Вокальный цикл Рихарда Штрауса «Четыре последние песни» (Vier Letzte Lieder) для сопрано и оркестра на стихи Йозефа фон Эйхендорфа.
https://youtu.be/JteREaN0JNQ Превосходная концертная запись с Джесси Норман и Оркестром романской Швейцарии с Вольфгангом Заваллишем.
*** В мае 1948 году 84-летний Рихарда Штраус закончил песню для сопрано и оркестра на стихи Эйхендорфа «На закате» (Im Abendrot). Эти стихи перекликались с тогдашними настроениями композитора, в преддверии смерти он чувствовал родство с ними и потому они были для него чрезвычайно важны. В конце песни, после слов «Неужели это смерть?» (Ist dies etwa der Tod?), Штраус использует самоцитату из своей ранней симфонической поэмы «Смерть и просветление». Цитируемая фраза из семи нот, известная как «тема преображения», проводится здесь как полнота исполнения души через смерть. Примерно в то же время Штраус получил сборник поэзии Гессе и очень им вдохновился. Он выбрал из него три стихотворения «Весна» (Frühling), «Перед сном» (Beim Schlafengehen) и «Сентябрь» (September) и с мая по сентябрь положил их на музыку: вокальная партия сопрано в сопровождении оркестра. Получился цикл из четырёх песен, но издать и услышать его премьеру Штраус не успел, он умер через год после его завершения, в возрасте 85 лет, 8 сентября 1949 года. Столько же лет прожил и Гессе. Публикацию в 1950 осуществил Эрнст Рот, на тот момент ведущий сотрудник британского музыкального издательства «Boosey & Hawkes», тогда ещё молодого (по издательским меркам; существует с 1930), а теперь знаменитого. Рот высоко ценил музыку Штрауса и популяризировал её как только мог. Он же, по-видимому, дал название циклу. *** Премьера цикла прошла в Лондоне (Королевский Альберт-Холл) 22 мая 1950 с солисткой Кирстен Флагстад и оркестром «Филармонии» под управлением Вильгельма Фуртвенглера. Здесь мне видится некий контрапункт из переклички мая (начало работы над циклом и премьера) и сентября (завершение цикла, название одной из песен и смерть композитора). Может, надуманный, но всё же. Солистка — выбор самого композитора. Незадолго до своей смерти Штраус писал Флагстад: «Я постараюсь, чтобы песни были в вашем распоряжении для их мировой премьеры на концерте с первоклассными дирижером и оркестром». Как видим, с дирижёром и оркестром тоже получилось так, как того хотел композитор. Фуртвенглер на тот момент был №1 (для многих он и поныне лучший дирижёр всех времён и народов), ну и оркестр один из лучших. Концерт стал возможен благодаря великодушной щедрости майсурского махараджи Джаячамараджендры Водеяра. Он не мог присутствовать лично, но предоставил гарантию в размере 4800 долларов, а также заказал запись премьеры для своей личной коллекции. *** Есть небольшая неразбериха в какой последовательности исполнять песни цикла. Штраус писал подряд и не оставил указаний на этот счёт: то ли не успел, то ли были другие планы. Штраус написал так: 1. «На закате» (6 мая 1948 года), 2. «Весна» (20 июля т.г.), 3. «Перед сном» (4 августа) и 4. «Сентябрь» (20 сентября) Рот издал так: 2 — 4 — 3 — 1 А премьера прошла так: 3 — 4 — 2 — 1 Прижился вариант Рота. Может, из-за издания, но в нём есть свой понятный смысл и драматургия: от весеннего пробуждения природы до осеннего умиротворения, связанного с увяданием и приближением смерти (и снова май — сентябрь). Этими же настроениями наполнены поэзия и музыка: там нет страха смерти, вместо него они проникнуты чувством спокойствия, принятия и завершенности. К тому же в последовательности, которую