В 1809 году Бетховен написал Шесть вариаций для фортепиано Ре мажор, соч.
76. Спустя пару лет тема этих вариаций послужила Бетховену исходным материалом для одного из наиболее примечательных эпизодов музыки к пьесе «Афинские развалины» — знаменитого «Турецкого марша», где зазвучала в нарядной оркестровке с янычарскими барабанами. Бетховен Шесть вариаций для фортепиано Ре мажор, соч. 76. Исп.Г.Гинзбург
Замечательные пианисты Антон Рубинштейн и Камиль Сен-Санc играли свои переложения из Афинских развалин как наиболее эффектные, ударные (в XIX веке в России говорили хлопательные) номера.
В 1811 году для открытия нового театра в Пеште Бетховен создает музыку к двум торжественным представлениям на текст А. Коцебу — «Афинские развалины» и «Король Стефан, или Первый благодетель Венгрии». То, что композитор дважды обратился к пьесам посредственного австрийского драматурга, было в общем случайным. Главной побудительной причиной был заказ из Венгрии и симпатия Бетховена к венгерскому народу. «Вопреки запрещению своего врача,— писал Бетховен, — сажусь за работу, чтобы помочь усачам, которые меня очень любят» *.
Только благодаря Бетховену осталась память о проходной конъюнктурной пьесе"Афинские развалины" давно и заслуженно забытого драматурга Коцебу, написанной по заказу императора Франца. Музыка Бетховена к этой пьесе содержит два великолепных, как принято говорить в новые времена, шлягера, хита - Марш, оркестрованный им в броском янычарском стиле и Хор дервишей. Такая музыка рассчитана на мгновенный успех, но лишь немногие, лучшие ее образцы сохраняют его на века.
https://youtu.be/7-ndMOGiv7c Дуэт, Хор дервишей,Турецкий марш из спектакля "Афинские развалины" https://youtu.be/yX3nWbeSqx8 Soprano: Neumar Starling Baritone: Vladimir de Kanel Conductor: Hans Hubert Schoenzeler Berliner Symphoniker, Berliner Konzertchor
Увертюра к «Афинским развалинам» значительно уступает в популярности некоторым другим фрагментам всей музыки, особенно знаменитому турецкому маршу, но она по-своему интересна, «рука Бетховена» чувствуется здесь в мощных crescendo, в силе выражения радостных чувств. Обращают на себя внимание и некоторые детали в начале вступления. Поскольку именно в данный период начинает усиливаться интерес Бетховена к музыке разных народов, не лишено убедительности мнение Г. Римана, что композитор, сочиняя музыку к «Афинским развалинам», стремился передать некоторые особенности ладовой системы древних греков (хроматические ходы в самом начале вступления и появление в такте 14 увеличенной секунды напоминают о так называемых хроматическом и энгармоническом наклонениях древнегреческой "музыки). Эта тема заимствована из № 2—Дуэта грека и гречанки. Увертюра в целом состоит из вступления и сонатного аллегро с сокращенной репризой (отсутствует в ней побочная партия), являясь из всех увертюр Бетховена самой короткой. Вторая тема вступления (Marcia. Moderato) заимствована из № 6 музыки к пьесе — Марша с хором.
https://youtu.be/SUPAf7eEo0o 1. Overture (Andante con moto - Allegro, ma non troppo) 2. Chorus: Tochter des mächtigen Zeus (Andante poco sostenuto) Soprano: Neumar Starling Baritone: Vladimir de Kanel Conductor: Hans Hubert Schoenzeler Berliner Symphoniker, Berliner Konzertchor
Отпраздновав новый 1812 год, Бетховен 28 января сел писать письмо к Коцебу, который жил тогда под нынешним Таллином (Ревелем) в своей усадьбе Фриденталь. Не согласитесь ли, мол ,милостивый государь, написать для меня ещё что-нибудь такое оперное, и лучше с серьезным историческим сюжетом - типа Атттилы. Коцебу что-то написал в ответ, - видимо, уклончивое, но Бетховен то письмо потерял. Зато сам ещё пару раз бомбардировал драматурга письмами (человек был настойчивый!). Те письма потерял уже Коцебу, и про их содержание можно лишь догадываться: видимо, он думал, что, если переделать хотя бы те пьесы, что шли в Пеште, их можно будет ставить и на других сценах.
