7 апреля 1763 года в Венеции родился Доменико Карло Мария Драгонетти, итальянский контрабасист, который первым завоевал мировое признание и высоко поднял престиж этого инструмента.
В детстве он выучился играть на гитаре, затем на скрипке, потом изучил виолончель. Юный Доменико аккомпанировал певице Бриджиде Банти, выступавшей в гостиницах и кофейнях. Серьёзно заниматься на контрабасе Драгонетти начал под руководством Микеле Берини, первого контрабасиста прославленного оркестра венецианского собора святого Марка. И уже в возрасте 18 лет юноша считался лучшим виртуозом такого музыкального города, каким была в XVIII веке Венеция. После смерти Берини Драгонетти занял его место в оркестре собора св. Марка. Одновременно Драгонетти усиленно занимался изучением композиции, а также работал над своим общим образованием. Он находился в дружеских отношениях со многими выдающимися венецианскими композиторами и исполнителями, которые помогали молодому музыканту своими советами.Прокураторы Венецианской республики 13 декабря 1791 года наградили его, добавив ежегодно ещё 50 дукатов к уже значительному окладу, а самое главное, подарили ему замечательный контрабас, работы великого брешианского мастера Гаспаро да Сало, сделанный для монахов венецианского монастыря св. Петра. Английский писатель Джордж Харт рассказывает, что, когда прокураторы вручили Драгонетти ключи от шкафа, в котором хранился контрабас, он проник ночью, без ведома монахов, в монастырскую церковь, и «захватив инструмент, излил на нем неисчерпаемый источник своих чувств. Звуки инструмента разнеслись по монастырским коридорам и достигли келий почивавших монахов. Разбуженные внезапным шумом, который, казалось, шел из недр земли, монахи подумали, что это злые духи. Сговорившись друг с другом, они быстро спустились по лестнице в капеллу, чтобы там помолиться. Но чем ближе они подходили к ней, тем страшнее становились все усиливавшиеся звуки, и тем больше они дрожали от страха. Несмотря на это, они, ободряя друг друга, открыли дверь и… как велико было их изумление, когда они увидели в полутьме хоров человеческую фигуру, которая, исполняя необычайную, фантастическую мелодию, качалась вперед и назад как в рукопашной схватке с „Гаспаро да Сало“, подобно бесноватому или пришедшему в ярость бойцу. Глядя на эту одержимую фигуру, некоторые монахи подумали, не видят ли они вдохновителя „Дьявольской сонаты“ Тартини, который проник на церковные хоры, чтобы заменить на этот раз скрипку контрабасом» Долгие годы Драгонетти был концертмейстером группы контрабасов симфонического оркестра и оркестра Итальянской оперы в Лондоне. Известно его выступление в качестве оркестранта — руководителя контрабасовой группы в Вене, куда он был приглашен в декабре 1813 года. Там Драгонетти участвовал в первом исполнения симфонического произведения Бетховена «Битва при Виттории». В 1845 году Драгонетти выступал в Германии, в Бонне, на открытии памятника Бетховену. Известно, что Драгонетти часто выступал как ансамблист со скрипачами и виолончелистами. Около 50 лет он концертировал с известным английским виолончелистом Робертом Линдли (1775—1855). Игра Драгонетти казалась современникам каким-то необъяснимым чудом. «Драгонетти наполнял театр таким ясным, полным и звучным тоном, какого нельзя было услышать ни у кого другого, — писал Каффи. — Слушая оркестровое вступление, можно было, не глядя в оркестр, сказать, — играет Драгонетти или нет. Он умел своим тяжелым инструментом направлять оркестр туда, куда хотел». https://youtu.be/ABDReZi-2Wg Domenico Dragonetti (1763 -- 1846) Double Bass Concerto in A major 1. Allegro moderato 2. Andante 3. Allegro giusto Гари Карр -контрабас
Особую роль в жизни Драгонетти играло дружеское общение с крупнейшими композиторами его времени. Специально для него, в самом начале исполнительской карьеры, композитор Джованни Баттиста Чимадоро написал концерт для контрабаса и струнного оркестра.