предложил Рот, каждая последующая песня длиннее предыдущей, что, по-моему, только подчёркивает общее настроение цикла. *** 00:00 - "Frühling" (Spring) 03:59 - "September" 09:24 - "Beim Schlafengehen" (When Falling Asleep) 15:03 - "Im Abendrot" (At Sunset)
«Четыре последние песни» стали не только лебединой песнью Штрауса, а по сути и всего полуторавекового жанра немецкой романтической песни (Leid). *** По этой ссылке тексты и переводы стихов Эйхендорфа и Гессе, которые Штраус использовал в цикле: https://bit.ly/4pesni *** Музыкальный исследователь Тимоти Л. Джексон выдвинул предположение, что Штраус хотел сделать цикл из пяти песен. По его мнению, пятой должна была стать «Отдохни, моя душа!» (Ruhe, meine Seele!) на стихи Карла Фридриха Хенкеля. Штраус написал её для голоса и фортепиано в 1894 (она входит в цикл из 4 песен), но в 1948, сразу по окончании работы над песней на стихи Эйхендорфа и до того как взялся за Гессе, он сделал её оркестровку. Музыкально, эта песня заметно перекликается с песней на стихи Эйхендорфа, и Джексон мыслит её как прелюдию к ней. Если исполнить её в начале, а «На закате» в конце, получится арка — любимейший приём многих композиторов. Может, и так, но, возможно, на схожесть песен повлияли тогдашние настроения Штрауса. Вообще, весь его прощальный цикл получился поразительно цельным (как одна большая песня) и очень красивым, Штраус, «Отдохни, моя душа!», оркестровая версия: https://youtu.be/vDhogUdSKVI
Джесси Норман, Нью-йоркский филармонический и Курт Мазур
Цикл «Четыре последние песни», действительно одна из последних завершённых работ композитора, после неё он успел написать только «Мальвы» (Malven) — тоже песня (на стихи Бетти Верли-Кнобель), но для голоса и фортепиано, позже Вольфганг Рим сделал её оркестровку. Штраус, «Мальвы»:
Музыкальная классика
Вокальный цикл Рихарда Штрауса «Четыре последние песни» (Vier Letzte Lieder) для сопрано и оркестра на стихи Йозефа фон Эйхендорфа.
https://youtu.be/JteREaN0JNQ Превосходная концертная запись с Джесси Норман и Оркестром романской Швейцарии с Вольфгангом Заваллишем.
***
В мае 1948 году 84-летний Рихарда Штраус закончил песню для сопрано и оркестра на стихи Эйхендорфа «На закате» (Im Abendrot). Эти стихи перекликались с тогдашними настроениями композитора, в преддверии смерти он чувствовал родство с ними и потому они были для него чрезвычайно важны.
В конце песни, после слов «Неужели это смерть?» (Ist dies etwa der Tod?), Штраус использует самоцитату из своей ранней симфонической поэмы «Смерть и просветление». Цитируемая фраза из семи нот, известная как «тема преображения», проводится здесь как полнота исполнения души через смерть.
Примерно в то же время Штраус получил сборник поэзии Гессе и очень им вдохновился. Он выбрал из него три стихотворения «Весна» (Frühling), «Перед сном» (Beim Schlafengehen) и «Сентябрь» (September) и с мая по сентябрь положил их на музыку: вокальная партия сопрано в сопровождении оркестра.
Получился цикл из четырёх песен, но издать и услышать его премьеру Штраус не успел, он умер через год после его завершения, в возрасте 85 лет, 8 сентября 1949 года. Столько же лет прожил и Гессе.
Публикацию в 1950 осуществил Эрнст Рот, на тот момент ведущий сотрудник британского музыкального издательства «Boosey & Hawkes», тогда ещё молодого (по издательским меркам; существует с 1930), а теперь знаменитого. Рот высоко ценил музыку Штрауса и популяризировал её как только мог. Он же, по-видимому, дал название циклу.
