Комментарии
- 25 дек 2019 21:51Ludmila LadikБрильянтовый роман. История любви князя Барятинского и оперной певицы Лины КавальериНиколай II не разрешил князю жениться на Кавальери. Тот подчинился воле монарха.spbvedomosti.ru
- 2 янв 2020 13:43Ludmila LadikФрагмент о Кавальери из воспоминаний Сергея Юрьевича Левика об отношении к Кавальери "короля баритонов" Маттиа Баттистини: "Становясь мировой кафешантанной певицей, Лина Кавальери мечтает, однако, об опере. У нее более чем скромный сопрановый голос, средняя музыкальность, мало нужной культуры, но певцы помимо природных даров должны еще обладать волей к труду — а этого у нее хоть отбавляй...И вот огромная работа Кавальери над собой под наблюдением хороших педагогов превращает бедный, домашний, так сказать, голосок во вполне терпимый профессиональный голос. Ее музыкальность, сначала бывшая недостаточной, постепенно стала профессионально приемлемой, и даже требовательные дирижеры считали возможным допустить ее к исполнению ответственных партий. Правда, с ней случаются (хотя и не чаще, чем с обычными средними певцами) некоторые казусы. Так, однажды в «Фаусте», в сцене тюрьмы, она неожиданно (возможно, и для себя самой) удвоила темп. Дирижер на секунду смутился, но сообразил, что борьба только усилит разлад и пошел за ней. В результате она увлекла партнеров и захватила зал. Когда по окончании спектакля мы собрались у нее в уборной, с мрачным видом влетел дирижер, собираясь устроить «разнос». Но Кавальери с таким очарованием и грацией положила перед ним коробку конфет и выставила такую изящную ножку, что дирижер, кажется, почувствовал себя виноватым. Он вспомнил, что Массне, увидев Лину Кавальери в «Таис», сказал ей: «Ваша красота дает вам право иногда фальшивить», — и предложил нам присоединиться к мнению композитора. На спектакле «Таис» я торчал в кулисе и слышал, как Баттистини во время своих пауз про себя поет вместе с Кавальери. На мой вопрос, зачем он это делает, Баттистини ответил: «Эта каналья (он так и сказал: «Cette canaille») может наврать в самом неожиданном месте и сбить кого угодно». Может быть, о столь незначительном музыкальном явлении, как Лина Кавальери, не стоило бы и рассказывать. Но меня побуждает к этому желание еще и еще раз подчеркнуть важность и плодотворность труда".
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Музыкальная классика
:Ludmila Ladik
Лина Кавальери ( 25 декабря 1874 — 7 февраля 1944) - итальянская оперная певица Прекрасной эпохи.
Современники отмечали, что вокальные данные Кавальери были скромными. Успех принесла ей исключительная красота; известная больше ею, нежели музыкальным дарованием, Кавальери стала одной из самых фотографируемых звёзд своего времени. Публика приходила в театр не столько для того, чтобы послушать ее голос, а ради того, чтобы полюбоваться невероятной красотой певицы. Лина была прекрасна и полна шарма. Согласно легенде, она получила предложения руки и сердца от 840 мужчин... https://youtu.be/a-zHkfe3Scg Это чудо, но сохранились записи певицы, и даже сегодня, спустя век, можно послушать Лину Кавальери:
В апреле 1894 г. впервые выступила на сцене, в маленьком театре около Пьяцца Навона, в Риме.
В 1896 г. выступала в Неаполе в известном «Салоне Маргерита» и в Париже, в кабарэ Фоли-Бержер, танцевала и исполняла итальянские песни под аккомпанемент оркестра, состоящего из женщин, играющих на гитарах и мандолинах. Лина Кавальери пела, в основном, на французском языке, «соединяя итальянскую простоту с французским шиком». Пела в кафешантанах, мюзик-холлах, увеселительных садах, кабарэ и в других подобных заведениях по всей Европе.
Начав карьеру в кафешантанах и кабаре, талантливая певица упорно брала уроки вокала и со временем достигла головокружительных высот. Обладательницу очаровательного голоса рады были видеть в лучших оперных залах мира. Неаполь, Париж, Лондон, Санкт-Петербург…
Но, помимо ошеломляющего успеха, судьба приготовила для Лины Кавальери и множество тяжелейших испытаний.
В 1897 году познакомилась с князем Александром Владимировичем Барятинским(1870—1910), выпускником Пажеского корпуса, офицером Нижегородского драгунского полка, адъютантом герцога Евгения Лейхтенбергского. Князь А. В. Барятинский принадлежал к одному из богатейших родов Российской империи. Он был сыном генерала В. А. Барятинского, стоявшего очень близко к императорскому двору; и братом писателя В. В. Барятинского.