В 1795 году, когда в Лондон прибыл Гайдн, он подружился c ним и с приехавшим с ним скрипачом Феликсом Яневичем. Это вызвало в 1799 году поездку в Вену. Написанный примерно в эти годы Концерт для контрабаса, возможно, был создан Гайдном для Драгонетти.
Находясь в Вене, Драгонетти познакомился с Бетховеном и в марте 1799 года играл с композитором его Виолончельную сонату ор. 5 № 2 (соль минор). Позже Драгонетти встречался с Бетховеном в Вене в 1809 и 1813 годах. Драгонетти безупречно исполнял на контрабасе партию виолончели в Сонате и струнных квартетах Бетховена, заслужив высокую оценку автора. Именно Драгонетти познакомил Бетховена с богатейшими возможностями контрабаса. Это знание инструмента оказалось, в частности, в скерцо Пятой симфонии, а также в речитативе финала Девятой симфонии. На роль, которую придавал Бетховен контрабасу, указывают как его партитуры, так и следующие приписываемые ему знаменательные слова: «Контрабасист должен быть самым музыкальным музыкантом в оркестре». «Когда Драгонетти лежал уже на смертном одре, он показал друзьям свою руку, покрытую мозолями от многолетней игры, и сказал: „Посмотрите, эту руку когда-то пожал великий маэстро Бетховен в знак признания моих достижений“».
Дружеские отношения соединяли Драгонетти, уже в поздние годы жизни, с другим композитором, его соотечественником, Джоакино Россини. В 1831 году Драгонетти общался с Николо Паганини, выступавшим в то время в Лондоне.
Много интересных данных, раскрывающих круг музыкальных интересов Драгонетти, содержит его завещание, составленное 6 апреля 1846 года.
Драгонетти собрал большую нотную библиотеку, включавшую оперные партитуры, вокальные и инструментальные произведения. Партитуры современных опер были завещаны лондонской Итальянской опере, а более старые оперы (182 партитуры) — Британскому музею. Обширное собрание вокальных и инструментальных пьес перешло к друзьям Драгонетти.
Любопытны пункты завещания, касающиеся распределения обширной коллекции музыкальных инструментов, собранной Драгонетти. В неё входило 25 скрипок (Страдивари, Амати, Гаспаро да Сало), 7 альтов (в том числе инструменты Гаспаро да Сало и Амати), не менее четырех виолончелей и четыре контрабаса (из них работы Гаспаро да Сало). Все инструменты своей коллекции Драгонетти завещал различным итальянским и английским музыкантам. Одна из скрипок Амати была предназначена знаменитому скрипачу, ученику Паганини Камилло Сивори.
Примечательно, что в пункте, касающемся виолончелей, Драгонетти упоминает «очень большую виолончель, которая принадлежала знаменитому английскому певцу Бартлеману и является тем самым инструментом, на котором я играл в прошлом году на концерте старой музыки». Из этого пункта видно, что до последних дней жизни Драгонетти эпизодически играл и на виолончели. Свой любимый инструмент работы Гаспаро да Сало Драгонетти завещал Венецианскому собору св. Марка, поставив условие, чтобы первый контрабасист оркестра играл на этом инструменте в особо торжественных случаях
Вдали от сцены Драгонетти был эксцентричен.Он жил один с большой коллекцией картин, гравюр и кукол.Прежде всего Драгонетти любил кукол. Его комнаты на Лестерской площади были заполнены куклами всех форм и размеров.Он водил с собой любимых в гастроли и даже садил их в первом ряду на своих концертах. ′′ Но его одержимость пошла еще дальше - известный певец Генри Филлипс сообщил, что Драгонетти ′′ женился ′′ на любимой кукле: ′′ Большая черная кукла, которую он называл женой, а она иногда путешествовала с ним на музыкальные фестивали. ′′ Королевский музыкальный музей Лондона, имеет обширную коллекцию музыкальных инструментов, картин, рукописей и др. Пожалуй, самое странное - большая деревянная кукла, одетая в набивную ткань.Эта кукла была ценным владением Доменико Драгонетти.
