниками Симоном Ушаковым и Никитой Клементьевым, был изображен инструментальный ансамбль, музыканты которого играли на свирелях, домрах, скрипках и гуслях.
Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту. Инструмент, похожий на свирель Смеловой, в литературе называется сопель или дудка, пыжатка (термин применяется в Курской области). Вот описание этого инструмента, которое дает К.А. Вертков: «Сопель или дудка пыжатка (локальное) представляет собой продольную свистковую флейту. Ствол ее деревянный (преимущественно из ивы), круглый, имеет 35 - 40 см. в длину и 1,5 см в диаметре. В верхний, тупой конец трубки вставлена деревянная втулка со щелью, направляющей вдуваемый воздух на острый край среза свисткового отверстия, вырезанного в стволе на расстоянии 1,5 см от края. На противоположной (лицевой) стороне просверлены 6 игровых отверстий. Звук сопели при нормальном вдувании негромкий и, как обычно у продольных флейт, чуть глуховатый, при передувании в верхнем регистре становится значительно более сильным и даже резко свистящим. В этом регистре и производится игра. Звукоряд сопели диотонический, в объеме септимы, с передуванием достигает двух октав. Пользуясь различной степени силы вдувания воздуха и неполным прикрыванием игровых отверстий пальцами, исполнители на сопели извлекают при надобности и хроматически измененные звуки».
Однако при перечислении инструментов в древнерусской литературе не наблюдается случаев, когда одновременно были бы упомянуты свирель и сопель, из чего можно сделать вывод, что оба названия имели одинаковое понятие, представляли собой как бы синоним.
Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет тому назад. (Это время относится к музыкальному веку). Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент - свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, что свирель из Малой Сыи, хоть и самая старая из найденных, но не самая старая вообще. Потому что вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего, история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.
Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX начало XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого (свирель Кудрямова - прототип свирели Смеловой). Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сопилку, конструкции украинского мастера Деменчука (у которой 10 игровых отверстий, исключающих неудобное закрытие половины отверстия при исполнении хроматизмов).
В 80-е гг. прошлого века замечательный московский педагог Эдельвена Яковлена Смелова пришла к выводу о необходимости начинать занятия музыкой не с обучения игре на фортепиано, баяне, гитаре, скрипке, а с музицирования на самом простом, легком и, что немаловажно, дешевом музыкальном инструменте.
Этот инструмент обладает рядом несомненных и явных преимуществ перед некоторыми аналогичными представителями школьного музыкального инструментария. По сравнению с ближайшими «родственниками» - блокфлейта, свирель совершенно не дорогостоящий инструмент. При этом прекрасно держит строй, играет мелодию, компактен, прост для обучения, не требует обременительных затрат и, что самое главное, очень нравится детям.
Создание и промышленный выпуск свирели – большая заслуга Смеловой. Ее многолетняя работа с детской игрушкой – свистулькой привела к разработке первой свирели, экспериментальный выпуск которой по чертежам Эдельвины Яковлены освоила Завидовская фабрика детских игрушек.