***
Премьера цикла прошла в Лондоне (Королевский Альберт-Холл) 22 мая 1950 с солисткой Кирстен Флагстад и оркестром «Филармонии» под управлением Вильгельма Фуртвенглера.
Здесь мне видится некий контрапункт из переклички мая (начало работы над циклом и премьера) и сентября (завершение цикла, название одной из песен и смерть композитора). Может, надуманный, но всё же.
Солистка — выбор самого композитора. Незадолго до своей смерти Штраус писал Флагстад:
«Я постараюсь, чтобы песни были в вашем распоряжении для их мировой премьеры на концерте с первоклассными дирижером и оркестром».
Как видим, с дирижёром и оркестром тоже получилось так, как того хотел композитор. Фуртвенглер на тот момент был №1 (для многих он и поныне лучший дирижёр всех времён и народов), ну и оркестр один из лучших.
Концерт стал возможен благодаря великодушной щедрости майсурского махараджи Джаячамараджендры Водеяра. Он не мог присутствовать лично, но предоставил гарантию в размере 4800 долларов, а также заказал запись премьеры для своей личной коллекции.
***
Есть небольшая неразбериха в какой последовательности исполнять песни цикла. Штраус писал подряд и не оставил указаний на этот счёт: то ли не успел, то ли были другие планы.
Штраус написал так: 1. «На закате» (6 мая 1948 года), 2. «Весна» (20 июля т.г.),
3. «Перед сном» (4 августа) и 4. «Сентябрь» (20 сентября)
Рот издал так: 2 — 4 — 3 — 1
А премьера прошла так: 3 — 4 — 2 — 1
Прижился вариант Рота. Может, из-за издания, но в нём есть свой понятный смысл и драматургия: от весеннего пробуждения природы до осеннего умиротворения, связанного с увяданием и приближением смерти (и снова май — сентябрь).
Этими же настроениями наполнены поэзия и музыка: там нет страха смерти, вместо него они проникнуты чувством спокойствия, принятия и завершенности. К тому же в последовательности, которую предложил Рот, каждая последующая песня длиннее предыдущей, что, по-моему, только подчёркивает общее настроение цикла.
***
00:00 - "Frühling" (Spring)
03:59 - "September"
09:24 - "Beim Schlafengehen" (When Falling Asleep)
15:03 - "Im Abendrot" (At Sunset)
***
По этой ссылке тексты и переводы стихов Эйхендорфа и Гессе, которые Штраус использовал в цикле: https://bit.ly/4pesni
***
Музыкальный исследователь Тимоти Л. Джексон выдвинул предположение, что Штраус хотел сделать цикл из пяти песен. По его мнению, пятой должна была стать «Отдохни, моя душа!» (Ruhe, meine Seele!) на стихи Карла Фридриха Хенкеля.
Штраус написал её для голоса и фортепиано в 1894 (она входит в цикл из 4 песен), но в 1948, сразу по окончании работы над песней на стихи Эйхендорфа и до того как взялся за Гессе, он сделал её оркестровку. Музыкально, эта песня заметно перекликается с песней на стихи Эйхендорфа, и Джексон мыслит её как прелюдию к ней. Если исполнить её в начале, а «На закате» в конце, получится арка — любимейший приём многих композиторов.
Может, и так, но, возможно, на схожесть песен повлияли тогдашние настроения Штрауса.
Вообще, весь его прощальный цикл получился поразительно цельным (как одна большая песня) и очень красивым,
Штраус, «Отдохни, моя душа!», оркестровая версия:
https://youtu.be/vDhogUdSKVI
Джесси Норман, Нью-йоркский филармонический и Курт Мазур
Штраус, «Мальвы»:
https://youtu.be/Js4gVHBZ1gg
Кири Те Канава (сопрано) и Георг Шолти (фортепиано)
https://youtu.be/OiFzYNRtumc
Лисе Давидсен (сопрано), оркестр «Филармония» и Эса-Пекка Салонен
#салонен#Эйхендорф#ЧетыреПоследниеПесни