По словам современника,« Барятинский был очаровательным человеком, у всех вызывал симпатию и был притягательной личностью. И хотя критики могли обвинить его в экстравагантности, он тем не менее был очень важной персоной. Единственное, чего ему не хватало, так это удачи Рокфеллера. Деньги, казалось, утекали сквозь его пальцы как вода, и он всегда говорил: «На сегодня хватит». И все же приятные манеры и глубокий ум компенсировали его непрактичность.
С 1897 г.- 1903 гг. Кавальери жила на два города, в Париже и в Петербурге.
Сердце Лины с этих пор надолго стало принадлежать России. Причиной этого была, конечно же, любовь. Самые светлые чувства красавица испытала к русскому дворянину Александру Барятинскому. Безумная любовь поразила обоих.
По настоянию А. В. Барятинского, поддерживавшего её талант, Л. Кавальери в 1898—1901 гг. училась пению бельканто у петербургских педагогов, в том числе у жившей в Петербурге с 1888 г. знаменитой певицы Маддалены Мариани- Мази
В 1901 г. Александр Барятинский заказал в Париже, у итальянского живописца Дж. Больдини портрет Лины Кавальери. Его увлечение Кавальери было столь серьезным, что он просил у императора Николая II дать ему разрешение на женитьбу на ней.
Причиной высочайшего отказа стали, прежде всего, законы того времени: офицер в случае женитьбы на «кафешантанной певице, имеющей незаконнорождённого семилетнего сына» был бы вынужден подать в отставку; кроме того, А. В. Барятинский принадлежал к одной из знатнейших русских фамилий и не мог дискредитировать семью подобным браком. Получив высочайший отказ, в 1901 г. князь А. В. Барятинский женился на светлейшей княгине Екатерине Александровне Юрьевской (1878—1959), внебрачной и узаконенной дочери императора Александра Второго.
https://youtu.be/BuMfcj02jCk
Летом 1901 года впервые дебютировала на оперной сцене в роли Виолетты в опере Дж. Верди «Травиата», в Санкт-Петербурге, в театре «Аквариум», заслужив похвалы Л. В. Собинова. Кавальери выступала в составе французской оперной труппы, собранной импресарио Раулем Гюнсбург; в этот же сезон с этой же труппой она выступила в роли Мими в «Богеме» Пуччини, и в роли Маргариты в «Фаусте» Гуно
«Теперь восходит звезда… всё в ней так трогательно чисто, так бесконечно свежо. Это чудный цветок, это нежная, благоухающая весной орхидея, и за ней нельзя не ухаживать, её нельзя не холить. Вы, вероятно, уже сомневаетесь в моем беспристрастии, всем известно, что Кавальери очень красива. Пусть так, но её красота в её таланте только лишний штрих. Сколько ума во всех её сценических движениях, сколько музыкальности и вместе с тем темперамента в её фразах! Какая чудная у неё мимика. Прелестный, хотя и не поражающий какой-то феноменальностью голос, поддающийся легко колоратуре, кристальное «пиано», удивительный в речитативах грудной регистр. Да здравствует и расцветает этот чудный цветок!!!»
Долгое время итальянку Лину Кавальери называли самой красивой женщиной мира. Она была живой Джокондой своей эпохи. Её изображения в богатых нарядах - открытки, картины пользовались невероятным спросом у публики.
Публика с жадностью изучала каждый ее портрет: прической а-ля Кавальери щеголяла чуть ли не каждая вторая модница; Линины наряды тут же копировались журналами. Даже ее фамилию тиражировали: на афишах театров мелькали имена Вирджинии Кавальери, Эмилии Кавальери, Марии
Кавальери и пр. Все, разумеется, были «однофамилицами от рождения»
Конечно, Лина знала себе цену:
«Я чувствовала себя красивее других женщин, более чем другие, неотразимой чаровницей, неприступной сиреной. На балах именно я была королевой, я была той, которую пожирали жадными взглядам.
О жизни Кавальери в 1955 году был снят фильм «Самая красивая женщина в мире» (в советском прокате – «Красивая, но опасная»), где в главной роли снялась Джина Лоллобриджида, не только озвучившая эту роль, но и исполнившая в фильме все вокальные номера, включая арию Тоски. Роль тенора Марио Сильвани исполнил певец Джино Синимберги, а озвучил великий Марио дель Монако.
Лина Кавальери была моделью для многих портретов, её рисовали и писали Джованни Болдини, Чезаре Таллони, В. М. Коркос, Ф. П. Микетти и многие другие художники; в России — Л. С. Бакст, Валентин Серов, Константин Коровин, Александр Головин и Василий Суриков.