И вот на это письмо Коцебу ответил совершенно фееричным посланием.
..."Если бы я мог Вам услужить комической оперой, то с этим я бы справился скорее. ...У меня в рукописях лежат следующие вещи: 1. «Принцесса Какамбо», комическая опера в 3 актах; 2. «Хижина в Альпах», драма с пением, в одном акте; 3. «Первонт, или Пожелания», комическая опера в 3 актах; 4. «Ганс Макс Гизбрехт фон дер Хумпенбург, или Новые рыцарские времена», одноактная комическая опера; 5. «Ловушка», одноактная комическая опера. За исключением «Первонта», всё остальное не потребует от дирекции больших расходов на костюмы и декорации. /.../ Ручаюсь, что ни в одной из них не содержится ничего предосудительного с точки зрения цензуры. Если Вы захотели бы попробовать себя в комическом жанре, то «Первонт» и «Принцесса Какамбо» предоставили бы особенно широкое поле для раскрытия Вашего гения. Ожидаю Вашего скорейшего ответа на мое предложение и буду тем временем размышлять о плане серьезной оперы. — Мне не кажется, что «Афинские развалины» и «Первый благодетель Венгрии» могли бы иметь успех и за пределами Венгрии, — разве что только благодаря Вашей образцовой музыке".
Бетховен, естественно, такой ерундой не соблазнился.
Август фон Коцебу
Интересно: а соблазнился ли вообще кто-нибудь?Оказалось, да! "Принцессу Какамбо" спокойненько положил на музыку автор популярных зигншпилей Венцель Мюллер; она была поставлена в 1814 в Леопольдштадтском театре в Вене.
В 1877 году чешский композитор Карел Бендль сделал из неё оперетту, которая шла в Праге под названием "Индийская принцесса" (информация есть в чешской Википедии и нигде больше, зато там очень подробно - с изложением сюжета и истории создания). Более того, в 1906 году ее в Праге возобновили! Просто бессмертный шедевр какой-то.
"Ловушкой" прельстился композитор совсем уж третьего плана - Конрад Кохер (1786-1872).Забавный дяденька, родом из Швабии, с юности много ездил. В 1805 преподавал музыку в Петербурге, попутно учась у Клементи; был сильно впечатлен Бортнянским. Потом осел в Штутгарте и там развернулся: писал органную музыку, песни и зингшпили.В частности: "Ловушка" (Der Käficht) на текст Коцебу (1816, Штутгарт), "Лесной царь" по Гёте, текст Л.Нёйфера (1818), "Первонт" (видимо, Коцебу в обработке Нёйфера), "Йери и Бетели" (Гёте).
Музыкальная классика
:Ludmila Ladik
В 1809 году Бетховен написал Шесть вариаций для фортепиано Ре мажор, соч.
76. Спустя пару лет тема этих вариаций послужила Бетховену исходным материалом для одного из наиболее примечательных эпизодов музыки к пьесе «Афинские развалины» — знаменитого «Турецкого марша», где зазвучала в нарядной оркестровке с янычарскими барабанами.
Бетховен Шесть вариаций для фортепиано Ре мажор, соч. 76. Исп.Г.Гинзбург
https://youtu.be/G60cyh6TQic Фортепианная транскрипция Антона Рубинштейна марша Бетховена из спектакля "Афинские развалины", в исполнении Иосифа Гофмана
https://youtu.be/9MZ000KWxwU
Лист - Фантазия на тему Бетховена "Афинские развалины" исп.Луи Лорти
В 1811 году для открытия нового театра в Пеште Бетховен создает музыку к двум торжественным представлениям на текст А. Коцебу — «Афинские развалины» и «Король Стефан, или Первый благодетель Венгрии». То, что композитор дважды обратился к пьесам посредственного австрийского драматурга, было в общем случайным. Главной побудительной причиной был заказ из Венгрии и симпатия Бетховена к венгерскому народу. «Вопреки запрещению своего врача,— писал Бетховен, — сажусь за работу, чтобы помочь усачам, которые меня очень любят» *.