Музыкальная классика
7 апреля 1763 года в Венеции родился Доменико Карло Мария Драгонетти, итальянский контрабасист, который первым завоевал мировое признание и высоко поднял престиж этого инструмента.
В детстве он выучился играть на гитаре, затем на скрипке, потом изучил виолончель. Юный Доменико аккомпанировал певице Бриджиде Банти, выступавшей в гостиницах и кофейнях. Серьёзно заниматься на контрабасе Драгонетти начал под руководством Микеле Берини, первого контрабасиста прославленного оркестра венецианского собора святого Марка. И уже в возрасте 18 лет юноша считался лучшим виртуозом такого музыкального города, каким была в XVIII веке Венеция.
После смерти Берини Драгонетти занял его место в оркестре собора св. Марка. Одновременно Драгонетти усиленно занимался изучением композиции, а также работал над своим общим образованием. Он находился в дружеских отношениях со многими выдающимися венецианскими композиторами и исполнителями, которые помогали молодому музыканту своими советами.Прокураторы Венецианской республики 13 декабря 1791 года наградили его, добавив ежегодно ещё 50 дукатов к уже значительному окладу, а самое главное, подарили ему замечательный контрабас, работы великого брешианского мастера Гаспаро да Сало, сделанный для монахов венецианского монастыря св. Петра.
Английский писатель Джордж Харт рассказывает, что, когда прокураторы вручили Драгонетти ключи от шкафа, в котором хранился контрабас, он проник ночью, без ведома монахов, в монастырскую церковь, и «захватив инструмент, излил на нем неисчерпаемый источник своих чувств. Звуки инструмента разнеслись по монастырским коридорам и достигли келий почивавших монахов. Разбуженные внезапным шумом, который, казалось, шел из недр земли, монахи подумали, что это злые духи. Сговорившись друг с другом, они быстро спустились по лестнице в капеллу, чтобы там помолиться. Но чем ближе они подходили к ней, тем страшнее становились все усиливавшиеся звуки, и тем больше они дрожали от страха. Несмотря на это, они, ободряя друг друга, открыли дверь и… как велико было их изумление, когда они увидели в полутьме хоров человеческую фигуру, которая, исполняя необычайную, фантастическую мелодию, качалась вперед и назад как в рукопашной схватке с „Гаспаро да Сало“, подобно бесноватому или пришедшему в ярость бойцу. Глядя на эту одержимую фигуру, некоторые монахи подумали, не видят ли они вдохновителя „Дьявольской сонаты“ Тартини, который проник на церковные хоры, чтобы заменить на этот раз скрипку контрабасом»
Долгие годы Драгонетти был концертмейстером группы контрабасов симфонического оркестра и оркестра Итальянской оперы в Лондоне. Известно его выступление в качестве оркестранта — руководителя контрабасовой группы в Вене, куда он был приглашен в декабре 1813 года. Там Драгонетти участвовал в первом исполнения симфонического произведения Бетховена «Битва при Виттории». В 1845 году Драгонетти выступал в Германии, в Бонне, на открытии памятника Бетховену. Известно, что Драгонетти часто выступал как ансамблист со скрипачами и виолончелистами. Около 50 лет он концертировал с известным английским виолончелистом Робертом Линдли (1775—1855).