В 20 веке фотографии Лины Кавальери стали одной основных тем, развитых в творчестве итальянского художника и дизайнера Пьеро Форназетти
Постепенно оперные театры мира стали приглашать Кавальери. Уже на вершине славы Кавальери продолжала часто и с огромным успехом выступать в России, сделавшись любимицей публики.
В 1905 году в театре Сары Бернар в Париже Кавальери выступала вместе с Энрико Карузо в опере Умберто Джордано «Федора».
В марте 1906 г. исполнила партию Таис на премьере оперы Ж. Массне «Таис» в Мариинском театре, выступала в Оперном Театре Зимина в Москве.
В конце 1906 г. вместе с Э. Карузо Кавальери отправилась в Нью-Йорк, дебютировав со своим исполнением в Метрополитен-опера 5 декабря 1906 года.
Искусство артистки весьма высоко оценил Пуччини, хотя не все разделяли его мнение. Композитор даже приехал на ее дебют в первой постановке «Манон Леско» на сцене Метрополитен-опера в 1907 году. Спектакль, в котором также выступали Энрико Карузо и Антонио Скотти, имел бешеный успех. После нью-йоркской премьеры Пуччини восхищенно писал своему издателю Рикорди: «Кавальери действительно великолепна, она поразила меня своим темпераментом... голос ее несется в публику, как я и не предполагал, особенно на верхних нотах».
https://www.youtube.com/watch?v=v-iZrjbgmGE&fbclid=IwAR3hYMk-AAxYqY-R3q8YaXsk1QmHJ1Nm59o2EKn5B81LJ3QM5PgYI9PbRIA ""In quelle trine morbide"" из оперы Пуччини«Манон Леско»
Она вошла в моторный лимузин,
Эскизя страсть в корректном кавалере,
И в хрупоте танцующих резин
Восстановила голос Кавальери.
Кто звал ее на лестнице: «Manon?»
И ножки ей в прохладном вестибюле,-
Хотя она и бросила: «Mais non!»* —
Чьи руки властно мехово обули?
Да все же он, пустой, как шантеклер,
Проборчатый, офраченный картавец,
Желательный для многих кавалер,
Использованный многими красавец.
О, женщина! Зови его в турне,
Бери его, пожалуй, в будуары…
Но не води с собою на Массне:
«Письмо» Массне… Оно не для гитары!..
Живя в США, Кавальери очень много позировала фотографам, — для почтовых карточек, для журналов и рекламы всевозможных товаров, от парфюмерии, кондитерских и табачных изделий, одежды — до граммофонов. Рекламная деятельность приносила ей немалый доход.
В 1908 г. впервые вышла замуж, за Роберта Уинтропа Чанлера (1872—1930), члена известной нью-йоркской семьи Астор. Их брак продлился восемь дней, хотя официальный развод состоялся в 1912 году. По слухам, неосторожно подписанный Чанлером с певицей брачный контракт предполагал переход в её собственность значительной части всей недвижимости, принадлежащей семье Астор; брак Чанлера с Кавальери распался через неделю после заключения; в это же время администрация Метрополитен-опера расторгла свой контракт с Кавальери.
В 1913 году вышла замуж во второй раз, за французского тенора Люсьена Мураторе (1878—1954). В 1914 г. родилась их дочь Елена, и Кавальери в сорок лет закончила свою сценическую карьеру певицы.
После ухода со сцены Кавальери открыла косметический салон. В 1914 году она пишет колонку советов по макияжу для женщины в журнале «Фемина» и публикует мемуары и книгу «Мои секреты красоты», моментально ставшую бестселлером, – «Наставления Лины Кавальери». В ней она раскрывала секреты своей красоты и рассказывала о том, как можно надолго сохранить молодость и привлекательность.
В 1927 г. Л.Кавальери развелась с Люсьеном Мураторе и вышла замуж за
автогонщика Джованни Кампари (1892—1933).В этом браке она прожила шесть лет, пока не овдовела. С началом Второй мировой войны Лина приняла решение стать медсестрой, несмотря на почтенный возраст. Она умерла от бомбы, которая попала в ее дом во Флоренции. Кто-то считает, что известная певица спасала богатейшую коллекцию драгоценностей и потому вовремя не покинула дом. Точных свидетельств этого нет. Единственное, что известно доподлинно: 7 февраля 1944 года погибла самая красивая женщина в мире и талантливейшая оперная дива.
Кавальери умерла, но её фотографии остались. И даже в XXI веке образ самой красивой женщины продолжает вдохновлять художников, поэтов, писателей. Эта женщина остается символом своей эпохи, ушедшей от нас навсегда…
#ладик#кавальери#Др2131Декабря#cеверянин