Только благодаря Бетховену осталась память о проходной конъюнктурной пьесе"Афинские развалины" давно и заслуженно забытого драматурга Коцебу, написанной по заказу императора Франца. Музыка Бетховена к этой пьесе содержит два великолепных, как принято говорить в новые времена, шлягера, хита - Марш, оркестрованный им в броском янычарском стиле и Хор дервишей. Такая музыка рассчитана на мгновенный успех, но лишь немногие, лучшие ее образцы сохраняют его на века.
https://youtu.be/7-ndMOGiv7c Дуэт, Хор дервишей,Турецкий марш из спектакля "Афинские развалины" https://youtu.be/yX3nWbeSqx8
Soprano: Neumar Starling
Baritone: Vladimir de Kanel
Conductor: Hans Hubert Schoenzeler
Berliner Symphoniker, Berliner Konzertchor
https://youtu.be/SUPAf7eEo0o
1. Overture (Andante con moto - Allegro, ma non troppo)
2. Chorus: Tochter des mächtigen Zeus (Andante poco sostenuto)
Soprano: Neumar Starling
Baritone: Vladimir de Kanel
Conductor: Hans Hubert Schoenzeler
Berliner Symphoniker, Berliner Konzertchor
И вот на это письмо Коцебу ответил совершенно фееричным посланием.
..."Если бы я мог Вам услужить комической оперой, то с этим я бы справился скорее. ...У меня в рукописях лежат следующие вещи: 1. «Принцесса Какамбо», комическая опера в 3 актах; 2. «Хижина в Альпах», драма с пением, в одном акте; 3. «Первонт, или Пожелания», комическая опера в 3 актах; 4. «Ганс Макс Гизбрехт фон дер Хумпенбург, или Новые рыцарские времена», одноактная комическая опера; 5. «Ловушка», одноактная комическая опера. За исключением «Первонта», всё остальное не потребует от дирекции больших расходов на костюмы и декорации. /.../ Ручаюсь, что ни в одной из них не содержится ничего предосудительного с точки зрения цензуры. Если Вы захотели бы попробовать себя в комическом жанре, то «Первонт» и «Принцесса Какамбо» предоставили бы особенно широкое поле для раскрытия Вашего гения. Ожидаю Вашего скорейшего ответа на мое предложение и буду тем временем размышлять о плане серьезной оперы. — Мне не кажется, что «Афинские развалины» и «Первый благодетель Венгрии» могли бы иметь успех и за пределами Венгрии, — разве что только благодаря Вашей образцовой музыке".
Бетховен, естественно, такой ерундой не соблазнился.
Интересно: а соблазнился ли вообще кто-нибудь?Оказалось, да!
"Принцессу Какамбо" спокойненько положил на музыку автор популярных зигншпилей Венцель Мюллер; она была поставлена в 1814 в Леопольдштадтском театре в Вене.
В 1877 году чешский композитор Карел Бендль сделал из неё оперетту, которая шла в Праге под названием "Индийская принцесса" (информация есть в чешской Википедии и нигде больше, зато там очень подробно - с изложением сюжета и истории создания). Более того, в 1906 году ее в Праге возобновили!
Просто бессмертный шедевр какой-то.
"Ловушкой" прельстился композитор совсем уж третьего плана - Конрад Кохер (1786-1872).Забавный дяденька, родом из Швабии, с юности много ездил. В 1805 преподавал музыку в Петербурге, попутно учась у Клементи; был сильно впечатлен Бортнянским. Потом осел в Штутгарте и там развернулся: писал органную музыку, песни и зингшпили.В частности: "Ловушка" (Der Käficht) на текст Коцебу (1816, Штутгарт), "Лесной царь" по Гёте, текст Л.Нёйфера (1818), "Первонт" (видимо, Коцебу в обработке Нёйфера), "Йери и Бетели" (Гёте).
#ладик#Бетховен#гинзбург# Рубинштейн#гофманн#АфинскиеРазвалины