Игра Драгонетти казалась современникам каким-то необъяснимым чудом. «Драгонетти наполнял театр таким ясным, полным и звучным тоном, какого нельзя было услышать ни у кого другого, — писал Каффи. — Слушая оркестровое вступление, можно было, не глядя в оркестр, сказать, — играет Драгонетти или нет. Он умел своим тяжелым инструментом направлять оркестр туда, куда хотел». https://youtu.be/ABDReZi-2Wg Domenico Dragonetti (1763 -- 1846) Double Bass Concerto in A major
1. Allegro moderato
2. Andante
3. Allegro giusto
Гари Карр -контрабас
В 1795 году, когда в Лондон прибыл Гайдн, он подружился c ним и с приехавшим с ним скрипачом Феликсом Яневичем. Это вызвало в 1799 году поездку в Вену. Написанный примерно в эти годы Концерт для контрабаса, возможно, был создан Гайдном для Драгонетти.
Находясь в Вене, Драгонетти познакомился с Бетховеном и в марте 1799 года играл с композитором его Виолончельную сонату ор. 5 № 2 (соль минор). Позже Драгонетти встречался с Бетховеном в Вене в 1809 и 1813 годах. Драгонетти безупречно исполнял на контрабасе партию виолончели в Сонате и струнных квартетах Бетховена, заслужив высокую оценку автора. Именно Драгонетти познакомил Бетховена с богатейшими возможностями контрабаса. Это знание инструмента оказалось, в частности, в скерцо Пятой симфонии, а также в речитативе финала Девятой симфонии. На роль, которую придавал Бетховен контрабасу, указывают как его партитуры, так и следующие приписываемые ему знаменательные слова: «Контрабасист должен быть самым музыкальным музыкантом в оркестре».
«Когда Драгонетти лежал уже на смертном одре, он показал друзьям свою руку, покрытую мозолями от многолетней игры, и сказал: „Посмотрите, эту руку когда-то пожал великий маэстро Бетховен в знак признания моих достижений“».
Дружеские отношения соединяли Драгонетти, уже в поздние годы жизни, с другим композитором, его соотечественником, Джоакино Россини. В 1831 году Драгонетти общался с Николо Паганини, выступавшим в то время в Лондоне.
Много интересных данных, раскрывающих круг музыкальных интересов Драгонетти, содержит его завещание, составленное 6 апреля 1846 года.
Драгонетти собрал большую нотную библиотеку, включавшую оперные партитуры, вокальные и инструментальные произведения. Партитуры современных опер были завещаны лондонской Итальянской опере, а более старые оперы (182 партитуры) — Британскому музею. Обширное собрание вокальных и инструментальных пьес перешло к друзьям Драгонетти.
Любопытны пункты завещания, касающиеся распределения обширной коллекции музыкальных инструментов, собранной Драгонетти. В неё входило 25 скрипок (Страдивари, Амати, Гаспаро да Сало), 7 альтов (в том числе инструменты Гаспаро да Сало и Амати), не менее четырех виолончелей и четыре контрабаса (из них работы Гаспаро да Сало). Все инструменты своей коллекции Драгонетти завещал различным итальянским и английским музыкантам. Одна из скрипок Амати была предназначена знаменитому скрипачу, ученику Паганини Камилло Сивори.
Примечательно, что в пункте, касающемся виолончелей, Драгонетти упоминает «очень большую виолончель, которая принадлежала знаменитому английскому певцу Бартлеману и является тем самым инструментом, на котором я играл в прошлом году на концерте старой музыки». Из этого пункта видно, что до последних дней жизни Драгонетти эпизодически играл и на виолончели. Свой любимый инструмент работы Гаспаро да Сало Драгонетти завещал Венецианскому собору св. Марка, поставив условие, чтобы первый контрабасист оркестра играл на этом инструменте в особо торжественных случаях
Но его одержимость пошла еще дальше - известный певец Генри Филлипс сообщил, что Драгонетти ′′ женился ′′ на любимой кукле:
′′ Большая черная кукла, которую он называл женой, а она иногда путешествовала с ним на музыкальные фестивали. ′′
Королевский музыкальный музей Лондона, имеет обширную коллекцию музыкальных инструментов, картин, рукописей и др. Пожалуй, самое странное - большая деревянная кукла, одетая в набивную ткань.Эта кукла была ценным владением Доменико Драгонетти.
#ладик#Драгонетти#ГариКарр#контрабас